23.04.2024

Годовой баланс, когда аудит обязателен. Суды против штрафа за непредставление в налоговую аудиторского заключения Могут ли организации, которые обязаны проводить аудит, составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам


С наступлением нового 2016 финансового года пришло время подвести итог 2015 года, в частности составить бухгалтерскую отчетность и провести ее обязательный аудит. Что важно знать бухгалтеру фирмы, подлежащей обязательному аудиту, с наступлением 2016 года в связи с усилением административной ответственности в области бухучета и аудита?

Сроки сдачи отчетности и аудиторского заключения в статистику не поменялись

Если бухгалтерская отчетность фирмы подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение (далее АЗ) представляется в орган статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"):

Либо вместе с данной отчетностью (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) по 31 марта 2016 года;

Либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

То есть аудиторскую проверку отчетности за 2015 год фирма вправе проводить в течение всего 2016 года.

В налоговую инспекцию АЗ не сдается

С 2013 г. организации не обязаны представлять АЗ в ИФНС вместе с годовой отчетностью, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855). Соответственно, оштрафовать налогоплательщиков по ст. 126 НК РФ за непредставление АЗ налоговики не вправе.

В действующем КоАП увеличится штраф за грубое ведение бухучета

Госдума РФ 4 декабря 2015 года приняла в первом чтении поправки в ст. 15.11 действующего КоАП РФ (Законопроект № 890123-6). Расширяется понятие грубого нарушения требований к бухучету. К данному деянию будет отнесено:

1) занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (этот пункт присутствует и сейчас);

2) искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (сейчас это "искажение любой статьи (строки) формы бухотчетности не менее чем на 10%");

3) регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета;

4) ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;

составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухучета;

5) отсутствие у организации первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухотчетности и (или) аудиторского заключения о бухотчетности в течение установленных сроков хранения таких документов.

Перечисленные в пунктах 3-5 виды нарушений в ныне действующей редакции статьи 15.11 КоАП РФ не предусмотрены.

Штраф на должностных лиц предлагается установить в пределах от 5 до 10 тыс. руб. (сейчас - от 2 до 3 тыс. руб.).

За повторное нарушение в течение календарного года предлагается установить штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (в ныне действующей редакции санкций за повторное нарушение не предусмотрено).

Напоминаем, что указанная ответственность не будет применяться если отчетность будет своевременно исправлена, в том числе через подачу уточненной налоговой декларации (пересмотренной бухгалтерской отчетности).

В новом КоАП появится штраф за несвоевременную сдачу АЗ и отчетности в статистику

Законопроект № 957581-6 «КоАП РФ» внесен в Госдуму 18 декабря 2015г. Статьей 29.30 проекта нового КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление (представление не в полном составе) обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики и другие нарушения порядка ее представления, предполагаются ввести штрафы в размере:

На ИП от 2 до 5 тыс. руб.;

На должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;

На юрлиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

Там же предусмотрено, что не представление (несвоевременное представит) в Росстат аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту , планируется наказывать штрафами в размерах:

На ИП от 25 до 40 тыс. руб.;

- на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;

- на юрлиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Напомним, что сейчас в КоАП прямых санкций за отсутствие (несвоевременную сдачу АЗ) нет. Штраф взимается органом статистики в силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности. Указанное деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

На граждан в размере от 100 до 300 руб.;

На должностных лиц - от 300 до 500 руб.;

На юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Кроме того, в настоящее время установлены внушительные административные штрафы (до 1 млн руб.) за нарушения, связанные с представлением и раскрытием информации о компании (п. 1, 2 ст. 15.19, п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

Государством взят курс на повышение требований к бухучету, квалификации бухгалтерского персонала, пресечению грубых нарушений при ведении бухучета и составлении отчетности на фоне многочисленных банкротств предприятий и банков, борьбы с фирмами однодневками, ожидается усиление административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства, представления бухотчетности и АЗ. Поэтому нельзя исключать, что вышеперечисленные поправки в КоАП, будут приняты уже в 1 квартале 2016 года.

Аудиторы и эксперты компании «Правовест Аудит» осуществляют ежедневный мониторинг законодательных актов с целью своевременного информирования наших клиентов о важных изменениях налогового и бухгалтерского законодательства.

Сроки сдачи отчетности и аудиторского заключения в статистику не поменялись

Если бухгалтерская отчетность фирмы подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется в орган статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"):

  • либо вместе с данной отчетностью (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) по 31 марта 2016 года;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

То есть аудиторскую проверку отчетности за 2015 год фирма вправе проводить в течение всего 2016 года.

В 2016 году аудиторское заключение в налоговую инспекцию не сдается

С 2013 г. организации не обязаны представлять аудиторское заключение в ИФНС вместе с годовой отчетностью, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855). Соответственно, оштрафовать налогоплательщиков по ст. 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения налоговики не вправе.

В действующем КоАП увеличится штраф за грубое ведение бухучета

Госдума РФ 4 декабря 2015 года приняла в первом чтении поправки в ст. 15.11 действующего КоАП РФ (Законопроект № 890123-6). Расширяется понятие грубого нарушения требований к бухучету. К данному деянию будет отнесено:

  1. Занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (этот пункт присутствует и сейчас)
  2. Искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (сейчас это "искажение любой статьи (строки) формы бухотчетности не менее чем на 10%")
  3. Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета
  4. Ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета
  5. Составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухучета
  6. Отсутствие у организации первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухотчетности и (или) аудиторского заключения о бухотчетности в течение установленных сроков хранения таких документов

Перечисленные в пунктах 3-5 виды нарушений в ныне действующей редакции статьи 15.11 КоАП РФ не предусмотрены.

Штраф на должностных лиц предлагается установить в пределах от 5 до 10 тыс. руб. (сейчас - от 2 до 3 тыс. руб.).

За повторное нарушение в течение календарного года предлагается установить штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (в ныне действующей редакции санкций за повторное нарушение не предусмотрено).

Напоминаем, что указанная ответственность не будет применяться если отчетность будет своевременно исправлена, в том числе через подачу уточненной налоговой декларации (пересмотренной бухгалтерской отчетности).

В новом КоАП появится штраф за несвоевременную сдачу аудиторского заключения и отчетности в статистику

Законопроект № 957581-6 «КоАП РФ» внесен в Госдуму 18 декабря 2015г. Статьей 29.30 проекта нового КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление (представление не в полном составе) обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики и другие нарушения порядка ее представления, предполагаются ввести штрафы в размере:

  • на ИП от 2 до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юрлиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

Там же предусмотрено, что не представление (несвоевременное представит) в Росстат аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту , планируется наказывать штрафами в размерах:

  • на ИП от 25 до 40 тыс. руб.;
  • на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;
  • на юрлиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Напомним, что сейчас в КоАП прямых санкций за отсутствие (несвоевременную сдачу аудиторского заключения) нет. Штраф взимается органом статистики в силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Указанное деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Кроме того, в настоящее время установлены внушительные административные штрафы (до 1 млн руб.) за нарушения, связанные с представлением и раскрытием информации о компании (п. 1, 2 ст. 15.19, п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

Государством взят курс на повышение требований к бухучету, квалификации бухгалтерского персонала, пресечению грубых нарушений при ведении бухучета и составлении отчетности на фоне многочисленных банкротств предприятий и банков, борьбы с фирмами однодневками, ожидается усиление административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства, представления бухотчетности и аудиторского заключения. Поэтому нельзя исключать, что вышеперечисленные поправки в КоАП, будут приняты уже в 1 квартале 2016 года.

Аудиторы и эксперты компании «Правовест Аудит» осуществляют ежедневный мониторинг законодательных актов с целью своевременного информирования наших клиентов о важных изменениях налогового и бухгалтерского законодательства.

В законодательстве нет четких сроков, когда проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Раз отчетность годовая, логично проверять ее после окончания года и до того, как баланс и другие формы утвердят собственники компании. Происходит это на очередном ежегодном собрании участников (акционеров). Так, ООО проводят такое мероприятие в марте-апреле года, следующего за истекшим отчетным периодом. АО проводят собрание акционеров в период с марта по июнь (ст. 34 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.2014 № 208-ФЗ).

При этом сдать бухотчетность в ИФНС и отделение статистики надо не позднее трех месяцев по окончании года. То есть за 2015 год следовало представить отчетность в эти ведомства до 31 марта 2016 года включительно (подп. 5. п. 1 ст. 23 НК, ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Причем сдать отчетность можно было и не утвержденную собственниками организации. Главное – уложиться в срок.

Когда обязательно проводить аудит и кто это делает

Давайте разберемся, какие организации подпадают под обязательный аудит. В частности, проводить его должны любые акцио­нерные общества (как публичные, так и непубличные), страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.

Также аудит обязателен, если фирма публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда). Тоже самое касается компаний с объемом выручки за предшествующий отчетному год свыше 400 млн рублей. Обязательно проводить аудит и организациям, у которых сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн рублей.

Обратите внимание

ГУПы, МУПы, государственные корпорации и компании заключать договоры на проведение аудита могут только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Полный перечень случаев обязательного аудита в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Имеет смысл дополнительно заглянуть в сводную таблицу Минфина России (размещена на официальном сайте ведомства) с полным перечнем случаев обязательного аудита бухотчетности за 2015 год. Вдобавок в таблице указаны: вид аудируемой отчетности и возможные проверяющие.

А кто может проводить обязательный аудит? Это вправе делать как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Однако в некоторых случаях поручить обязательный аудит можно исключительно аудиторской компании. Например, это актуально для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Аналогичное требование действует для банков, страховых компаний, государственных корпораций и фирм с долей госсобственности не менее 25 процентов. Так предусмотрено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

При выборе аудитора убедитесь, что он является членом саморегулируемой организации аудиторов. Для этого запросите у потенциального ревизора документы о членстве в СРО. Нелишне будет и заглянуть на сайт Минфина России – информация о том, есть ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в СРО, приведена в разделе «Аудиторская деятельность».

Еще один момент. Аудитор должен быть независимым по отношению к вашей компании. В частности, если аудитор восстанавливал учет, он не вправе проверять отчетность. Полный перечень запретов на проведение аудита приведен в части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Кстати, если подпадающая под обязательный аудит бухгалтерская отчетность публикуется, вместе с ней придется опубликовать и аудиторское заключение. Такое правило закреплено в части 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Принципы аудита и составления заключения

Базовые принципы аудита установлены Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696). Также принципы аудита изложены в стандартах ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Эти документы являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Также при проверке отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями Минфина России.

Теперь про аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором подробно описаны результаты проверки. Заключение предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности. В документе может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухотчетности (п. 14 ФСАД 1/2010).

Обратите внимание

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и проводить внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если аудитор признал отчетность достоверной (то есть в балансе, отчете о финрезультатах и других формах отражено правдивое положение фирмы), он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает, если на основании получен­ных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения. Аналогичный результат будет, когда аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Более того, модифицированное мнение делится на три категории. Рассмотрим их в порядке ужесточения, если можно так выразиться.

Вариант № 1. Мнение с оговоркой

Таковым мнение будет, если получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным. Но это не затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Также мнение с оговоркой аудитор озвучит, если у него отсутствует возможность получить достаточные аудиторские доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затра­гивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вариант № 2. Отказ от выражения мнения

Аудитор должен отказаться выражать мнение, если у него нет возможности получить достаточные доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор считает, что влияние необнаруженных искажений существенно и затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

Вариант № 3. Отрицательное мнение

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов.

Все это предусмотрено пунктами 1, 13, 15, 16 ФСАД 1/2010.

По результатам аудита могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности аудиторы описывают в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники проверяемой организации должны исправить ошибки. Если аудируемая компания отказывается устранить нарушения, аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

Куда сдавать аудиторское заключение

Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, сдать документ одновременно с бухгалтерской отчетности. Во-вторых, представить документ отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Конечно, эта дата может оказаться раньше 31 марта (срок сдачи бухотчетности). Поэтому законодатели прописали самый крайний срок сдачи аудиторского заключения – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Таковы требования части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Обратите внимание

Организации, которые подпадают под обязательный аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Будьте внимательны – если проигнорировать обязанность по сдаче в Росстат аудиторского заключения (равно как и сдать его с опозданием), будет административный штраф по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А именно, руководителя компании как должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей, а саму организацию накажут на сумму от 3000 до 5000 рублей. Об этом предупреждает Росстат в письме от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ.

А вот в налоговую инспекцию подавать аудиторское заключение не нужно. Ведь этот документ не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545).

Возможен ли добровольный аудит

Помимо обязательного бывает еще и добровольный аудит. Его проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходима информация о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Давайте разберемся, может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации.

Важна организационно-правовой форма компании. В ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При этом отдельный участник вправе инициировать проверку, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При таком раскладе решение общего собрания не нужно (подп. 10 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, постановление ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07).

В акционерных обществах ситуация немного иная. Выбирает аудитора общее собрание акционеров, а определяет размер оплаты совет директоров или наблюдательный совет. Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 2 ст. 86, п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Как учесть расходы на аудит

В бухучете затраты организации на проведение внешнего аудита отразите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

Исключение – малое предприятие ведет бухучет кассовым методом. В таком случае как выручку, так и все расходы (в т. ч. на аудиторские услуги) признают по мере оплаты.

Проводки такие:

ДЕБЕТ 26 (44)   КРЕДИТ 60 (76)
– отражены расходы на аудиторские услуги.

Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) является плательщиком НДС, входной НДС отразите проводкой:

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60 (76)
– учтен предъявленный НДС.

Если организация компенсирует своему учредителю расходы на проведение аудита, отразите эти расчеты на отдельном субсчете счета 75 (например, 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям»). В зависимости от источника финансирования этих затрат в учете сделайте следующую проводку:

ДЕБЕТ 84 (26, 44)   КРЕДИТ 75-3
– отражены расходы, связанные с выплатой учредителю компенсации расходов на оплату услуг аудитора за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (расходов по обычным видам деятельности).

При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги включите в состав прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это касается как обязательного, так и добровольного аудита.

Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов затраты на аудит включите только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В налоговом учете расходы на аудит являются косвенными расходами (п. 1 ст. 318 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то затраты на аудиторские услуги включите в состав расходов в один из следующих дней:

  • в день, установленный для оплаты аудиторских услуг в соответствии с условиями договора;
  • в последний день отчетного (налогового) периода;
  • на дату предъявления акта об оказании услуг.

Об этом сказано в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

Фирмы на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть расходы на аудит по общим правилам. То есть услуги должны быть оказаны и оплачены (подп 15 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговый консультант Тамара Петрухина

Каждый бухгалтер должен знать, что из себя представляет аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и в каких случаях его наличие обязательно. Этому посвящена наша статья.

Какую роль играет документ

На основании статьи 6 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ аудиторское заключение бухгалтерской отчетности – это специальный документ, в котором выражено мнение аудиторской фирмы или частного аудитора о правдивости бухгалтерской отчетности предприятия за год.

По общему правилу аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляет собой положительную оценку (характеристику), когда:

  • аудиторы не нашли критичных недочётов в документации;
  • эти ошибки удалось ликвидировать в ходе аудита.

С 2017 года порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности регламентирует Международный стандарт аудита 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности», а также ряд других. Он начал действовать в России на основании приказа Минфина от 09.11.2016 № 207н.

Этот же стандарт приводит массу требований к содержанию аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности.

В период составления заключения на бухгалтерии проверяемого предприятия лежат примерно такие задачи:

  • оперативно и в надлежащем составе (формате) выдать проверяющему основные формы бухгалтерской отчетности для аудиторского заключения, которые он посчитает нужным иметь на руках для выражения мнения о достоверности;
  • исправлять обнаруженные существенные и иные ошибки.

Образец

Конкретный пример аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности всегда зависит от:

  • задачи, которая стоит перед аудитором;
  • специфики проверяемой организации;
  • состояния отечественного законодательства.

Заметим, что Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены 2 сборника примерных образцов аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности:

  1. Которое готовят на основе норм отечественного законодательства.
  2. Которое составляют с 2017 года согласно международным правилам аудита (их можно найти на официальном сайте Минфина по следующей ссылке – http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/standarts/international/documents/).
Мнение

Мы провели аудит финансовой отчетности организации ЗАО «Гуру», состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2016 года, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, а также пояснений, включая краткий обзор основных положений учетной политики.

По нашему мнению, прилагаемая годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность дает правдивое и достоверное представление о финансовом положении ЗАО «Гуру» по состоянию на 31 декабря 2016 года, а также ее финансовых результатах и движении денежных средств за год, закончившийся на указанную дату, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Руководитель,
аудиторская организация «Контроль-П»____________/А.А. Вислов/

Имейте в виду: аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности составляется только в случае предоставления необходимых документов. Иначе аудиторы имеют полное право дать отказ или не выражать своё мнение о состоянии отчётности.

Обязательность

Сразу заметим, что аудиторское заключение к бухгалтерской отчетности обязательно в силу закона только в одном случае – когда организация обязана проводить у себя такой аудит. Основные из этих случаев названы в статье 5 Закона № 307-ФЗ. Это, например:

  • все без исключения акционерные общества;
  • компании с крупной годовой выручкой (от 400 млн р.) или размером активов по балансу (от 60 млн р.).

Когда аудит в силу требований закона обязателен, аудиторское заключение в составе бухгалтерской отчетности организация должна направить в местное подразделение Росстата.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона <О бухучете˃ № 402-ФЗ):

  1. Вместе с годовой бухотчетностью – в общий срок.
  2. Если вердикт аудиторов еще не готов, то закон дает 10 рабочих дней с даты на заключении, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным.

Строго говоря: является ли аудиторское заключение частью бухгалтерской отчетности? Формально – нет. Этот вывод доказывает хотя бы тот факт, что сдавать его в налоговый орган не нужно. Аналогичный вывод содержит, к примеру, письмо финансового министерства РФ от 30 января 2013 года № 03-02-07/1/1724.

Срок раскрытия

Учтите, что для ПАО и ОАО действует единый срок раскрытия бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. То есть опубликовать для всеобщего сведения их надо вместе. В 2017 году это – 03 апреля. (п. 71.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).

Но загвоздка в том, что далеко не все такие акционерные компании успевают провести у себя к этой дате аудит. Хотя бы потому что правило об общем сроке раскрытия указанных документов действует только второй год. Как быть в этом случае? Советуем при заключении договора с аудиторской фирмой заранее подгадывать сроки.


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках