ПАМЯТКА
Для начального этапа освоения фонетической транскрипции
Предварительное замечание. Чтобы научиться транскрибировать, конечно, надо правильно произносить и слышать речь. Однако для самоконтроля следует опираться на выработанные правила, нормы, закономерности. Настоящая инструкция составлена на основе таких закономерностей.
I. Выделите в орфографической записи (в тексте) фонетические слова.
Понятие фонетического слова : фонетическое слово – это последовательность звуков (или слогов), объединенная одним основным ударением .
Обратите внимание на то, что деление на слова не всегда совпадает с делением на фонетические слова . Поставьте ударение в фонетических словах.
Например :
На сéвере │ ди́ком │стои́т │одинóко│
На гóлой │верши́не │соснá. (М.Ю. Лермонтов)
II. Начинайте записывать текст в фонетической транскрипции в квадратных скобках: […]. Знаки препинания и прописные буквы не используются. Не забудьте отмечать паузы.
III. Познакомьтесь с правилами транскрипции.
Основные правила (принципы) транскрипции
1. Каждый знак транскрипции соответствует одному и тому же звуку речи.
2. Каждый знак транскрипции передает только один звук. В связи с этим в транскрипции не используются так называемые йотированные буквы е, ё, ю, я, которые в определенных положениях (в начале слова, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков) читаются как два звука: [j] (йот) и соответствующий гласный звук.
3. В транскрипции не используются буквы алфавита, не имеющие звукового содержания: твердый знак – ъ, мягкий знак – ь.
4. Кроме букв алфавита, в транскрипции используются дополнительные значки (диакритические знаки ): апострόф – для указания на мягкость согласного, знак долготы согласного и некоторые другие.
5. При транскрибировании слова (а тем более фразы или целого текста) необходимо ставить ударение.
6. В транскрипции не используются знаки препинания; пауза и конец фразы отмечаются соответственно знаками / и //.
7. В транскрипции обычно не используются прописные (большие) буквы.
8. Фонетическая транскрипция записывается в квадратных скобках.
IV. Транскрибируйте каждое фонетическое слово отдельно.
Текст в фонетической транскрипции:
[на с’éв’ьр’ь д’и́към / стаjи́т ад’инóкъ /
на гóлъj в’иршы́н’ь саснá //]
V. Транскрипция согласных звуков.
1. Изучите по таблице твердые и мягкие согласные: б – б’, п – п’, в – в’, т – т’, с – с’ и т.д. Отмечайте мягкие согласные апострофом.
2. Помните, что некоторые согласные не образуют пар по твердости/мягкости, т.е. являются только твердыми (ж, ш, ц) либо только мягкими (ж’ж’, ш’ш’, ч’, j).
3. Изучите по таблице звонкие и глухие согласные: б – п, б’ – п’, в – ф, в’ – ф’, д – т, д’ – т’, з – с, з’ – с’ и т.д. Не путайте звонкие и глухие согласные звуки. Помните, что в русском языке звонкие согласные оглушаются на конце слова (дуб [дýп ], газ [гáс ]). Звонкие согласные оглушаются также перед следующим глухим согласным (все сказки [ф с’é скáс к’и]). Глухие согласные, наоборот, озвончаются в положении перед следующим звонким (сдать книгу [з дáт’ кн’и́гу]). Следовательно, и в транскрипции, как в речи, не могут стоять рядом звонкий и глухой (или, наоборот, глухой и звонкий) согласные. В речи обязательно происходят указанные фонетические изменения.
VI. Транскрипция гласных звуков.
1. Изучите по таблице гласные звуки. В таблице указано, какой артикуляцией определяются признаки ряда, подъема и лабиализации.
2. Произношение гласных звуков в русском языке тесно связано с ударением. Поэтому надо не ошибаться в постановке ударения. В случае затруднений следует смотреть словарь.
3. Самый важный принцип транскрибирования гласных звуков связан с определением их позиций.
4. Позиции зависят от места гласного в слоге: в ударном слоге или безударных слогах.
5. В произношении гласных выделяется три типа позиций.
6. Представим себе слово, состоящее, например, из 4-х слогов, один их которых (предпоследний) ударный.
Например: дорогáя , катастрόфа , прочитáет , однознáчно и др.
7. Обозначим символически каждый слог квадратом:
□ – безударный слог, ■́ – ударный слог.
8. Схема слогов такого слова выглядит так: □ □ ■́ □
9. Позиции в слове распределены следующим образом:
I позиция – положение гласного под ударением (ударный слог – ■́ );
II позиция – первый предударный слог (это безударный слог, стоящий непосредственно перед ударным);
III позиция II позицию ), так и заударные.
10. Если расставить индексы, обозначающие позиции, то схема будет иметь такой вид:
□ □ ■́ □
11. Рассмотрим подробно каждую позицию гласных:
I позиция – положение гласного под ударением (ударный слог).
Под ударением (I позиция ) произносятся без изменений все 6 гласных (см. таблицу гласных): и ы у
II позиция – первый предударный слог (безударный слог, стоящий непосредственно перед ударным).
· В этой позиции произносятся без заметных качественных изменений все гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у], а также гласный [а].
· Здесь не произносятся гласные среднего подъема [о] и [е], эти гласные произносятся только под ударением (см. I позицию ).
· В соответствии с каждым из гласных среднего подъема произносятся:
В соответствии с [ó] произносится [а]: дом – дома [дóм] – [да мá],
В соответствии с [é] произносится [и]: лес – леса [л’éс] – [л’и сá].
III позиция – все остальные безударные слоги, как предударные (кроме первого предударного, см. II позицию ), так и заударные.
· В этой позиции произносятся без заметных качественных изменений все гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]:
синева [с’и н’ивá], сыновья [сы нав’já], ситуации [с’и туáцы jи ].
III II I III II I III II I III III
· Остальные гласные – о, а, е – подвергаются качественным или количественным изменениям.
· Для этой позиции характерно произношение редуцированных гласных .
Редукция гласных – это сокращение длительности звучания гласных звуков.
В современном русском языке 2 редуцированных гласных :
- редуцированный гласный переднего ряда – в транскрипции обозначается значком [ь] (знак транскрипции называется «ерь»),
- редуцированный гласный непереднего ряда – в транскрипции обозначается значком [ъ] (знак транскрипции называется «ер»).
Например (см. слова в п. 6):
дорогáя [дърагájъ], катастрόфа [кътастрóфъ],
III II I III III II I III
прочитáет [пръч’итájьт], однознáчно [адназнáч’нъ]
III II I III III II I III
Обратите внимание на то, что в последнем примере начальный гласный не редуцируется, хотя стоит в III позиции. Запомните, что в абсолютном начале слова не произносятся редуцированные гласные (независимо от позиции).
Подведем итоги.
Ноя 25
Каковы правила фонетической транскрипции для углублённо изучающих русский язык школьников?
Фонетическая транскрипция - 1) это система знаков и правил их сочетания, предназначенная для записи произношения; 2) транскрипцией также называют само написание слова или текста согласно транскрипционным правилам.
Процесс записи речи с помощью транскрипции называется транскрибированием.
Фонетическая транскрипция используется для записи звучащей речи.
Фонетическая транскрипция в школе
1. Транскрипция заключается в квадратные скобки.
2. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания при транскрибировании предложений. Паузы между отрезками речи (обычно совпадают с местом постановки знаков препинания) обозначаются двойной наклонной чертой // (значительная пауза) или одинарной / (более короткая пауза).
3. В словах, состоящих более чем из одного слога, ставится ударение: [з’имá] - зима. Если два слова объединены единым ударением, они составляют одно фонетическое слово, которое записывается слитно или с помощью лиги: в сад - [фсат], [ф_сат].
4. Мягкость согласного звука обозначается апострофом: [с’эл] - сел.
5. Запись согласных звуков осуществляется с помощью всех соответствующих букв, кроме щ и й.
Рядом с буквой могут ставиться особые надстрочные или подстрочные значки. Они указывают на некоторые особенности звука, например:o [н’] - апострофом обозначают мягкие согласные: [н’обо] - нёбо;
Долгота звука обозначается надстрочной чертой: [ван¯а] - ванна, [кас¯а] - касса.
Буква щ соответствует звуку, который передается знаком [ш’] у[ш’]елье - ущелье, [ш’]етина - щетина.
Звуки [ш’], [й], [ч] всегда мягкие. Примечание. У звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается.
Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые. Исключения: мягкий [ж’] звучит в словах: жюри - [ж’]юри, Жюльен - [ж’]юльен, Жюль - [ж’]юль.
Буквы ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак) не обозначают звуки, т.е. таких знаков в транскрипции для согласных нет: [разйом] - разъём, [тр’иэугол»ный] - треугольный.
6. Запись гласных звуков
Ударные гласные транскрибируются с помощью шести символов: и — [и] - [п’ир] пир, ы- [ы] - [пыл] пыл, у — [у] - [луч] луч, е -[э] - [л»эс] лес, о — [о] - [дом] дом, а- [а] - [сад] сад.
Буквы е, ё, я, ю обозначают двойные звуки [йэ], [йо], [йа], [йу]: [йа]блоко - яблоко, водо[йо]м - водоём, [йу]г - юг, [йэ]ль - ель. Буква и после разделительного мягкого знака тоже обозначает двойной звук [йи]: воро[б’йи] - воробьи.
Безударные гласные [и], [ы], [а] не обязательно используются на месте аналогичных букв - следует внимательно прислушиваться к произношению слова: мод[ы]льер - модельер, д[а]ска - доска, [и]кскурсант - экскурсант, [а]быскать - обыскать.
Фонетическая транскрипция в пособиях для углублённого изучения русского языка.
1.В некоторых учебниках используются дополнительные знаки для обозначения гласных звуков: [Λ], [иэ], [ыэ], [ъ], [ь].
На месте букв о, а в первом предударном слоге и абсолютном начале слова произноится звук [Λ]: [вΛда] - вода, [Λна] - она.
На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится гласный, средний между [и] и [э], но ближе к [и], он обозначается [иэ] (называется «и, склонное к э»): [л’иэсá] - леса, [р’иэб’ина] - рябина.
На месте буквы е после твердых шипящих [ж], [ш], [ц] произносится [ыэ] («ы, склонное к э»): ж[ыэ]лать - желать, ш[ыэ]птать - шептать, ц[ыэ]на - цена. Исключение: танц[а]вать - танцевать.
Звук [ъ] («ер») произносится после твердых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пъравос]), о (молоко [мълако]), е (желтизна [жълт»изна]).
Звук [ь] («ерь») произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами е (переход [п»ьр»ихот]), я (рядовой [р»ьдавоj]), а (часовой [чьсавоj).
2. Латинской буквой j обозначают в транскрипции согласный «йот», который звучит в словах блоко - яблоко, водом - водоём, воро[б»jи] - воробьи, зык - язык, сара[j] - сарай, ма[j]ка - майка, ча[j]ник - чайник и т.д.
Образец фонетической транскрипции для школы.
[бал’шáйа плóш’ат’ / на_катóрай распалажы´лас’ цэ´ркаф’ / былá сплош зан’итá дл’ и´ным’и р’идáм’и т’ил’э´к //]
Образец фонетической транскрипции для углублённо изучающих русских язык в школе.
Большая площадь, на которой расположилась церковь, была сплошь занята длинными рядами телег.
[бΛл’шájъ плóш’ьт’ / нъ_кΛтóръj ръспълΛжы´лъс’ цэ´ркъф’ /былá сплош зън’иэтá дл’и´нъм’ь р’иэдáм’и т’иэл»э´к //]
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.
Что такое звук?
Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .
Какие звуки бывают?
В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].
Схема 1. Буквы и звуки русского языка.
Как произносятся звуки?
Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.
Транскрипция слова
Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.
Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .
Цветовая схема
В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.
Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.
Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.
Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.
Фонетическая транскрипция - значки, обозначающие звуки. Для чего они нужны описано тут: Отличие произношения от написание. В основном для значков фонетической транскрипции используются буквы латинского алфавита. Пример:
И только для некоторых обозначений фонетической транскрипции используются особые значки:
Значок фонетической транскрипции обычно заключается в квадратные скобки.
Фонетическая транскрипция
Буква | Название | Произношение буквы по русски | Знаки фонетической транскрипции обозначающие звуки выражаемые буквой. | Примерное произношение звука обозначенного знаком транскрипции по русски. |
---|---|---|---|---|
Фонетическая транскрипция английского языка | ||||
Aa | [eɪ ] | эй | [ei ] | примерно как в сочетании «эй » |
[æ ] | если открыть рот для произнесения «а » , но произнести «э » | |||
[a: ] | чуть протяжнее, чем в слове«па рк» , нижняя челюсть при этом опущена | |||
[ɔ: ] | чуть протяжнее русского «о » , как в слове«осо бый» | |||
Bb | [bi: ] | би | [b ] | как «б » |
Cc | [si: ] | си | [k ] | похож на русский согласный «к » , глухой смычно-взрывной |
[s ] | почти как «с » | |||
Dd | [di: ] | ди | [d ] | как «д » |
Ee | [i: ] | и | [ɪ: ] | схож с протяжным звуком «и - и » , губы при этом растянуты, кончик языка у нижних зубов. |
[e ] | примерно как в слове «те нис» , губы при этом слегка растянуты в стороны. | |||
[ə: ] | средний звук между «о » и «э » | |||
Ff | [ef ] | эф | [f ] | как «ф » |
Gg | [ʤi: ] | джи | [ʤ ] | как в слове «дж окер» |
[g ] | сходен с согласным «г » , взрывной. | |||
Hh | [eɪtʃ ] | эйч | [h ] | более «легкий» чем русский звук «х » |
Ii | [aɪ ] | ай | [ai ] | как в слове «май » |
[i ] | средний звук между «и » и «ы » | |||
[ə: ] | средний между «о » и «э » | |||
Jj | [ʤeɪ ] | джей | [ʤ ] | как «дж » в слове «дж окер» |
Kk | [keɪ ] | кей | [k ] | как «к » |
Ll | [el ] | эл | [l ] | как «л » |
Mm | [em ] | эм | [m ] | как «м » |
Nn | [en ] | эн | [n ] | как «н » |
Oo | [ou ] | оу | [ɔ ] | если открыть рот для произнесения краткого «о » , а при этом произнести звук «а » |
[ɔu ] | как «оу » в слове «клоу н» | |||
[ʌ ] | схож с кратким звуком «а » | |||
Pp | [pi: ] | пи | [p ] | как «п » |
[kju: ] | кью | [k ] | похож на «к » | |
Rr | [ɑ: ] | a | [r ] | похож на «р » |
Ss | [es ] | эс | [s ] | схож со звуком «с » , кончик языка находится за верхними зубами, приподнят в сторону альвеол (бугорков над зубами) губы слегка растянуты. |
[z ] | схож со звуком «з » | |||
Tt | [ti: ] | ти | [t ] | как «т » |
Uu | [ju: ] | ю | [ju: ] | примерно как «ю » в словах «пью » , «шью » |
[ʌ ] | схож с кратким звуком «а » | |||
[ə: ] | средний звук между «о » и «э » | |||
Vv | [vi: ] | ви | [v ] | как «в » |
Ww | [dʌblju: ] | даблъю | [w ] | если произносить звук «в » при артикуляции звука «у » |
Xx | [eks ] | экс | [ks ] | похоже на звук «кс » |
[gz ] | похоже на звук «гз » | |||
Yy | [waɪ ] | уай | [ai ] | как в слове «май » |
[i ] | средний звук между «и » и «ы » | |||
[ə: ] | средний между «о » и «э » | |||
[j ] | как «й » в слове «й од» | |||
Zz | [zed ] | зэд | [z ] | похож на звук «з » |
Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».
Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.
Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.
Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.
Гласные буквы
В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».
Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.
Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:
- когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
- когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
- когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].
Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.
Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].
Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].
Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].
Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.
Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).
Согласные буквы
В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.
Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:
- [б] - [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
- [в] - [ф]: [в]ода – [ф]анера;
- [г] - [к]: [г]олос – [к]орова;
- [д] - [т]: [д’]ятел – [т]уча;
- [ж] - [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
- [з] - [с]: [з’]има – о[с’]ень.
Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.
А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:
- [б] - [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
- [в] - [в’]: [в]ата – [в’]илка;
- [г] - [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
- [д] - [д’]: [д]ож[д’];
- [з] - [з’]: [з]олото – [з’]евать;
- [к] - [к’]: [к]уст – [к’]исть;
- [л] - [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
- [м] - [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
- [н] - [н’]: [н]ос – [н’]юх;
- [п] - [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
- [р] - [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
- [с] - [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
- [т] - [т’]: [т]апок – [т’]ень;
- [ф] - [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
- [х] - [х’]: [х]оккей – [х’]ек.
Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.
Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:
- [й’] – [й’]од;
- [л] – [л]ама;
- [л’] – [л’]ейка;
- [м] – [м]орковка;
- [м’] – [м’]юсли;
- [н] – [н]осорог;
- [н’]– [н’]етопырь;
- [р] – [р]омашка;
- [р’] – [р’]ебенок.
Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга» .
А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:
- [х] – [х]орек;
- [х‘] – [х‘]ирург;
- [ц] – [ц]апля;
- [ч’] – [ч’]еловек;
- [щ’] – [щ’]етина.
Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?» .
Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:
- [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
- [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
- [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.
Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.
Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:
- [й’] – [й’]огурт;
- [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
- [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.
Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].
Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.
План фонетического разбора
- Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
- Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
- Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
- Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
- Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
- Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
- Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.
В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.
Специальные знаки транскрипции
Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:
- [ " ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О"сень);
- [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ"мный);
- [’] – знак смягчения согласного звука;
- [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
- – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
- [и э ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘и э сна]);
- [ы э ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шы э птат ‘];
- [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
- [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
- [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
- [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).
Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].
Правила транскрипции
Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:
- озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
- оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
- оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
- смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
- смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
- нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
- сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
- сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
- суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
- окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
- в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).
А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.
Примеры фонетической транскрипции слов
- отъезд
- отъ-е"зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
- [атй’э"ст]
- о - [а] – гласный, безударный
т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
ъ – [–]
е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный
з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный) - 6 букв, 6 звуков
- Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й"] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.
Еще один пример:
- грамматика
- грам-ма"-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
- [грам:ат"ика]
- г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
а – [а] – гласный, ударный
т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
а – [а] – гласный, безударный - 10 букв, 9 звуков
- Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]
И последний:
- становились
- ста-но-ви"-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
- [станав’и"л’ис’]
- с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
а – [а] – гласный,безударный
н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
о – [а] – гласный, безударный
в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
и – [и] – гласный, ударный
л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
и – [и] – гласный, безударный
с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
ь – [–] - 11 букв, 10 звуков
- Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.
Вместо послесловия
Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.
Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.
blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.