25.04.2024

Народы Сахалина: культура, особенности жизни и быта. Презентация на тему: "Малые народности Сахалинской области. На Сахалине проживали три основные этнические группы: нивхи, в основном на севере острова, ороки (ульта) в центральной.". Скачать бесплатно и


В изучении истории культуры прошлого своей страны люди, прежде всего, учатся понимать и уважать друг друга. Особенно интересны в этом плане народы Сахалина. Понимание другой ментальности сплачивает народы и нации. И это неудивительно, ведь нация без культурного наследия - это как сирота без роду и племени, которому не на что опереться.

Общая информация

До периода появления на Сахалине исследователей и путешественников из Европы, коренное население состояло из четырех племен: айнов (на юге острова), нивхов (обитали преимущественно в северной части), ороков (уильтов) и эвенков (кочевников с оленьими стадами).

Глубокое изучение особенностей жизни и быта народов Сахалина проводилось на экспонатах местного краеведческого музея. Здесь собрана целая коллекция этнографических экспонатов, которые являются гордостью музейного собрания. Имеются подлинные предметы, датированные 18-20 столетиями, что свидетельствует о существовании самобытных культурных традиций у аборигенов Курильских островов и Сахалина.

Народ айны

Представители этой нации относятся к древнейшим потомкам населения Японских, Курильских островов и Южного Сахалина. Исторически сложилось, что земли этого племени разделились на владения Японии и владения России на Дальнем Востоке. Связано это с тем, что российские исследователи изучали и осваивали Курилы и Сахалин одновременно с японскими землепроходцами, которые на тихоокеанском побережье вели аналогичные работы (о. Хоккайдо). Ближе к середине 19-го столетия народ айны с Курильских островов и Сахалина попадает под юрисдикцию России, а соплеменники с становятся подданными Страны восходящего солнца.

Особенности культуры

Айны - это народ Сахалина, относящийся к одной из самых загадочных и древнейших наций планеты. Представители народности кардинально отличались от монголоидных соседей физическим обликом, уникальным разговорным языком, многими направлениями духовной и материальной культуры. Мужчины со светлой кожей носили бороду, а женщины имели татуировки вокруг рта и на руках. Нанесение рисунка было весьма болезненным и неприятным. Сначала специальным ножом делали надрез над губой, затем обрабатывали рану отваром полыни. После этого втирали сажу, причем процедура могла длиться не один день. В результате получалось что-то наподобие мужских усов.

В переводе айн - это «благородный человек», принадлежащий народу. Китайцы представителей этой народности называли можень (волосатые люди). Это связано с густой растительностью на теле аборигенов.

Воинственное племя в качестве основного оружия использовало мечи с портупеями из растений, утяжеленные боевые дубинки с острыми шипами, а также лук и стрелы. В сахалинском музее хранится уникальный экспонат - военные доспехи, которые сделаны посредством плетения из полос шкуры лахтака. Этот раритет надежно защищал тело воина. Уцелевшие доспехи были найдены в семье старосты на озере Невское (Тарайка) в тридцатых годах прошлого столетия. Дополнительно об адаптации островитян к жизненным условиям свидетельствуют разнообразные рыболовные снасти и орудия для морского и сухопутного промысла.

Быт айнов

Представители этого народа Сахалина в охоте на животных использовали наконечники стрел, смазанные ядом аконита. Посуда была преимущественно из дерева. В быту мужчинами использовался оригинальный предмет икунись. Он служил для приподнимания усов во время пития алкогольных напитков. Это приспособление относится к ритуальным артефактам. Айны верили, что икунись является посредником между духами и людьми. Палочки украшали всевозможными узорами и орнаментами, символизирующими повседневную жизнь племени, включая охоту или праздники.

Обувь и одежда шилась женщинами из шкур сухопутных и морских животных. Накидки из рыбьей кожи украшались при помощи цветных тканевых аппликаций по вороту и обшлагам рукавов. Это делалось не только для красоты, но и для защиты от злых духов. Женская зимняя одежда представляла собой халат из меха нерпы, украшенный мозаикой и узорами из ткани. Мужчины в качестве повседневной одежды носили халаты из луба вяза, а на праздники надевали тканые костюмы из крапивы.

Миграция

О малочисленном народе - айнах - сейчас напоминают только музейные экспонаты. Здесь посетители могут увидеть уникальный ткацкий станок, одежду, сшитую представителями нации много десятилетий назад, и прочие предметы культуры и быта этого племени. Исторически так сложилось, что после 1945 года айны группой из 1200 человек перебрались на Хоккайдо в качестве японских граждан.

Нивхи: народ Сахалина

Культура этого племени ориентирована на добычу рыбы семейства лососевых, морских млекопитающих, а также собирательство растений и корешков, произрастающих в тайге. В быту применялись рыболовецкие орудия (иглы для плетения сетей, грузила, специальные крючки для На зверя охотились при помощи деревянных колотушек и копий.

Представители народности передвигались по воде на лодках различных модификаций. Самой популярной моделью была долбленка. Для приготовления ритуального блюда под названием мос, использовались черпаки, корыта и ложки из дерева, украшенные фигурной резьбой. В основу блюда входил который хранили в засушенных желудках сивучей.

Нивхи - коренные народы Сахалина, которые изготавливали красивые и уникальные вещи из бересты. Данный материал использовался для производства ведер, коробов, корзин. Изделия украшались уникальным тисненным спиральным орнаментом.

Одежда и обувь

Гардероб нивхов отличался от одежды айнов. Халаты, как правило, имели запашную полу (обычно слева). В экспозиции музея на Сахалине можно увидеть оригинальные накидки, сделанные из ткани в начале 20-го столетия. Стандартной промысловой одеждой для мужчин считалась юбка из меха нерпы. Женские халаты украшались узорной вышивкой в амурской стилистике. По нижнему подолу пришивались украшения из металла.

Зимний головной убор из рысьего меха отделывался маньчжурским шелком, что свидетельствовало о состоятельности и богатстве владелицы шапки. Обувь шили из шкур сивуча и нерпы. Она отличалась высоким показателем прочности и не промокала. Кроме того, женщины умело обрабатывали рыбью кожу, после чего делали из нее различные элементы одежды и аксессуары.

Многие предметы, характерные для коренных народов Сахалина, которые находятся в местном музее, собраны Б. О. Пилсудским (этнографом из Польши). За свои политические взгляды, он был сослан на сахалинскую каторгу в 1887 году. В коллекции имеются макеты традиционных жилищ нивхов. Стоит отметить, что наземные зимние жилища возводились в тайге, а летние дома строились на сваях в устьях нерестовых рек.

В каждой семье нивхов держали не менее десяти собак. Они служили как средство передвижения, а также использовались для обмена и уплаты штрафа за нарушение религиозного порядка. Одним из мерил богатства хозяина были именно нартовые собаки.

Главные духи у племен Сахалина: Хозяин гор, Владыка моря, Повелитель огня.

Ороки

Народ уильта (ороки) представляют тунгусо-маньчжурскую лингвистическую группу. Основное хозяйственное направление племени - оленеводство. являлись основным транспортным средством, используемым под вьюк, седло и нарты. В зимнюю пору кочевые маршруты пролегали по тайге северной части Сахалина, а летом - по побережью Охотского моря и в низинах залива Терпения.

Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе. Это не требовало специальной заготовки кормов, просто менялось место поселения по мере съедания подножных растений и культур. От одной самки оленя получали до 0,5 литра молока, которое пили в чистом виде либо делали масло и сметану.

Вьючный олень экипировался дополнительно различными сумками, седлом, коробами и прочими элементами. Все они украшались цветными узорами и вышивкой. В сахалинском музее можно увидеть настоящую нарту, служащую для транспортировки грузов при кочевании. Кроме того, в коллекции имеются охотничьи атрибуты (наконечники копий, самострелы, ножи для разделки, самодельные лыжи). Для уильтов зимняя охота являлась одним из основных источников дохода.

Хозяйственная часть

Женщины ороков умело выделывали оленью шкуру, получая заготовки для будущей одежды. Выкройка осуществлялась при помощи специальных ножей на досках. Вещи украшали орнаментальной вышивкой в амурском и растительном стиле. Характерная черта для узоров - тамбурный шов. Зимние предметы гардероба производились из меха оленей. Шубы, рукавицы, шапки украшались мозаикой и меховыми орнаментами.

Летом уильты, как и другие малочисленные народы Сахалина, занимались рыболовством, заготавливая про запас рыбу из семейства лососевых. Проживали представители племени в переносных жилищах (чумах), которые накрывались оленьими шкурами. Летом в качестве домов выступали каркасные постройки, укрытые корой лиственницы.

Эвенки и нанайцы

Эвенки (тунгусы) относятся к сибирским малочисленным народностям. Они ближайшие родственники маньчжуров, сами себя называют «эвэнкил». Это племя, тесно связанное с уильтами, активно занималось оленеводством. В настоящее время народ проживает преимущественно в Александровске и Охинском округе Сахалина.

Нанайцы (от слова "нанай" - "здешний человек") - это малочисленная группа, говорящая на собственном языке. Племя, как и эвенки, относится к ответвлению материковых сородичей. Они также занимаются рыбным промыслом и разведением оленей. После Второй мировой войны переселение нанайского народа на Сахалине с материка на остров носило массовый характер. Сейчас большинство представителей этой народности проживает в Поронайском городском округе.

Религия

Культура народов Сахалина тесно связана с различными религиозными обрядами. В основе представлений о высших силах у народностей острова Сахалина лежали магические, тотемные и анимистические взгляды на окружающий мир, включая животных и растения. Для большинства народностей Сахалина в максимальном почете был культ медведя. В честь этого зверя даже устраивали специальный праздник.

Медвежонка растили в специальной клетке до трех лет, кормили только при помощи специальных ритуальных ковшей. Изделия украшали резьбой с элементами пиктографических знаков. Убиение медведя происходило на специальной священной площадке.

В представлениях народов острова Сахалин, зверь символизировал горный дух, поэтому большинство амулетов содержали изображение именно этого животного. Обереги обладали огромной магической силой, хранились столетиями в семьях, передаваясь из одного поколения в другое. Амулеты подразделялись на лечебные и промысловые варианты. Изготавливали их шаманы или люди, страдающие серьезными заболеваниями.

В атрибутику колдуна входил бубен, пояс с массивными подвесками из металла, специальный головной убор, священная палочка и маска из шкуры медведя. По преданию, эти предметы позволяли шаману общаться с духами, лечить людей и помогать соплеменникам в преодолении жизненных трудностей. Найденные исследователями предметы и остатки поселений свидетельствуют о том, что народы побережья Сахалина хоронили умерших по-разному. Например, айны погребали покойников в земле. Нивхи практиковали сожжение трупов, устанавливая на месте кремации памятную деревянную постройку. В нее помещали фигурку, отождествляющую душу умершего человека. При этом проводился регулярный обряд кормления идола.

Экономика

Для народов, проживающих на Сахалине, огромную роль играла торговля между Японией и Китаем. В нее активно были вовлечены аборигены Сахалина и Амура. В семнадцатом столетии сформировался торговый путь из северной части Китая по Нижнему Амуру через территории ульчей, нанайцев, нивхов и других коренных народов, включая айнов на Хоккайдо. Предметами обмена становились металлические изделия, украшения, шелка и другие ткани, а также прочие предметы торговли. Среди музейных экспозиций тех времен можно заметить лаковую японскую посуду, шелковые украшения одежды и головных уборов, многие другие предметы этого направления.

Настоящее время

Если учитывать терминологию Организации Объединенных Наций, то коренные народы - это нации, проживающие на определенной территории до момента установления там современных государственных рубежей. В России этот вопрос регулируется федеральным законом «О гарантиях прав коренных и малочисленных народностей РФ, которые проживают на территории своих предков». При этом учитывается традиционный образ жизни, виды хозяйственной и промысловой деятельности. К этой категории относят группы людей численностью менее 50 тысяч человек, которые осознают себя самостоятельной организованной общностью.

К основным этническим группам Сахалина сейчас относится немногим более четырех тысяч представителей племен нивхов, эвенков, уильтов, нанайцев. На острове зафиксировано 56 родовых поселений и общин, размещенных в местах традиционного проживания, занимающихся характерной хозяйственной и промысловой деятельностью.

Стоит отметить, что чистокровных айнов на территории российского Сахалина не осталось. Проведенная в 2010 году перепись населения показала, что в регионе проживает три человека этой народности, но и они выросли в браке айнов с представителями других наций.

В завершение

Почитание собственного народа - это показатель высокого уровня самосознания и дань уважения предкам. Малочисленные народности имеют на это полное право. Среди 47 коренных наций в России, заметно выделяются представители Сахалина. Они имеют похожие традиции, ведут параллельную хозяйственную деятельность, поклоняются одинаковым духам и высшим силам. Однако между собой у нанайцев, айнов, уильтов и нивхов имеются определенные различия. Благодаря поддержке малых народностей на законодательном уровне, они не ушли в забвение, а продолжают развивать традиции своих предков, прививая ценности и обычаи молодым поколениям.

Хозяйство и быт нивхов

Основными занятиями нивхов издавна были рыболовство и морской промысел. В рыболовстве первое место занимал промысел проходных лососе­вых рыб - кеты и горбуши. Лососевых рыб добывали заездками, сетями и неводами. Заездок представлял собой изгородь из толстых кольев и пру­тьев в форме буквы «Г», расположенную перпендикулярно к берегу и «глаголыо» по течению. В этой части устанавливали подъемную сеть, у которой дежурили иа лодке. Рыба, идущая сплошной массой вдоль берега, натыкалась иа стенку заездка, поворачивала вдоль стены и попадала в сеть. Заметив движение сигнальных веревок, рыбаки поды­мали сеть и выгружали пойманную рыбу в лодку. Этот способ обычно давал хозяйству за несколько дней путины 4-5 тыс. лососей, вполне удовлетворявших его потребительские нужды. Заездок сооружался обычно коллективно несколькими семьями.

Неводы, небольшие по размерам, раньше плели из крапивных ниток. Тянули невод два-три рыбака, один из которых шел по берегу, а другие плыли в лодке. Позже нивхи от русских научились сшивать большие неводы. Белуг и осетров нивхи добывали гарпунами и крючковыми сна­стями - крючками на коротких веревочках, прикрепленных к длииной натянутой в воде бичеве.

Большое значение для нивхов имел лов частиковой рыбы, производив­шийся в течение всего года. Ее добывали с помощью удочек, ставными сетями (зимой и летом), плавными сетями (летом) и неводами (в весенне- осенний сезон).

Среди сахалинских и лиманских нивхов был развит морской промысел. Охотились на сивучей и тюленей. Сивучей ловили большими ставными сетями. Промышлять тюленей выходили ранней весной, с первыми при­знаками вскрытия льда. Били их гарпунами и дубинами (палицами), когда они вылезали греться на льдины. Охота на тюленей продолжалась, и летом. На открытой воде охотились на них с помощью пловучего гар­пуна (лых). Он представлял собой дощечку с острием гарпуна, прикреп­ленную к палке, длиной 10-30 м. Лых спускали на воду, охотник скры­вался неподалеку на лодке или на берегу. Завидев добычу, охотник осто­рожно направлял на нее лых и быстро вонзал его в животное.

Охота, по сравнению с другими народами Амура, играла у нивхов мень­шую роль. Сезон охоты начинался осенью, после окончания хода рыбы. В это время медведи выходят к речкам полакомиться рыбой, и нивхи под­жидали их с луком или ружьем. Иногда ставили самострелы. Зимой охо­тились на медведей с копьем. Вслед за охотой на медведя наступал сезон промысла соболя. Соболь и некоторые другие пушные звери (выдра, рысь, колонок) играли значительную роль в хозяйстве нивхов. Пушнина шла на китайский, позже на русский рынок. Амурские нивхи отправля­лись каждую осень на своих больших, дощатых, тяжелых на ходу лодках на соболиный промысел на Сахалин и возвращались оттуда только ран­ней весной. Вызывалось это обилием соболя на Сахалине. По берегам речек и на сваленных деревьях, служивших для соболей переходами через, речки, нивхи ставили многочисленные западни.

Главным орудием охотничьего промысла служило ружье, в начале- XX в. заменившее нивхский сложный лук с роговыми накладками. Нои позднее лук сохранялся в медвежьем празднике и в детских играх.. На белок и лисиц охотились с собаками. На крупных и мелких животных ставили самострелы.

Сельское хозяйство стало проникать к нивхам еще в середине XIX в. когда они начали впервые сажать картофель. Единичные нивхи рабо­тали раньше на извозе и других работах но найму.

Еще до прихода русских в некоторых поселках имелись специалисты кузнецы, перековывавшие японские, китайские, а позже и русские ме­таллические изделия для своих нужд; они изготовляли ножи прямые- и изогнутые, приспособленные для обстругивания дерева, наконечники стрел, гарпунов, копий и др. Кузнецы пользовались двойным мехом, наковальней и молотом. Сохранившиеся остатки массивных цепей гово­рят о высоком мастерстве кузнечного ремесла в прошлом.

Среди нивхов была распространена инкрустация серебром и медью> наконечников коиий. Старики занимались производством веревок из лыка и крапивы, а также изготовлением парт и собачьей упряжи.

К мужским работам относились рыболовство, охота, выделка орудий производства, в том числе снастей и средств передвижения, заготовка и перевозка дров, кузнечество. Женщины занимались обработкой рыбьих, тюленьих и собачьих шкур, а также бересты, пошивкой и орнаментацией одежды, приготовлением берестяной посуды, сбором растительных продук­тов, домашним хозяйством и уходом за собаками.

Ко времени советизации Дальнего Востока уклад материковых нив­хов характеризовался довольно сильным развитием товарных отношений. Старые формы коллективного производства и распределения почти пол­ностью исчезли под влиянием нараставших процессов имущественной дифференциации. Много рыбаков и охотников, лишенных орудий про­мысла, вынуждено было уходить на лесозаготовки, работать по найму, заниматься извозом. Незначительный доход от рыболовства заставлял нивхов обращаться к сельскому хозяйству. Пушная охота имела у амурских нивхов ничтожное значение. Продукция охоты на морских, животных - нерпу, белуху, сивуча - шла главным образом на потреби­тельские нужды. Лов рыбы производился артелями. Артели эти были обычно мелкие, из 3-7 человек. Практиковался наем рабочих в виде полупайщиков. Часть нивхов работала во время лова по найму на обработке рыбы.

У сахалинских нивхов рыболовство также имело очень важное зна­чение, но наряду с ним широко практиковался промысел на морского зверя и охота на медведя, соболя и некоторых других животных.

Основным питанием нивхов всегда была рыба, чаще всего в вяленом виде, юкола заменяла им хлеб. Мясная пища употреблялась редко. Пища приправлялась рыбьим жиром или жиром нерпы. Лакомым блюдом всегда считался мось, приготовляемый из отвара рыбьих кож, тюленьего жира, ягод, риса, иногда с прибавлением накрошенной юколы. Другим лакомым блюдом являлась талкк - салат из сырой рыбы, приправленной черемшой. С рисом, пшеном и чаем нивхи познакомились еще во времена торговли с Китаем. После появления на Амуре русских нивхи стали употреблять, хотя и в незначительном количестве, хлеб, сахар и соль.

Исконным, а до недавнего прошлого единственным домашним живот­ным у нивхов была собака. Она выполняла роль упряжного животного и давала мех для одежды, мясо ее употребляли в пищу, она была распространенным объектом обмена, играла видную роль в религиозных представлениях и обрядах. Количество собак в хозяйстве было показа­телем зажиточности и материального благополучия. Обычно в каждом хозяйстве содержали по 30-40 собак, требовавших немалого ухода. Кормом им чаще всего служили рыба и тюлений жир; запасы корма при­ходилось заготовлять на всю зиму, в течение которой собаки максимально использовались как ездовые животные.

Старинная нарта нивхов, которую еще застал Шренк в половине, прошлого века, была настолько узкой, что на ней ездок сидел верхом, опираясь ногами на небольшие лыжи, а иногда приподнимался и бежал в таком положении на лыжах. Полозья этой нарты были загнуты и спе­реди и сзади. Собак запрягали змейкой, т. е. привязывали их к ремню- потягу не попарно, а по одной, то с той, то с другой стороны по очереди. Сбруей служил простой ошейник, так что собака тянула шеей.

Еще не так давно на медвежьем празднике устраивали гонки на со­баках, употребляя для этого старые нарты и старую упряжку. Собачья упряжь и нарта, появившиеся у нивхов в начале XX в., значительно от­личаются от прежних. Более позднее упряжное собаководство у нивхов (так называемого восточносибирского типа) характерно более вмести­тельной нартой с вертикальной дугой и попарной упряжкой не в ошей­ники, а в лямки, в которых собаки тянут грудью.

Развитие извозного промысла вызвало переход на новый тип нарты. Увеличение устойчивости и размера нарты позволило перевозить до 200 кг груза. Впрягали обычно 9-11 собак. Самая обученная и ценная собака - передовик. К ней были обращены обычно окрики управления возницы - каюра. Останавливали собак окриком и тормозной палкой. Собак впрягали не только в нарту, но иногда и в лодку на более длинном потяге.

Лошадь в качестве транспортного животного появилась у нивхов сравнительно недавно.

Зимой средством передвижения по суше, кроме собачьего транспорта, служили лыжи - голицы без меха или лыжи с подклеенным тюленьим мехом. Первыми пользовались для небольших переходов, вторыми - для дальних походов в сезон пушной охоты. Отличительную особенность нивхских лыж составляли деревянные нащепы, прибивавшиеся поверх шкуры.

По речкам (главным образом на Сахалине) плавали на легких долбленках, которые делали из тополя. Долбленки эти были на­столько легки, что их переносили на руках через встречавшиеся препятствия (мели, перешейки). Передвигались на них при помощи весла и шеста, которым пользовались обычно при подъеме против течения. Для дальних переездов у нивхов имелась большая лодка, аналогичная ульчской, нанайской и орочской. Ее строили из трех широких кедровых досок, нижняя (дно) на носу была загнута кверху и выдавалась над водой лопатой. Гребли на ней 2-4 парами весел, занося отдельно весла правого и левого бортов.

Селения нивхов обычно располагались около устьев нерестовых ре­чек и лишь редко насчитывали более 20 жилищ. Еще недавно дома со­родичей ставились рядом. Лет 40-50 назад среди сахалинских нивхов была еще широко распространена землянка. Для нее вырывали яму глубиной в 1.25 м, над которой ставили из тонких бревен остов и снаружи засыпали его землей. Дымовое отверстие служило окном, очаг устраи­вали посредине, вокруг шли нары. В конце XIX в. вход в землянку был уже не через крышу, а через длинный низкий коридор.

У амурских нивхов, примерно со времени Минской династии, землянки стали вытесняться маньчжурскими фанзами каркасного типа, распростра­нившимися по всей территории нанайцев и перешедшими к нивхам. Тип постройки и распределение мест внутри зимника у нивхов были такие же, как у ульчей. Лето нивхи обычно проводили в летниках. Лет­ник - это постройка на сваях в 1.5 м высотой. Он состоял из двух поло­вин: задней - жилой, освещаемой через отверстие в крыше, и передней, служившей амбаром. Вокруг летника обычно были расположены вешала для вяления рыбы и свайные лабазы для хранения разных продуктов. Общий вид свайного летнего жилища нивхов ничем не отличался в общем от ульчского летника-амбара.

Старый летний мужской костюм нивхов во многом совпадал с нанай­ским. Он состоял из штанов (варги), халата, доходящего до колен и за­стегивающегося слева направо, обуви, сшитой из тюленьей кожи, и ко­нической берестяной шляпы (х’ифх’акк). Штаны и халат шили из синей или серой бумажной материи. Женский летний халат из рыбьей кожи или из материи был более длинным и украшался по подолу медными пластинками. Зимой поверх халата носили одежду из темного меха, сшитую мехом наружу. Во время поездок на нартах для предохранения меха от вытира­ния мужчины поверх меховой одежды носили юбочку из нерпичьей шкуры (для одежды покойника шкура нерпы не употреблялась). На голову на­девали наушники и меховую шапку. Отличия мужской одежды от женской сводились к большему количеству вышивок и аппликаций и большему разнообразию материала для женской одежды (шелк, сукно, рысий мех на шапке).

Материал для одежды нивхи приобретали прежде у китайских и рус­ских торговцев. Для обуви, халатов и шуб пользовались специально вы­деланными кожами сазана, кеты и щуки, нерпичьей и лосиной ко­жей, собачьим мехом и т. п.

В дореволюционное время как мужчины, так и женщины волос не стригли, а заплетали - мужчины в одну, женщины в две косы

Численность

В 1989 году в России было 4631 нивхов, в том числе в Хабаровском крае – 2386, в Сахалинской области – 2008. По данным переписи населения 2002 года – 5287 человек.

Язык

Нивхи составляют особый амуро-сахалинский антропологический тип северо-азиатской расы. Язык изолированный, имеет амурский, северно-сахалинский и восточно-сахалинский диалекты. Письменность с 1932 года на основе латыни, с 1953 – русской графики. По современным данным, нивхский язык имеет в своем составе элементы, связывающие его с южно-азиатским, алтайским, маньчжурским и тунгусским языками. Археологическими исследованиями установлены многократные миграции нивхов, начиная с неолита, на Нижний Амур с юго-востока и запада. Таким образом, формирование культуры нивхов происходило в условиях, далеких от строгой изоляции, которую им вначале приписывали исследователи.

НИВХСКИЙ ЯЗЫК (стар.выражение - гиляцкий), язык нивхов. Генетически изолированный, обычно относят к так называемым палеоазиатским языкам. Письменность на основе русского алфавита.

Расселение

Живут на Нижнем Амуре (Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края), а также на острове Сахалин (Рыбновский и Александровский районы на западном берегу и Тымовский район).

Традиционные занятия

Основное традиционное занятие нивхов – рыболовство , дававшее пищу для людей и собак, материал для изготовления одежды, обуви, парусов для лодок и др. Занимались им круглый год.

Главный промысел – добыча проходного лосося (горбуша в июне, кета в июле и сентябре). В это время делали запасы юколы – вяленой рыбы. Сушеные рыбьи костяки заготавливали на корм для ездовых собак. Орудиями лова служили остроги (чак), крючки разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразные удочки, сети прямоугольные, мешкообразные, ставные (в т.ч. подледные) и плавные (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), невода (кыр ке), сачки, летние и зимние запоры (изгороди в реках с сетной ловушкой).

Большую роль в хозяйстве Сахалина и Амурского лимана играл морской зверобойный промысел . Весной и летом животных (нерп, лахтаков, сивучей) добывали сетями, неводами, крючками, ловушками (пырь, ршейвыч, хонк и др.), гарпунами (осмур, озмар), острогой с плавающим древком (тла) и своеобразным рулем (лаху). Зимой отыскивали с помощью собак продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки (китын, нгырни и др.). В низовьях Амура весной промышляли нерп и дельфинов. Морской зверь давал мясо и жир; одежды, обуви, подклейку лыж, выделку различных домашних предметов.

Таежный охотничий промысел был наиболее развит на Амуре . Многие нивхи охотились вблизи жилища, к вечеру всегда возвращались домой. На Сахалине охотники уходили в тайгу максимально на неделю. Мелких зверьков добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами (юру, нгарходь и др.), медведей, лосей – с помощью копья (ках), лука (пунч). Со 2-й пол. XIX в. широко использовалось огнестрельное оружие. Пушнину нивхи обменивали на ткани, муку и др.

Женщины собирали и заготавливали впрок лекарственные и съедобные растения, корни, травы, ягоды. Различные корни, береста, прутья и др. шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали крапивное волокно для плетения сетей и т.п. Мужчины запасали строительные материалы.

Рыбачили и добывали морского зверя с лодок – дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2–4 парами весел. В сер. XIX в. такие лодки из кедра нередко получали от нанайцев. На Сахалине употреблялись также долбленки из тополя со своеобразным козырьком на носу.

Зимой передвигались на нартах, в них запрягали до 10–12 собак попарно или «ёлочкой». Нарта (ту) амурского типа – прямокопыльная, высокая и узкая, с двустороннезагнутыми полозьями. Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи. В кон. XIX – нач. ХХ в. нивхи начали применять широкие и низкие нарты восточно-сибирского типа.

Лыжи у нивхов, как и у других народов Амура, были 2 типов – длинные голицы для весенней охоты и подклеенные мехом нерпы или камусами лося – для зимней.

Традиционные верования

Религиозные представления нивхов основаны на вере в обитавших повсюду духов – на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве и т.п. Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы. «Горный человек», хозяин тайги Пал Ыз, представлявшийся в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол Ыз, или Тайраадз, – морская косатка. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги. Охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа, существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника; пойманного в тайге или купленного у негидальцев или нанайцев медвежонка растили 3–4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников. Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом, в этом хозяину помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось много правил и запретов. Например, к нему запрещалось подходить женщинам.

Медвежий праздник, длившийся иногда 2 недели, проводили зимой, в свободное от промыслов время. На него обычно собиралась вся родня (даже далеко живущая). Детали медвежьего праздника у нивхов имели локальные различия. Особенности обряда зависели и от того, устраивал ли хозяин праздник после смерти родственника или просто по случаю поимки медвежонка.

Нивхи, в отличие от других народов Амура , кремировали захоронение в земле. Обряд сожжения отличался у разных групп нивхов, но общее в его содержании преобладало. Труп и инвентарь сжигали на огромном костре в тайге (при этом исполнялись кострища и огораживали срубом. Изготавливали деревянную куклу (прикрепляли к ней косточку от черепа покойного), одевали, обували и помещали в специальном домике – раф , высотой около 1 м, украшенном резным орнаментом. Возле него совершали регулярные поминальные обряды (особенно часто раз в месяц в течение года, после этого – каждый год), угощались, в костер бросали пищу – для умершего. Характерен обряд символического погребения человека, тело которого не нашли (утонул, пропал, погиб на фронте и т.п.): вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей, травы, ее одевали в одежду умершего и закапывали в землю или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

Члены одного рода, жившие в общем селении, зимой устраивали моления духам воды, опуская жертвы (еду на ритуальной утвари) в прорубь; весной, после вскрытия реки, жертвы бросали в воду с украшенных лодок из специальных деревянных корытец в виде рыб, уток и т.п. 1–2 раза в год молились в домах духу-хозяину неба. В тайге у священного дерева призывали духа-хозяина земли, обращались к нему с просьбами о здоровье, удаче в промыслах, в предстоящих делах. Духов-хранителей дома в виде деревянных куколок помещали на специальных нарах, им также приносили жертвы, «кормили» их.

Самоназвание

НИВХИ (самоназвание - нивх – человек). В прошлом нивхи , ульчи , негидальцы назывались гиляками. Название было распространено русскими поселенцами на другие нижнеамурские народы – негидальцев , ульчей и др. Этноним «НИВХИ» официально утвержден в 1930-х годах.

История

Ремёсла

Традиционные поселения

Нивхи исконно оседлы, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Зимнее жилище – тыф, дыф, таф – большой бревенчатый дом, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Двускатная крыша крылась травой. Дома однокамерные, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от 2 очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводился высокий настил на столбах, в сильные морозы на нем держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2–3 семьи, на своем участке нар.

С наступлением тепла каждая семья переселялась из зимнего жилища в летнее селение у озера или протоки, вблизи промысла. Каркасные летники из коры чаще всего ставили на сваях, имели различную форму: 2-скатные, конические, 4-угольные. Из 2 помещений одно служило амбаром, другое – жилищем с открытым очагом. Для хозяйственных нужд строили срубные амбары на высоких столбах, ставили вешала для сушки сетей, неводов и юколы. На Сахалине до начала ХХ века сохранялись старинные землянки с открытыми очагами и дымовым отверстием, в ХХ веке распространились срубные дома типа руссской избы.

Традиционный костюм

Одежду шили из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Издавна пользовались также покупными тканями, которые получали за пушнину у маньчжурских, а потом у руссских торговцев. Мужские и женские халаты ларшк – покроя кимоно, левополые (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее). Женские халаты длиннее мужских, украшали аппликацией или вышивкой, а по подолу – металлическими бляшками, нашитыми в один ряд. Зимние тканевые халаты шили на вате.

Праздничные из рыбьей кожи украшали орнаментом, наносимым красками. Зимняя одежда – шубы ок из собачьих шкур, мужские куртки пшах из нерпичьих шкур, у более состоятельных – женские шубы из меха лисиц, реже – из меха рыси. Мужчины в дорогу для езды на нартах (иногда во время подледного лова) поверх шуб надевали юбки хоск из нерпичьих шкур.

Нижняя одежда – штаны из рыбьей кожи или ткани, ноговицы, женские – из ткани на вате, мужские – из собачьего или нерпичьего меха, короткие мужские нагрудники на меху, женские – длинные, тканевые, украшали бисером и металлическими бляшками. Летние шапки – берестяные, конической формы; зимние – женские тканевые на меху с украшениями, мужские – из собачьего меха.

Поршневидная обувь делалась из сивучьих или нерпичьих шкур, рыбьей кожи и прочих материалов, имела не менее 10 различных вариантов. Отличалась от обуви других народов Сибири высокой «головкой»-поршнем, голенища кроились отдельно. Внутрь вкладывали согревающую стельку из особой местной травы. Другой тип обуви – сапожки (похожие на эвенкийские) из оленьих и лосиных камусов и нерпичьих шкур.

Одежду, обувь, предметы утвари нивхи украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, основы которого известны еще по археологическим находкам.

Пища

В рационе нивхов преобладала рыбная и мясная пища. Предпочитали свежую рыбу – ели ее в сыром, вареном или жареном виде. Юколу при изобильном улове делали из любой рыбы. Из голов и кишок вываривали жир: по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы, которую можно было хранить неограниченно долго. Из юколы, свежей рыбы и мяса варили супы, добавляя в них травы и коренья. Покупные мука и крупы шли на приготовление лепешек, каш, которые ели, как и другие блюда, с большим количеством рыбьего или нерпичьего жира. В конце XIX века в обмен на рыбу начали приобретать у русских картофель.

Семья

Средняя семья нивхов в 1897 состояла из 6, иногда 15–16 человек. Преобладали малые семьи из родителей с детьми, а также нередко из младших братьев и сестер главы семьи, его старших родственников и др.

Редко женатые сыновья жили совместно с родителями. Невесту предпочитали выбирать из рода матери. Существовал обычай кросскузенного брака: мать стремилась женить сына на дочери своего брата. Родители договаривались о браке детей в возрасте 3–4 лет, затем они вместе воспитывались в доме будущего мужа. По достижении ими 15–17 лет брачная жизнь начиналась без каких-либо специальных обрядов. В тех случаях, когда браки заключались между неродственными родами, нивхи следовали тщательно разработанному ритуалу (сватовство, договоры о калыме, вручение калыма, переезд невесты и т.п.). При переезде невесты исполнялся ритуал «топтания котлов»: родители жениха и невесты обменивались огромными котлами для варки корма собакам и молодые должны были поочередно наступать на них у дверей дома невесты и дома жениха. Со 2-й пол. XIX в. с возникновением имущественного неравенства и под влиянием русских свадьбы в зажиточных семьях стали устраивать многолюдные и многодневные свадебные пиры.

Фольклор

Фольклор нивхов включает разнообразные жанры.

  • Термин т’ылгур объединяет различные по тематике произведения. Среди них центральное место занимают мифологические рассказы . Многие из них связаны с тотемистическими представлениями и промысловым культом.
  • Вторую группу т’ылгуров составляют произведения более реалистического содержания. В них повествуется о правилах поведения в быту и на промысле, о родового общества, о наказании людей, нарушивших табу.
  • Третью группу составляют т’ылгуры, пограничные со сказками – волшебными и о животных. Это

рассказы о спасенном тигре, который благодарит род своего спасителя; о жадных братьях, наказанных представителем обедневшего рода; а также на этиологические темы, например, почему комары или вши сосут кровь.

Нызит – жанр, наиболее соответствующий термину «сказка». В отличие от т’ылгура, в содержание которого верят, нызит имеет чисто развлекательный характер. Основной герой – Уму Нивх – Храбрый воин.

Другая распространённая тема сказок – злые духи, в т.ч. в лице найденных младенцев. Были популярны сказки о злой женщине Ралкр Умгу.

В некоторых сказках диалоги и монологи пелись. Слушатели должны были поддерживать сказочника возгласом «хый», свидетельствующим об их внимании (т’ылгуры слушались молча). В сказках широко употребляются образные слова, специальные глагольные суффиксы и др. средства выразительности.

Загадки утгаврк могли существовать в составе прозаичных жанров, но чаще – самостоятельно. Наиболее распространённые темы загадок – части тела, материальная культура и явления природы. «Что это, что это? Два братца живут в одном доме, а никогда не видятся?» (Глаза). Некоторые загадки можно разгадать, лишь зная традиционный быт нивхов. Например, «Что это, что это? Верхние смеются ха-ха, нижние стонут ой-ой» (Бревна в стене).

Обрядовые песни в силу их специфики в настоящее время не бытуют. На Сахалине известны песни тятя-дугс , ранее исполнявшиеся на медвежьем празднике. Они произносились речитативом под звуки музыкального бревна, содержали иносказательное обращение к медведю. Чаще всего тятя-дугс – четверостишия, изредка и др. строфы, содержащие рефрен. В художественной самодеятельности тятя-дугс приобрели новый, игровой смысл.

Песни-плачи чырйудь у погребальных костров – импровизации с выражением скорби по умершему.

Сахалин, где с давних времен живут малочисленные народы - нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы, - является колыбелью культуры аборигенов края, создавших самобытное декоративно-прикладное искусство. Как и все народное искусство, оно родилось из необходимости изготовления бытовых вещей и стремления соединить в них функциональность и красоту. Народы Сахалина, охотники, рыболовы и оленеводы, создавая одежду, утварь, орудия труда, отражали в них декоративным языком свое мироощущение, информировали о быте и хозяйстве.

В 60 - 70-е годы в связи с переселением аборигенов Сахалина в крупные поселки и отрывом их от традиционных промысловых угодий обычай, придававший народному искусству обязательность, постепенно уходит в прошлое. Распространение одежды русского типа приводит к постепенному отмиранию традиционного народного костюма. Активная трудовая и общественная деятельность вытесняет трудоемкое рукоделие. Казалось, оно находится на грани вымирания. Однако тяга к традиционному искусству продолжала сохраняться, приобретая новые формы современной жизни. Регулярно проводившиеся традиционные праздники народов Севера, сопровождавшиеся выставками декоративно-прикладного искусства, способствовали восстановлению интереса к национальному искусству. Изделия этих лет в большей степени утрачивают свое назначение служить для повседневных бытовых потребностей и воспринимаются как ценности художественные, удовлетворяющие именно эстетические потребности.

В 70-е годы в городах и поселках Сахалина были созданы государственные специализированные предприятия по изготовлению художественных изделий и сувениров. К этой деятельности привлекались народные мастера города Поронайска, поселков Ноглики, Некрасовка, Виахту и села Вал. В ассортимент художественных изделий и сувениров, выпускаемых этими предприятиями, вошли изделия из оленьих шкур, камуса, шкуры нерпы, ровдуги и других природных материалов.

Начавшийся распад экономики, связанный с перестройкой Советского Союза, коснулся и этих предприятий. Преобразованные в 1989 году в национальные специализированные предприятия, они несли убытки из-за непомерных налогов и недостатка рынков сбыта и постепенно прекратили свое существование. В настоящее время современное прикладное искусство народов Севера Сахалина в значительной мере носит самодеятельный характер, хотя и имеет тенденцию к оформлению национального профессионального декоративно-прикладного искусства. Теперь лишь отдельные мастера пытаются сохранить традиционное искусство. Среди них выделяются уйльтка Огава Хацуко (1926 - 1998), нанайка Нина Докимбувна Бельды (1925 - 2002), нивхки Ольга Анатольевна Няван (род.1915), Лидия Демьяновна Кимова (род.1939), уйльтка Вероника Владимировна Осипова (род.1966), нивхи Валерий Яковлевич Ялин (род.1943), Федор Сергеевич Мыгун (род.1962) и другие.

Всеми талантами была одарена нанайская мастерица Н. Д. Бельды, в совершенстве владевшая игрой на традиционных инструментах: варгане, бубне, шаманском поясе, хранящая в своей памяти множество оригинальных нанайских песен, владеющая искусством импровизации, сама сочиняющая произведения в национальном духе. Ее манера пения была настолько оригинальна, что записи песен в ее исполнении использовали другие нанайские коллективы. Так, например, нанайский ансамбль «Гивана» из Хабаровского края использовал песни в ее исполнении в спектакле-сказке «Айога». Первый лауреат губернаторской премии (1999), она сразу заявила о себе как о большом художнике с врожденным чувством колорита, композиционным чутьем, как мастере, владеющем не только национальными технико-художественными приемами, но и знатоке национальных художественно-эстетических традиций. Нивхский мастер Л. Д. Кимова начала заниматься национальным искусством уже в зрелом возрасте. Изучая подлинники, копируя их, Лидия Демьяновна постепенно овладела практически всеми материалами и традиционными видами женского художественного творчества нивхов.

Особым талантом, высоким художественным вкусом, твердой рукой и природным интуитивным чутьем среди сахалинских резчиков по дереву выделяется В. Я. Ялин. Богатой орнаментикой, сложностью профилировок ручек отличаются ложки, вырезанные В. Ялиным к выставке в 2000 году. Вариации форм ручек и орнаментов - индивидуальное творчество мастера проявилось здесь с большой полнотой.

Коллекция Сахалинского областного художественного музея, насчитывающая более 100 предметов, создавалась в последнее десятилетие. Собранная благодаря целевому финансированию Министерством культуры РФ проекта «К истокам. Аборигены Сахалина» и поддержке компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд», она характеризует состояние современного декоративно-прикладного искусства народов Севера Сахалина. В коллекции музея хорошо представлена праздничная одежда народов Сахалина, декор которой как бы замыкает одежду, создавая особый микромир, чем обычно и является любой национальный костюм.

Национальный костюм занимает значительное место в творчестве нивхского мастера Л. Д. Кимовой. В нем она достигла особых высот, став признанным мастером народного костюма. Именно в этом качестве она была приглашена для работы над кинофильмом «Пегий пес, бегущий краем моря». Праздничные женские халаты, мужские рубашки и другие изделия, изготовленные ею, находятся в музеях страны и за рубежом. В ее работах более всего поражают цветовая гармония, изысканный подбор тканей, продуманность цвета и формы дополнительных деталей. Среди праздничных халатов Лидии Демьяновный Кимовой особый интерес вызывает халат, выполненный по мотивам нивхского из рыбьей кожи с орнаментированной спинкой, одетая в который нивхская женщина танцует под звуки музыкального бревна на медвежьем празднике. Мастерица сшила халат из белой шерсти и вышила на спине орнамент, в основе изображения которого лежит попытка художественного осмысления природы родного края. Давнюю мечту по созданию серии традиционной нивхской одежды Лидия Демьяновна реализовала в изготовлении коллекции кукол в нивхской одежде.

Среди них экзотической красотой наряда выделяется охотник-лучник в нерпичьей юбке. Здесь все этнографически точно, начиная с лыж, подбитых мехом нерпы, коротких нерпичьих подвязанных у щиколотки унтов, до нерпичьей юбки с поясом и подвешенными к нему ножнами и сумочкой для огнива.

Орнаменты нанайского халата Н. Д. Бельды ярки, расположение узоров плотное. Чешуйчатый орнамент на спинке халата, прорезная аппликация, тесьма и канты по краям халата подчеркивают его праздничное назначение.

Каждая дальневосточная мастерица имела запас различных заготовок для украшения одежды. Чтобы украсить вещь орнаментом, вышитым или аппликативным, требовалось много времени, поэтому к шитью праздничных и свадебных халатов готовились заранее. В коллекции музея есть такие заготовки на халат старейшей нивхской мастерицы О. А. Няван c изысканным графичным орнаментом. Кроме халатов в фондах музея представлен и другой тип одежды - платье женщин уйльта в комплекте с нарядным нагрудником, головным убором и сумочкой для рукоделия. Такой костюм воссоздан группой женщин уйльта Севера Сахалина в 1994 году и выполнен молодой мастерицей Вероникой Осиповой из поселка Ноглики.

Единственный предмет сахалинских эвенков в коллекции музея - сумочка «авса», сшита из камуса оленя и замши. Главное украшение сумочки - полуовальная замшевая пластина в верхней части сумочки, расшитая подшейным оленьим волосом и украшенная белыми круглыми пластинками с красными бусинками в центре. В полукруглый край пластины инкрустированы кисточки белого и темного меха, придающие ей праздничный, нарядный вид.

Не менее красив кисет уйльта из светлого меха нерпы Огавы Хацуко. Форма его традиционна - мешочек, чуть суживающийся кверху. Нивхский кисет - автор Кимова Л. Д.- сшит из чередующихся светлых и темных полосок рыбьей кожи. На золотистой и темно-серой поверхности кисета очень декоративно смотрятся красные вставки и сохранившиеся следы от чешуек.

В изготовлении обуви у народов Сахалина, кроме других материалов, широко использовалась ровдуга, получаемая путем намачивания в воде оленьей шкуры с последующим счищением с неё шерсти и копчением. На детских торбасах, выполненных Огавой Хацуко из этого материала, привлекает внимание вышитый узор их двух парных спиралей и изображений, напоминающих лягушку в прыжке.

Большим разнообразием используемых материалов и техник исполнения отличаются ковры народов Севера Сахалина. Уйльтинские мастера шьют их из шкур оленя и инкрустируют белым (обережным) оленьим мехом. Коврик Огавы Хацуко (уйльта) сшит из кусочков шкурки нерпы золотистого цвета.

Нивхи издавна славились искусством резьбы по дереву. Утративший массовость обычай художественной резьбы деревянных изделий сохраняется на Сахалине отдельными мастерами, которые время от времени обращаются к нему для изготовления традиционного подарка, еще ценимого среди нивхов, для участия в выставках или для проведения ритуального обряда. Основную часть музейной коллекции составляет резная деревянная утварь: ритуальные ковши и ложки. Формы ковшей преобладают корытообразные. Большинство из них традиционно имеют противоположные ручки разной конфигурации. Резной орнамент, украшающий их, различен на каждой ручке. Преобладающим элементом богатой орнаментики на ковшах является кривая лента, сложно переплетающаяся, местами переходящая в спирали и завитки, или иллюзорно уходящая вглубину. Ф. Мыгун дополняет ленточный орнамент простыми порезками или заполняет мелкими резными фигурами пространство фона между переплетающимися лентами. Интересно, что Федор Мыгун пришел к нивхской резьбе через русскую культуру. Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище, отделение резьбы по дереву. В нивхской резьбе использует специальный богородский нож, которым издавна пользуются русские народные мастера.

Другие ковши украшены спиралями, встречается и резной цепочный орнамент, иногда переходящий в скрученную веревку. Большинство ковшей, блюд и ложек традиционно пропитаны нерпичьим жиром, придающим им красивый желтый цвет.

В настоящее время лишь немногие нивхские мастера вырезают скульптуру из дерева. Марина Кавозг - потомственный резчик по дереву. Этот автор представлен в коллекции музея пятью скульптурами из дерева культового характера, в которых по представлениям народов Дальнего Востока обитали «духи». В пластических характеристиках изображений «хозяек горы и воды», а также в амулетах как бы подтверждается их семантика: на груди «хозяйки воды» - рельефное изображение рыбки, «хозяйка горы» имеет на голове выступ, напоминающий возвышенность (холм), а на голове фигурки, изображающей духа, причиняющего головную боль, - рельефный нарост-выступ. В амулетах от болезни сердца и того больше: дано изображение больного органа - сердца.

В собрании музея есть и деревянные игрушки. Весьма выразительные «Уточки» А. Воксина по форме напоминают традиционную игрушку «Собаку». Сняв кору, он расписал их спиралевидными узорами, которые по традиции вырезались по коре. Эти условные фигурки, где скупо выявлено лишь самое характерное, напоминают культовую пластику.

Береста в прошлом также широко использовалась в хозяйстве народов Приамурья и Сахалина. Лукошко сахалинской мастерицы Огавы Хацуко демонстрирует традиционную форму берестяных изделий, выполненных из одного куска бересты. Нивхский берестяной ковш (Сахалин, 80-е годы ХХ в.) поражает изысканностью и необычностью конструкции явно этнического происхождения. Восхищает продуманность и разнообразие декоративных деталей в оформлении берестяного тулова музыкального инструмента - тынрына - нивхской скрипки (собственность областного краеведческого музея). Здесь в качестве декоративных средств используются не только различные оттенки бересты, не только фигурные полоски по краю цилиндра, но даже высота стежка, пришивающего их и вторящего волнистому краю этих полосок. Дополняет все тисненый орнамент на тулове и оригинальный подбор цвета рыбьей кожи, затягивающей верхнюю часть тулова (с живота морского бычка). Действующие тынрыны на Сахалине делает только Л. Д. Кимова. Изысканный шов по краю небольшого туеска ее же работы напоминает прорастающую веточку, живо и естественно входящую и выходящую из отверстий на полоске, скрепляющей верх туеска.

В творчестве народных мастеров в последнее десятилетие начинает выделяться как самостоятельный вид искусства вышивка (Л. Д. Кимова. Панно-триптих «Девочка-лебедь» - собственность СОКМ; Огава Хацуко. Панно «Олень»), ранее игравшая вспомогательную роль: пришить аппликативный орнамент или традиционно украсить орнаментом праздничную национальную одежду по краям. Создавая вышивку-картину, мастера использовали национальные декоративные швы. Знакомство с русской культурой, с достижениями в искусстве других народностей Сахалина (в частности, с искусством эвенкийского мастера Семена Надеина), увлеченность творческого человека привели Огаву Хацуко к созданию сюжетного произведения. Используя традиционные техники и орнаменты, она вышила панно-коврик «Олень». С наивной непосредственностью изображены на коврике серый олень с колодкой на шее, зеленый контур Сахалина у его ног, напоминающий толстогубую рыбу (у Семёна Надеина образ оленя-острова), и два коричнево-зеленых деревца по сторонам. Здесь много отступлений от правил профессионального искусства, в частности, изображение оленя как самого главного в сюжете дано в гораздо больших размерах, чем деревья, и это нисколько не смущает художницу. Наивность изобразительного языка и непосредственность содержания привлекают зрителя.

В современном декоративно-прикладном искусстве народов Сахалина наблюдается появление отдельных направлений в художественной обработке рыбьей кожи, опирающихся на народную основу и потому имеющих местное своеобразие. Молодая нивхская художница Наталья Пулюс постоянно обращается к рыбьей коже, изготавливая небольшие сюжетные или орнаментальные панно в технике аппликации. Уникальной техникой росписи тушью на рыбьей коже владеет Вероника Осипова, создающая в ней декоративные картины-панно. Носительница культуры сахалинских уйльта, она вносит в рисунок этнографические подробности, придавая изделию национальное своеобразие. Нивхский мастер Л. Д. Кимова, сочетая разнообразные естественные оттенки цвета рыбьей кожи, обогащая их новым содержанием, создает уникальные вещи: бусы, сумочки, коллажи. При изготовлении коллажа «Кераф - летнее жилище нивхов» Лидия Демьяновна не только использует различные оттенки цвета кожи разных пород рыб, но и коптит ее, режет на кусочки, крошит, затем составляет из них изображения.

Рассматривая изделия современных народных мастеров, можно отметить, что древняя культурная традиция не статична. Она постоянно развивается во взаимосвязи старого и нового. Все чаще мастера украшают традиционным орнаментом современные вещи: сумочки-косметички, газетницы, чехлы на банкетки и наволочки и т. д.

И все же обзор изделий сахалинских мастеров последнего десятилетия показывает не совсем благоприятное положение с искусством коренных и малочисленных народов на острове. В коллекции музея практически не представлено ДПИ сахалинских эвенков. Средний возраст народных мастеров - 55 - 60 лет. Уходят старые мастера, знающие и помнящие культурные традиции своего народа. Наряду с сохранением традиционных видов декоративно-прикладного искусства и появлением новых в сахалинском народном искусстве отмечаются и утраты. Исчезло плетение из лозы, стало исчезать изготовление берестяных изделий, хотя некоторые представители этих народностей пожилого возраста еще владеют навыками берестяного искусства.

В настоящее время, когда народное искусство уже не является жизненно необходимым, очень трудно вести работу по его возрождению и сохранению. Изучение различных художественных ремесел - одна из наиболее действенных форм приобщения к традиционной национальной культуре. Для того чтобы искусство, которым владели и владеют представители старшего и среднего поколения мастеров Сахалина, изучалось и усваивалось молодежью, необходимо было организовать передачу древнего мастерства будущим поколениям.

Но несмотря на то что с 60 -70-х годов детей нивхов и уйльта начали знакомить на уроках труда с национальным декоративно-прикладным искусством в общеобразовательных школах, где они находились на полном государственном обеспечении, лишь считанные единицы овладели традиционными приемами резьбы по дереву, научились вышивке, обработке нерпичьей и рыбьей кожи. Мало помогли и организованные в 90-е годы отделения декоративно-прикладного искусства коренных народов Сахалина в детских художественных школах, находящихся в районах, где особенно развиты художественные промыслы, и технологический лицей в городе Поронайске. С 2002 года при Институте усовершенствования учителей города Южно-Сахалинска работает отделение дополнительного образования по программе «ДПИ и народные промыслы коренных народов Сахалина».

И хотя мы понимаем, что утрата любого элемента традиционного наследия коренных народов - трагедия для всей мировой культуры, мы, вероятно, уже не в силах предупредить его нивелирование. Но можно не сомневаться, что лучшие этнические традиции, если они в духовном, эстетическом отношении действительно значительны и ценны, смогут и должны обогатить современное народное декоративно-прикладное и профессиональное искусство.

Александра МАРАМЗИНА

Марамзина Александра Михайловна, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Сахалинского областного художественного музея, где работает с 1985 года. Круг интересов - декоративно-прикладное искусство и народное творчество.

Народ в Российской Федерации. Коренное население низовий реки Амур (Хабаровский край) и о. Сахалин. Язык нивхский, относящийся к палеоазиатским языкам. Численность - 4631 человек.

Нивхи - народ в Российской Федерации. Расселены в северной части острова Сахалин и в бассейны реки Тымь (более 2 тыс. чел.), а также на Нижнем Амуре (2386 чел.).

Общая численность - 4631 человек. Относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-востока входят в группу палеоазиатов. Самоназвание - нивхгу (человек). Старое название - гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов 20 века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Русские гиляками кроме нивхов называли также ульчей, негидальцев и часть эвенков.

Говорят на нивхском языке, имеющим два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, в 1953 г. переведена на русскую графику.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. В прошлом расселялись на значительно более обширной территории. Ареал расселения нивхов простирался до бассейна Уды, о чем свидетельствуют данные топонимики, археологические материалы и исторические документы. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо-западные берега Тихого океана. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-манчжурскими народами, айнами и японцами.

Первые русские землепроходцы (И. Москвитин и др.) впервые познакомились с нивхами в первой половине 17 века. В. Поярков во время своего амурского плавания обложил амурских нивхов ясаком. Численность нивхов в 17 в. русские оценивали в 5700 человек. Во второй половине 17 в. непосредственные контакты русских с нивхами прервались и были возобновлены лишь в середине 19 века, когда Амурская экспедиция Г. Невельского присоединила Сахалин к России. В середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. У них существовала система родства ирокезского типа. Члены каждого рода имели общее родовое название. Род выполнял функции самоуправления и состоял из большесемейных общин и отдельных семей. Род был экзогамным. Классическая форма брака - женитьба на дочери брата матери. Каждый род имел свою территорию. И в настоящее время все нивхские семьи хорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали их родам. Русская колонизация Сахалина и низовьев Амура оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Начинается интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственных занятий - домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы. Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели миссионеры русской православной церкви. К концу 19 в. все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание.

Основные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль в жизни нивхов имел промысел проходных лососей - горбуши и кеты, которых ловили в больших количествах и из которых готовили на зиму юколу. Ловили рыбу неводами, сетями, крючковыми снастями и различными ловушками.

Морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) добывали сетями из кожаных ремней, ловушками и специальным орудием - длинным плавным гарпуном. Промыслом рыбы и морского зверя занимались круглый год. Зимой рыбу добывали подо льдом ставными сетями и удочками-махалками в лунках. Вблизи селений на морского зверя охотились индивидуально, коллективная охота была связана с выходом в море, выездом на дальние острова и лежбища. Известно, что с этой целью нивхи совершали длительные экспедиции на Шантарские острова. Охота на пушного и мясного таежного зверя была индивидуальной. В отдельных случаях, особенно при охоте на медведя в берлоге, выезжало несколько охотников. Лесных зверей добывали различными ловушками, петлями. На выдр, лисиц, копытных и медведя устанавливали самострелы. Медведя добывали и с копьем.

Соболя ловили сетью. Распространенной была охота на птицу - уток, гусей, боровую дичь. В период линьки птиц ловили сетью в небольших заливах и бухтах. На морском побережье с помощью специального крючка эпы добывали чаек. Собирательством занимались женщины, дети и подростки. Кроме ягод, орехов, съедобных растений собирали морские водоросли, особенно морскую капусту, и моллюсков. На зиму обычно заготавливали черемшу, желуди, корни сараны, орехи, а также некоторые виды ягод. Моллюсков и раковидных не только собирали на приливной полосе, но и со дна. Для этого использовали длинный шест с пучком остроконечных палочек на конце.

Широкое развитие получило у нивхов занятие собаководством, практиковалось содержание животных в клетках, на семейных участках выращивались ценные растения - сарана и др. В настоящее время в традиционных отраслях хозяйства занята лишь часть нивхов. Большинство, особенно молодежь, работает в промышленности, различных организациях и учреждениях. Все нивхские семьи в сельской местности занимаются домашним животноводством и огородничеством.

Нивхи вели оседлый образ жизни. Их селения располагались на высоких лесистых берегах Амура, в устьях нерестовых рек, на морском побережье, вблизи от промысловых угодий. В апреле переселялись в летние селения, где жили до глубокой осени. Селения были небольшими - от 2 до 10 домов. К началу ХХ в. отдельно стоящие летние селения исчезли, их стали ставить вместе с зимними жилищами. Традиционное жилище - полуземлянка торыв в форме простой или усеченной пирамиды. Очаг-костер был в центре, вдоль стен - нары. Другой вид углубленного в землю жилища (земляной дом) был срубным или каркасно-столбовым скатной формы. Наземная постройка такой же конструкции (лочурладыв) отапливалась железной печкой. С середины 19 в. стали строить зимние дома чадрыв. Это прямоугольный наземный дом каркасно-столбовой конструкции, сооруженный пазовой техникой, с пологой двускатной крышей. Летнее жилище - постройка на сваях с двускатной крышей, покрытой берестой. На промысле в качестве временного жилья строили двускатные и сферические каркасные постройки.

Традиционная верхняя мужская и женская одежда шилась из рыбьей кожи, шкур морских животных, оленя и лося и состояла из штанов и халата. В холодное время надевали утепленные халаты, которые повязывались кушаками. Зимней одеждой служила шуба из собачьего меха и нерпичьей шкуры без воротника и капюшона. Поверх шубы надевали юбку из нерпичьей шкуры. Головной убор - меховая шапка, наушники, летом - берестяная или матерчатая шляпа. Обувь шилась из тюленьей кожи и камусов. Непременный атрибут одежды - нарукавники и наколенники. В настоящее время большинство нивхов носит европейскую одежду, которую отдельные мастерицы украшают национальным орнаментом.

Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба.

Не менее важную роль играло в питании и мясо морских животных, которое в последние десятилетия стало деликатесом. Лакомыми блюдами считали строганину и мось (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром). Они и сегодня остаются любимой едой. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, побегов багульника и ягод.

Средством передвижения в зимнее время служили лыжи - голицы и обшитые камусом или тюленьей шкурой, а также собачьи упряжки. По воде передвигались на лодках. Существовало два типа лодок - дощатые и долбленки. Большая дощатая лодка в прошлом вмещала до 40 человек. Упряжное собаководство нивхов гиляцко-амурского типа. Характерные особенности нивхской нарты - прямые копылья, загнутые с обеих сторон полозья и две горизонтальные дуги - спереди и сзади. Собачью упряжку нивхи использовали и для буксировки лодок по воде.

По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты. Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их "хозяевами"-духами, нивхи устраивали жертвоприношения - "кормления". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных. Важная роль в духовной жизни нивхов, в их мировоззрении принадлежала собаке. Любимую собаку после смерти хозяина убивали. Существовал особый вид табуированных собак, которых приносили в жертву. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших народных праздника - "кормления воды" и медвежий, связанный с убоем выращенного в клетке медведя. Он сопровождался спортивными соревнованиями, играми, игрой на музыкальных инструментах. Главная идея праздника - почитание природы и ее обитателей. В настоящее время предпринимаются попытки возродить медвежий праздник как основу национального художественного творчества. В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости. Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников.

Достойное место в скульптурном искусстве занимают деревянные изображения птиц, фигурки "хозяев" воды, огня и других охранителей. Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь. Наиболее древний способ украшения берестяных изделий - тиснение.

Среди мотивов в орнаменте часто встречаются листья деревьев, стилизованное изображение птиц, парные спирали и листовидные узоры с симметрично расположенными завитками. В настоящее время предпринимаются большие усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся народные праздники, созданы фольклорные ансамбли,

в которых участвует молодежь.


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках