12.12.2023

Нужно ли в 21 веке знание литературы. Место чтения в XXI веке. Пример для подражания


Анастасия Лубенец

Вряд ли можно сказать, что современные дети совсем не читают. Но очевидно и другое - нынешнее подрастающее поколение далеко не так сильно любит книги, как те, кто учился 30 и более лет назад. Чем вызваны такие перемены? Связано ли это с инновационными технологиями и гаджетами, с появлением которых мы перешагнули некий временной рубеж, попав в мир без любви к чтению, где кардинально изменился наш образ жизни? Или всему виной нынешнее родительское воспитание, а зачастую, увы, его отсутствие? И как справляется современная общеобразовательная школа с равнодушием детей к классической литературе?

«Дети не любят книги, они сейчас совсем не читают…» - можно услышать из телевизионных передач, от родителей, учителей и всех, кто обеспокоен образовательно-воспитательной проблемой нашего времени. Образ современного ребенка ассоциируется с телефоном или планшетом в руках, но никак не с книгой. И, если наши родители в детстве перед сном, забираясь под одеяло, брали с собой фонарик и тайком читали, то нынешнее подрастающее поколение делает почти то же самое, но с небольшой разницей: вместо книги под одеялом - планшет, а вместо чтения - электронные игры. Времена изменились, на дворе век 21-й.

Образования без воспитания не бывает

Учитель русского языка и литературы ставропольской общеобразовательной школы №19 Нелия Васильевна Антонова провела опрос в девятом классе на предмет, почему дети не читают.

Один из учеников рассказал следующее.

Я начал читать тогда, когда определился с кругом своих интересов. До тех пор, пока мне навязывали книги, я их упрямо отвергал. Но как только нашел интересную для себя тему (историю), мне сразу очень понравилось читать. Я считаю, что в этом большую роль сыграли мои родители, которые с раннего детства пытались приучить меня к чтению. Мама с папой читали со мной, обсуждали прочитанное, подкладывая всё новые книги, среди которых я выбирал те, которые меня наиболее привлекали. Так я вошел в раж. Ко многим книгам отношусь с прохладцей, но те, которые мне интересны, я читаю с удовольствием.

Ответом другого ребенка стало откровенное признание в том, что детям намного проще и интереснее посмотреть фильм, чем прочитать книгу.

Нам проще посмотреть фильм, где не надо напрягаться, где всё как на ладони, и вовсе не обязательно заставлять себя анализировать и думать. Мы понимаем, что книга и фильм - вещи разные, но мы не приучены к труду и самостоятельному добыванию знаний, поэтому книги для нас – своеобразное бремя, некий школьный предмет, который от нас требуют познать.


Анастасия Лубенец

Как рассказала Нелия Васильевна, в процессе беседы все ученики сводили свои выводы к тому, что виноваты в отсутствии их любви к чтению родители.

Поначалу мои мама с папой читали и обсуждали со мной книги, а потом отпустили в свободное плавание, и как только я ушла с контроля, перестала читать, - поделилась другая ученица.

Позиция современных родителей пугает педагогов и учителей. Как утверждают преподаватели, мамы и папы выполняют сейчас роль наблюдателей, они кормильцы, они одевают и обувают детей, но совершенно не занимаются их воспитанием. И, если раньше, в советское время, родители также много работали, но при этом находили возможность заниматься детьми, то у современных отсутствие времени из-за заработка денег – это их прикрытие и оправдание тому, что некогда уделять внимание ребёнку. По их мнению, прежде всего, школа должна воспитывать, развивать и приобщать к знаниям.

Школа школой, но родители должны быть рядом со своим ребёнком, - считает Нелия Васильевна. - Именно они должны прививать вкус к чтению с раннего возраста, иначе учитель мало, что может сделать.

А вот мнение другого педагога, учителя русского языка и литературы Светланы Федоровны Масловой.

Родители полностью отстранились от воспитания своих детей. Они вольно или невольно развивают в детях нездоровые меркантильные интересы, из-за чего у тех вырабатывается стремление к приобретению, а не к духовной пище, то есть к чтению. Сегодня уже с детсадовского возраста ребёнок включается в своеобразное соревнование, у кого телефон или планшет круче. А если бы читали детям в младшем возрасте русские народные сказки, а в отрочестве - Пушкина, Тургенева, Чехова, то и уровень воспитанности в подрастающем поколении был бы выше, душа рвалась бы не к крутым гаджетам, а к совершенствованию и достижению более высоких целей.

Пример для подражания


Анастасия Лубенец

Дети перестали читать не вчера. Сегодняшний нечитающий ребёнок – следствие того, что его родителям в своё время не была привита любовь к книгам. Нынешние ученики и студенты – дети поколения 90-х годов прошлого столетия, когда нужно было в буквальном смысле «выживать», поэтому их родители были в основном заняты зарабатыванием денег. Им некогда было заниматься духовной пищей. А нечитающие мама с папой не смогут привить любви к чтению.

Папа приходит с работы домой и берет в руки не книгу, а планшет или садится за компьютер. Здесь ситуация конечно неоднозначная, так как варианты деятельности на электронном устройстве весьма обширны, но остается только догадываться, чем занят папа: читает книгу, сидит в интернете или ловит покемонов. И о каком личном примере здесь приходится говорить…

Налицо и другой пример: молодые мамочки с колясками во время прогулки в парках сидят на скамейках и увлеченно «ковыряются» в мобильных телефонах на глазах у своих малышей. Наверное, не стоит повторяться, что у наших мам лет 30 - 40 назад в руках вместо телефонов были книги, и прежнее поколение в отличие от современного любило читать, бесконечно расширяя кругозор и повышая свой общеобразовательный уровень.

Конкуренты книг в 21-м веке

Оставим вопрос «почему дети не читают» и разберемся, почему так любили читать раньше. 30 и более лет назад в советской семье компьютеров и интернета не было. Люди находили ответы на все интересующие вопросы в книгах. Посредством чтения воспитывали себя, формировали свои натуры, характеры и отношение к жизни. Вот почему прежде книга была такой ценностью и вызывала безграничную любовь к себе.

Но если раньше чтение было одним из немногих видов досуга, то теперь выбор развлечений огромен: компьютерные игры, социальные сети, мобильные телефоны, один только интернет чего стоит! Неудивительно, что детям стало не до классики, как отечественной, так и мировой.

Невозможно сейчас представить мир без интернета, отныне это своего рода наш образ жизни. В поисках информации ученикам и студентам, впрочем, как и всем остальным больше необязательно бежать в библиотеку, когда под рукой есть гаджет с выходом в сеть. Но если любая книга сочетает в себе отборный и, что важно, проверенный материал, то значительная часть интернета способна увлечь читателя в информационную помойку. Безусловно, на просторах мировой паутины можно найти массу полезной информации не выходя из дома, но её необходимо сто раз проверить и что называется «отфильтровать». Вся беда в том, что интернет породил немало «диванных» знатоков и мыслителей, которые, не выходя на улицу и не имея реального представления о происходящем в мире, посредством социальных сетей, сайтов и форумов пытаются навязывать свои псевдонаучные мнения.


Анастасия Лубенец

На фоне всех этих новшеств, чтение как таковое потеряло свою популярность, читать больше не модно. А что модно – модно сидеть в социальных сетях, иметь крутой телефон или планшет, а лучше и то, и другое одновременно. И будет очень хорошо, если в электронную библиотеку гаджета будут включены хотя бы несколько классических литературных произведений.

Фэнтези вместо классики

Но не всё так плохо. И сказать, что дети и молодежь совсем уж не читают, мы не можем. В любом деле важен интерес. А интересны современному поколению произведения в жанре фантастической литературы - фэнтези. Речь идет о знаменитой серии книг о Гарри Поттере писательницы Джоан Роулинг, о «Властелине колец» Джона Толкина и, конечно же, о нашумевшей эпопеи Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени», а также прочих историях, основанных на использовании сказочных мотивов. Стоит отметить, что по всем эти произведениям были сняты фильмы. И далеко не факт, что вышеупомянутые книги были прочитаны, зачем, если можно ограничиться кинопросмотром…

Все эти произведения бесспорно весьма интересны, увлекательны и не просто так заслужили свою долю мировой популярности, но вряд ли они смогут составить конкуренцию классической литературе в вопросах воспитания и приобретения мудрости.

У популярного жанра есть как плюсы, так и минусы. Оно прекрасно развивает воображение, заставляет стремиться творить добро, но параллельно учит сражаться, а, значит применять силу, вырабатывает в сознании детей стремление к власти и превосходству.

В отличие от популярной литературы классическая учит нас задумываться над извечными вопросами, формирует личность в соответствии с нравственными принципами, развивает способность к сочувствию и сопереживанию, например, рассказ Тургенева «Муму». Классическая литература заставляет задуматься: что значит любить по-настоящему? Она формирует истинную любовь к Родине. Гоголь перед каждым ставит вопрос об истинных ценностях, заставляя читателя сделать свой выбор. Но, к сожалению, сейчас выбор осуществляется не в пользу классики, что, в свою очередь, не самым лучшим образом отражается на воспитании подрастающего поколения.

Вся надежда на школу

В наше время учителям приходится изощряться, чтобы привить любовь к чтению у детей. Нелия Васильевна пытается осуществить эту задачу с помощью читательских дневников.

В эти дневники ребята заносят описание произведений, которые они прочитали вне школьной программы. Некоторые выполняют это задание, потому что им действительно интересно прочитать что-то новое, другие просто, чтобы не получить плохую оценку, но если хотя бы один из этих поводов сработает, то уже появляется шанс завлечь ребенка в мир литературы.

Как рассказывают учителя, современная школьная программа по литературе далека от идеала, она перенасыщена количеством авторов, время на освоение которых значительно сокращено по сравнению с советским периодом. Перед учителями ставится задача не столько в подробном разборе того или иного произведения, сколько в ознакомлении учеников с именами авторов и названиями их работ. Количество часов, отводимое министерством образования на уроки литературы в выпускных классах, составляет три академических часа в неделю, или 105 уроков в год. В рамках допуска к ЕГЭ в начале декабря все ученики пишут сочинение, цель которого определить общую культуру речи учеников, их умение грамотно формулировать мысли, обосновывать свою точку зрения и проверить усвоенную программу.

****************

Время не стоит на месте, печатные издания сменяются электронными, но неизменным остается великий духовный потенциал русской классической литературы. Задача современного общества использовать его в полной мере для своего духовно-нравственного воспитания. В повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению» есть замечательные слова: «Русская литература воспитала человека, которому трудно быть подлецом». К этому и должны стремиться россияне из поколения в поколение.

И еще: все же интересно, что будут держать в руках наши потомки вместо современных планшетов через 30 - 40 лет… Поживем – увидим.

,

Сочинение

Все чаще и чаще перед молодым поколением встает вопрос: «Нужно ли современному читателю, читателю 21 века, читать роман Толстого «Война и мир»? Или нужно ли ему читать и знать Пушкина, Лермонтова, Чехова? Есть ли надобность современному читателю в Шекспире, Бальзаке, Стендале? Одним словом, нужно ли читать классику в наше время?

Для меня этот вопрос имеет лишь один ответ — безусловно, нужно. Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. В чем смысл моей жизни? Что есть счастье? Что есть смерть? Что для меня самое главное? Решить эти вопросы-проблемы и помогает классическая литература.

Лично меня не оставил равнодушным роман-эпопея Толстого Л. Н. «Война и мир». Мне очень близка идея этого писателя о необходимости самосовершенствования человека. Я тоже считаю, что красота, физическая и душевная, не дается от природы, над ней нужно работать. В постоянном самосовершенствовании и состоит смысл жизни. И счастье, к которому все так стремятся, нужно заслужить. Оно дается лишь людям, достигшим высокого духовного уровня.

По Толстому, человек может совершать ошибки. Это неизбежно, ведь человек несовершенен. Но люди должны стремиться к развитию и совершенствованию, а не «замирать» в одном состоянии. Такие люди-«мумии» представлены в романе в лице Элен Курагиной, например, или Сони. Сонечка хороша всем: и красива, и достаточно умна, и благонравна. Но скучна, потому что «застыла» на одном месте, предсказуема и неинтересна. Поэтому-то Николай Ростов, которого она так любит, замечает красоту Сонечки, но жениться на ней не хочет. Он думает, что «теперь столько еще других радостей и занятий!»

Наташа же Ростова жаждет жить, она не прикрывается, как Сонечка, «срисовыванием узоров». Наташа с головой окунается в жизнь, стремится чувствовать, совершать ошибки. Она хочет быть счастливой и, в конце концов, ей это удается. Наташа находит свою любовь, выходит замуж, у нее появляется своя семья, любящий муж и любимые дети. По Толстому, Наташа выполнила свое природное предназначение — стала матерью, продолжила свой род, то есть обрела смысл жизни.

Таким образом, «Война и мир» отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни о способах достижения счастья. А эти вопросы — самые актуальные во все времена.

Кроме того, это произведение показывает нам, на мой взгляд, идеальную семью, рисует взаимоотношения их членов. В романе это семья Ростовых и семья Болконских. Лично мне ближе семья Ростовых. Мне нравится дух, атмосфера, царящая в этом доме, нравятся, как родители относятся к своим детям и наоборот.

Главное в семье — это любовь, любовь безоговорочная, все принимающая и всех примиряющая. Строгая, но до безумия любящая своих детей княгиня Ростова. Добрый, простодушный, мягкий князь, готовый в любую минуту поддержать каждого из своих детей. Вспомним, как он достает деньги для проигравшегося в пух и прах Николая, закладывая имение.

Но и дети поддерживают родителей в трудный момент. Когда убили общего любимца, младшего Петеньку, княгиня чуть не сошла с ума от горя. Но Наташа очень сильно поддерживала свою мать, тем самым и она сама смогла легче пережить такое тяжелое для всей семьи событие.

В своем романе Толстой проповедует, кроме «мысли семейной», «мысль народную». Это, на мой взгляд, особо актуально в наше время. Сейчас, как и в начале 19 века, идет засилье зарубежной культуры. Страна говорит на английском языке, смотрит американские фильмы, слушает американскую музыку. Даже передачи, выпускаемые, вроде бы, русским телевидением, очень четко ориентируются на Америку, не учитывая специфику русского менталитета.

В начале 19 века кумиром русской знати была Франция. Ей подражали во всем, начиная с языка и заканчивая манерой поведения. Показателен в этом плане салон Анны Павловны Шерер. Здесь собирались сливки высшего общества, говорили только на французском языке, обсуждали французскую моду. Эти люди пусты, внутренне мертвы. Они не способны к настоящему патриотизму. В этом плане показательна их реакция на войну с Наполеоном. В салоне запретили разговаривать на французском — это все, на что они были способны. Такому лжепатриотизму противопоставлен подлинный патриотизм лучших героев Толстого. Например, Наташа Ростова очень близка простому русскому народу. Ее патриотизм идет из глубины души. Благодаря ее напору семья Ростовых отдает подводы для раненых. Истинно патриотичен Кутузов, он близок простым солдатам. Толстой превозносит полководца за его доброту, искренность, житейскую мудрость.

Читая классическую литературу, Толстого, в частности, можно обогатиться духовно и нравственно. Во времена технического прогресса есть большая опасность духовного увядания. Классические произведения Толстого, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее богатство. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что классическая литература не оставляет современного читателя равнодушным.

Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век.

Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать.
Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.

Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить.
Литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.

Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления.
Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.

Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь.
Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: «Литература в ХХІ столетии необходима!»

Сочинение-рассуждение

Не так уж и давно, в конце XX века, ученые прогнозировали исчезновение книжной культуры вообще. Дескать, зачем книги из бумаги, если теперь существует возможность всю Национальную библиотеку записать на один кристалл! Так, возможности информационных технологий сегодня достигли так далеко, как не заглядывали даже научные фантасты. Но книги остаются и еще долго будут оставаться большим достоянием культуры.

Как хорошо пахнет печатной краской новенькая книжка! Какие красивые в ней цветные иллюстрации! Можно полистать ее страницы сюда, пересмотреть комментарии.

Книги уже много тысячелетий сопровождают человеческую цивилизацию. Нас поражают таинственные засечки-надписи из палеолитических пещер, клинописные знаки на черном базальте, которыми записано первые в мире человеческие законы, глиняные дощечки из руин древнего Вавилона, египетские иероглифы, выведенные на папирусах. Древнейшая книга в мире - 13 папирусных томов с нумерованными страницами в кожаной оправе. Они найдены 1946 года в Луксоре, а написанные - в III столетии н.э.

Так долго книги переписывали за высокими стенами монастырей, приковывали книги цепями к церковным стенам, как великую ценность передавали в наследство. Свыше девятисот лет тому монахи-стенописцы изобразили киевского князя-воина Святослава в знак его образованности - с книгой в руках. Всем известная первая на Руси библиотека, созданная Ярославом Мудрым. На Евангелиях, привезенных со своим приданым киевской княжной Анной Ярославной, присягались французские короли в Реймсе. Большим богатством современных библиотек являются старопечатные книги - шедевры Иоганна Гутенберга и Ивана Федорова. Навеки вошли в казну культуры украинского народа «Апостол», «Острожская Библия». В последней было применено шесть печатных шрифтов, двухколонный набор, титульный лист.

Да и сегодня, когда на компьютерных дисках у меня уже собрано столько книжек, сколько в районной библиотеке, я все же иду в библиотеку, чтобы взять книгу, которая уже побывала у многих читателей. Она сохранила их одобрительные надписи, знаки негодования или вопросы. Кто-то уронив под влиянием эмоций на страницу слезу. Кто-то забыл между страницами китайскую закладку с шелковыми кистями. Однажды в библиотеке я просматривала томик Пушкина, выданный 1899 году, в год века со дня рождения поэта, и нашла там засохший цветок. Наверное, в какое-то июньское утро эту книжку читала юная гимназистка - и сделала свою закладку, положив тоненький цветочек, который и сохранилась к началу третьего тысячелетия среди пожелтелых страниц книги.

А какие замечательные золотые, серебряные, кожаные оправы старопечатных книг - прекрасные произведения средневековых художников! Это волшебные изделия голландских, французских, немецких ювелиров.

В отделе редчайших книг и рукописей Харьковской научной библиотеки им. Короленко сохраняется много старопечатных книг, малоформатных, малотиражных книжек, которые давно уже стали библиографической редкостью, книжки с автографами.

Надписи на книгах - это интересный предмет коллекционирования. Стихотворные пожелания, философские сентенции, даже даты с подписями великих людей могут стать в полезными тем, кто изучает их творчество.

Образцом читательской любви к книге есть экслибрис. Буквально это слово означает - «Из книг». Это графический знак, которым владелец намечает свои книги. Экслибрис всегда содержит рисунок на тему литературных или научных вкусов владельца. Первые экслибрисы появились в Германии во второй половине XV ст. их создавали Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн-Младший, Лукас Кранах.

Когда-то, наверное, электронные книги будут распространены, как газеты, будет возможность, сидя в поезде, подключиться к наибольшей в мире библиотеке и листать страницы, нажимая на клавиши, но невозможно будет кому-то подарить это произведение искусства, написать другу несколько трогательных слов или с гордостью показывать друзьям раритет, за которым охотился много лет…


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках