25.04.2024

Описание мужской одежды нивхов. Культура коренных народов Сахалина и Курил. Народный костюм. Современные этнические процессы


Народ в Российской Федерации. Коренное население низовий реки Амур (Хабаровский край) и о. Сахалин. Язык нивхский, относящийся к палеоазиатским языкам. Численность - 4631 человек.

Нивхи - народ в Российской Федерации. Расселены в северной части острова Сахалин и в бассейны реки Тымь (более 2 тыс. чел.), а также на Нижнем Амуре (2386 чел.).

Общая численность - 4631 человек. Относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Северо-востока входят в группу палеоазиатов. Самоназвание - нивхгу (человек). Старое название - гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов 20 века. Часть старых нивхов называют себя гиляками и в настоящее время. Русские гиляками кроме нивхов называли также ульчей, негидальцев и часть эвенков.

Говорят на нивхском языке, имеющим два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык вместе с кетским относится к изолированным языкам. Широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, в 1953 г. переведена на русскую графику.

Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. В прошлом расселялись на значительно более обширной территории. Ареал расселения нивхов простирался до бассейна Уды, о чем свидетельствуют данные топонимики, археологические материалы и исторические документы. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо-западные берега Тихого океана. На современный этнический облик нивхов большое влияние оказали их этнокультурные контакты с тунгусо-манчжурскими народами, айнами и японцами.

Первые русские землепроходцы (И. Москвитин и др.) впервые познакомились с нивхами в первой половине 17 века. В. Поярков во время своего амурского плавания обложил амурских нивхов ясаком. Численность нивхов в 17 в. русские оценивали в 5700 человек. Во второй половине 17 в. непосредственные контакты русских с нивхами прервались и были возобновлены лишь в середине 19 века, когда Амурская экспедиция Г. Невельского присоединила Сахалин к России. В середине 19 века нивхи сохраняли пережитки первобытнообщинного строя и родовое деление. У них существовала система родства ирокезского типа. Члены каждого рода имели общее родовое название. Род выполнял функции самоуправления и состоял из большесемейных общин и отдельных семей. Род был экзогамным. Классическая форма брака - женитьба на дочери брата матери. Каждый род имел свою территорию. И в настоящее время все нивхские семьи хорошо помнят свои родовые названия и территории, которые принадлежали их родам. Русская колонизация Сахалина и низовьев Амура оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Начинается интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов втягивается в товарно-денежные отношения, появляются новые виды хозяйственных занятий - домашнее скотоводство, земледелие, товарный промысел рыбы, отхожие промыслы. Широкое распространение получили многие элементы русской материальной культуры. Активную деятельность вели миссионеры русской православной церкви. К концу 19 в. все амурские нивхи были крещены, однако идеи христианства не оказали существенного влияния на их сознание.

Основные отрасли хозяйства нивхов - рыболовство и морской промысел. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль в жизни нивхов имел промысел проходных лососей - горбуши и кеты, которых ловили в больших количествах и из которых готовили на зиму юколу. Ловили рыбу неводами, сетями, крючковыми снастями и различными ловушками.

Морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) добывали сетями из кожаных ремней, ловушками и специальным орудием - длинным плавным гарпуном. Промыслом рыбы и морского зверя занимались круглый год. Зимой рыбу добывали подо льдом ставными сетями и удочками-махалками в лунках. Вблизи селений на морского зверя охотились индивидуально, коллективная охота была связана с выходом в море, выездом на дальние острова и лежбища. Известно, что с этой целью нивхи совершали длительные экспедиции на Шантарские острова. Охота на пушного и мясного таежного зверя была индивидуальной. В отдельных случаях, особенно при охоте на медведя в берлоге, выезжало несколько охотников. Лесных зверей добывали различными ловушками, петлями. На выдр, лисиц, копытных и медведя устанавливали самострелы. Медведя добывали и с копьем.

Соболя ловили сетью. Распространенной была охота на птицу - уток, гусей, боровую дичь. В период линьки птиц ловили сетью в небольших заливах и бухтах. На морском побережье с помощью специального крючка эпы добывали чаек. Собирательством занимались женщины, дети и подростки. Кроме ягод, орехов, съедобных растений собирали морские водоросли, особенно морскую капусту, и моллюсков. На зиму обычно заготавливали черемшу, желуди, корни сараны, орехи, а также некоторые виды ягод. Моллюсков и раковидных не только собирали на приливной полосе, но и со дна. Для этого использовали длинный шест с пучком остроконечных палочек на конце.

Широкое развитие получило у нивхов занятие собаководством, практиковалось содержание животных в клетках, на семейных участках выращивались ценные растения - сарана и др. В настоящее время в традиционных отраслях хозяйства занята лишь часть нивхов. Большинство, особенно молодежь, работает в промышленности, различных организациях и учреждениях. Все нивхские семьи в сельской местности занимаются домашним животноводством и огородничеством.

Нивхи вели оседлый образ жизни. Их селения располагались на высоких лесистых берегах Амура, в устьях нерестовых рек, на морском побережье, вблизи от промысловых угодий. В апреле переселялись в летние селения, где жили до глубокой осени. Селения были небольшими - от 2 до 10 домов. К началу ХХ в. отдельно стоящие летние селения исчезли, их стали ставить вместе с зимними жилищами. Традиционное жилище - полуземлянка торыв в форме простой или усеченной пирамиды. Очаг-костер был в центре, вдоль стен - нары. Другой вид углубленного в землю жилища (земляной дом) был срубным или каркасно-столбовым скатной формы. Наземная постройка такой же конструкции (лочурладыв) отапливалась железной печкой. С середины 19 в. стали строить зимние дома чадрыв. Это прямоугольный наземный дом каркасно-столбовой конструкции, сооруженный пазовой техникой, с пологой двускатной крышей. Летнее жилище - постройка на сваях с двускатной крышей, покрытой берестой. На промысле в качестве временного жилья строили двускатные и сферические каркасные постройки.

Традиционная верхняя мужская и женская одежда шилась из рыбьей кожи, шкур морских животных, оленя и лося и состояла из штанов и халата. В холодное время надевали утепленные халаты, которые повязывались кушаками. Зимней одеждой служила шуба из собачьего меха и нерпичьей шкуры без воротника и капюшона. Поверх шубы надевали юбку из нерпичьей шкуры. Головной убор - меховая шапка, наушники, летом - берестяная или матерчатая шляпа. Обувь шилась из тюленьей кожи и камусов. Непременный атрибут одежды - нарукавники и наколенники. В настоящее время большинство нивхов носит европейскую одежду, которую отдельные мастерицы украшают национальным орнаментом.

Нивхи - классические ихтиофаги. Их основная пища - сырая, вареная и вяленая рыба.

Не менее важную роль играло в питании и мясо морских животных, которое в последние десятилетия стало деликатесом. Лакомыми блюдами считали строганину и мось (студень из рыбьей кожи с ягодой и нерпичьим жиром). Они и сегодня остаются любимой едой. Чай заваривали из чаги, листьев брусники, побегов багульника и ягод.

Средством передвижения в зимнее время служили лыжи - голицы и обшитые камусом или тюленьей шкурой, а также собачьи упряжки. По воде передвигались на лодках. Существовало два типа лодок - дощатые и долбленки. Большая дощатая лодка в прошлом вмещала до 40 человек. Упряжное собаководство нивхов гиляцко-амурского типа. Характерные особенности нивхской нарты - прямые копылья, загнутые с обеих сторон полозья и две горизонтальные дуги - спереди и сзади. Собачью упряжку нивхи использовали и для буксировки лодок по воде.

По своему мировоззрению нивхи были анимистами. В каждом предмете они видели живое начало и человеческие черты. Широкое распространение имел культ природы - воды, тайги, земли. Чтобы сохранить хорошие отношения с их "хозяевами"-духами, нивхи устраивали жертвоприношения - "кормления". Строго соблюдались все ритуалы, связанные с огнем, существовали сложные обряды связанные с поеданием мяса белухи, с охотой на медведя и других животных. Важная роль в духовной жизни нивхов, в их мировоззрении принадлежала собаке. Любимую собаку после смерти хозяина убивали. Существовал особый вид табуированных собак, которых приносили в жертву. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших народных праздника - "кормления воды" и медвежий, связанный с убоем выращенного в клетке медведя. Он сопровождался спортивными соревнованиями, играми, игрой на музыкальных инструментах. Главная идея праздника - почитание природы и ее обитателей. В настоящее время предпринимаются попытки возродить медвежий праздник как основу национального художественного творчества. В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т.п. Фольклорный герой нивхов - безымянный, он борется со злыми духами, выступает на защиты обиженных как поборник добра и справедливости. Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура, изображающая близнецов, изображение медведя на ковшах и других предметах. Сложный сюжет имеют ложки с резным орнаментом, блюда и ковши для медвежьих праздников.

Достойное место в скульптурном искусстве занимают деревянные изображения птиц, фигурки "хозяев" воды, огня и других охранителей. Орнаментом нивхи украшали одежду, головные уборы, обувь, деревянную и берестяную утварь. Наиболее древний способ украшения берестяных изделий - тиснение.

Среди мотивов в орнаменте часто встречаются листья деревьев, стилизованное изображение птиц, парные спирали и листовидные узоры с симметрично расположенными завитками. В настоящее время предпринимаются большие усилия для возрождения всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся народные праздники, созданы фольклорные ансамбли,

в которых участвует молодежь.

Одежда нивхов. Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу - завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. В наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного чем халат. На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты. В зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных. Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные халаты богато украшаются полосами из яркой материй и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу. Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные украшения Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность. Многие женщины носят зимой и летом наголенники из материи. Кроме наголенников, у женщин сохранились нарукавники.

Картинка 21 из презентации «Малые народности Сахалинской области»

Размеры: 519 х 1080 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока окружающего мира щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Малые народности Сахалинской области.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 1972 КБ.

Скачать презентацию

«Одежда 19 века» - Летняя и обрядовая одежда. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Костюм новгородской области xix века. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже семнадцатого – восемнадцатого веков. В середине девятнадцатого века шугаи стали выходить из моды и постепенно превратились в свадебную одежду.

«Одежда в английском» - Рубашка. Постановка задачи. Цель работы: Jacket is a short light coat – гипоним. Smock (1938) – loose garment worn by artists. Определены мотивировочные признаки значения слова, гипонимы и гиперонимы. Этимология слова повлияла на изменения процесса мотивированности названия. Выявлены сходства и различия по структурно- семантическим признакам.

«Стиль и силуэт в одежде» - 6. Выводы. Платье – вид женской одежды. 4. Стили одежды. Стили одежды. Платье – вся одежда, кроме обуви и белья. Мода – временное преобладание каких-либо вкусов в одежде. Содержание презентации. 1. Повторение ранее изученного материла. Прямые (ширина изделия одинакова по линиям груди, талии, бедер).

«Учебно-методический проект» - Аннотация. Материалы учебно-методического пакета. Московский городской педагогический университет Факультет начальных классов. Контактная информация. Вопросы. Учебно-методический пакет «Одежда:вчера, сегодня, завтра.». Методические задачи:

«Одежда финнов» - На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Народная одежда финнов Выборгской губернии. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). Народная одежда – результат творчества многих поколений – является неотъемлемой частью культурного наследия финнов.

Раздел «Художественная культура» 6 класс. Урок № 4. Тема урока:

Народный костюм.


План урока:

1. Сначала нитки и иголки.

2. Нивхский костюм.

3. Уйльтинский костюм.

4. Айнский костюм.

5. Зачем мужчины носили юбки?

6. Праздничная одежда

7. Украшения.


Всю свою фантазию, яркий талант и терпение мастерицы вкладывали прежде всего в украшение национальной одежды. Народный костюм – это не просто одежда, которая защищает тело, бытовая вещь. Народный костюм через особенности конструкции, формы, материала, цвета, декора демонстрирует принадлежность людей к определенному народу .







Традиционная одежда нивхов изготавливалась из рыбьей и тюленьей кожи, собачьих шкур, привозных тканей. Нивхский костюм состоял из халата с поясом, штанов, ноговиц , головного убора, обуви. Важными дополнениями к одежде были нарукавники , наушники, нагрудники, которые одевали для тепла, рукавицы, различные подвески к поясу халата. По покрою женские, мужские, детские халаты не различались. Халаты был как одеждой для дома, так и верхней одеждой. Женские халаты, также зимние были более длинными.









Чтобы в рукава шубы не попадал снег, их в запястьях обматывали нарукавниками. Ноговицы носили и в теплый, и в холодный сезоны. Врезка Ноговицы – одежда, облегающая ноги. Обязательный элемент нижней мужской и женской одежды. Надевались отдельно на каждую ногу. Для теплого сезона их шили из ткани. Для зимы - из собачьего, нерпичьего меха, из ровдуги. Низ ноговиц заправляли в обувь.


Врезка Нарукавники - полоска кожи, широкая тесьма или орнаментированная лента, которой повязывали концы рукавов. Зимой нарукавники защищали руки от ветра и снега, утепляли одежду. Летом защищали руки от гнуса и мошки. К рукавам шубы привязывались рукавицы. Их шили из нерпичьих шкур. Зимний костюм нивха дополняли наушники, меховая шапка и шарф из беличьих хвостов. Традиционные головные уборы шились из меха лисицы, речной выдры, тюленя, хлопчатобумажной ткани. Шапки богато и красочно орнаментировали мехом белки, соболя, собаки китайским шелком, пуговицами, бисером. Летние конические мужские шляпы изготавливали из бересты. Будничные женские шапки из ткани напоминали шлем.


Исследователь Л.Я. Штернберг ярко и красочно описал нивхский зимний мужской костюм: «Зимний костюм очень эффектен. Затянутый в талии в черную собачью шубу, на темном фоне которой мягко выделяется нежно-серая юбка из шкур молодых тюленей, в сапогах с узкими носками, изящно сшитыми, в шапке из лисьих лапок с наушниками, в меховых перчатках, закрывающих рукава, – гиляк производит изящное молодцеватое впечатление».




ноговицы

Используя цветные карандаши разрисуй рисунки ноговиц (слева) и поясной сумочки (справа) в соответствии с указанными цветами (прописные буквы (например – С – синий, Г – голубой, З – зеленый и т.д.)





Обувь уйльтинская была очень разнообразна – высокая и короткая, зимняя и летняя, тонкая и с двойным мехом. Уйльта считали, что болезни проникают через ноги и старались держать ноги в тепле. На ноги одевали тонкие носки из оленьей шкуры, вкладывали стельки из травы, которую специально заготавливали. Обувь шилась в основном из ровдуги и камуса. Врезка Ровдуга- тонко выделанная оленья шкура.


Врезка Камус – шкура с ног оленя. Используется для подбивки лыж, изготовления и украшения меховой обуви, рукавиц и одежды у многих народов Севера и Сибири . Несмотря на обыденность такой вещи как повседневная обувь, ее непременно украшали. Рассмотрите детские торбаса из камуса. Две неширокие светлые полоски оттеняют разные тона оленьего меха. Верх украшен черной материей. На ней вышит криволинейный узор, использованы нитки из сухожилия оленя ярко- желтого, зеленого и красного цветов. Черная лента окантована золотистой нитью и крохотными белыми бисеринками. Приятно было одевать эту не только теплую, удобную, но и красивую обувь.















Хозяйство и быт нивхов

Основными занятиями нивхов издавна были рыболовство и морской промысел. В рыболовстве первое место занимал промысел проходных лососе­вых рыб - кеты и горбуши. Лососевых рыб добывали заездками, сетями и неводами. Заездок представлял собой изгородь из толстых кольев и пру­тьев в форме буквы «Г», расположенную перпендикулярно к берегу и «глаголыо» по течению. В этой части устанавливали подъемную сеть, у которой дежурили иа лодке. Рыба, идущая сплошной массой вдоль берега, натыкалась иа стенку заездка, поворачивала вдоль стены и попадала в сеть. Заметив движение сигнальных веревок, рыбаки поды­мали сеть и выгружали пойманную рыбу в лодку. Этот способ обычно давал хозяйству за несколько дней путины 4-5 тыс. лососей, вполне удовлетворявших его потребительские нужды. Заездок сооружался обычно коллективно несколькими семьями.

Неводы, небольшие по размерам, раньше плели из крапивных ниток. Тянули невод два-три рыбака, один из которых шел по берегу, а другие плыли в лодке. Позже нивхи от русских научились сшивать большие неводы. Белуг и осетров нивхи добывали гарпунами и крючковыми сна­стями - крючками на коротких веревочках, прикрепленных к длииной натянутой в воде бичеве.

Большое значение для нивхов имел лов частиковой рыбы, производив­шийся в течение всего года. Ее добывали с помощью удочек, ставными сетями (зимой и летом), плавными сетями (летом) и неводами (в весенне- осенний сезон).

Среди сахалинских и лиманских нивхов был развит морской промысел. Охотились на сивучей и тюленей. Сивучей ловили большими ставными сетями. Промышлять тюленей выходили ранней весной, с первыми при­знаками вскрытия льда. Били их гарпунами и дубинами (палицами), когда они вылезали греться на льдины. Охота на тюленей продолжалась, и летом. На открытой воде охотились на них с помощью пловучего гар­пуна (лых). Он представлял собой дощечку с острием гарпуна, прикреп­ленную к палке, длиной 10-30 м. Лых спускали на воду, охотник скры­вался неподалеку на лодке или на берегу. Завидев добычу, охотник осто­рожно направлял на нее лых и быстро вонзал его в животное.

Охота, по сравнению с другими народами Амура, играла у нивхов мень­шую роль. Сезон охоты начинался осенью, после окончания хода рыбы. В это время медведи выходят к речкам полакомиться рыбой, и нивхи под­жидали их с луком или ружьем. Иногда ставили самострелы. Зимой охо­тились на медведей с копьем. Вслед за охотой на медведя наступал сезон промысла соболя. Соболь и некоторые другие пушные звери (выдра, рысь, колонок) играли значительную роль в хозяйстве нивхов. Пушнина шла на китайский, позже на русский рынок. Амурские нивхи отправля­лись каждую осень на своих больших, дощатых, тяжелых на ходу лодках на соболиный промысел на Сахалин и возвращались оттуда только ран­ней весной. Вызывалось это обилием соболя на Сахалине. По берегам речек и на сваленных деревьях, служивших для соболей переходами через, речки, нивхи ставили многочисленные западни.

Главным орудием охотничьего промысла служило ружье, в начале- XX в. заменившее нивхский сложный лук с роговыми накладками. Нои позднее лук сохранялся в медвежьем празднике и в детских играх.. На белок и лисиц охотились с собаками. На крупных и мелких животных ставили самострелы.

Сельское хозяйство стало проникать к нивхам еще в середине XIX в. когда они начали впервые сажать картофель. Единичные нивхи рабо­тали раньше на извозе и других работах но найму.

Еще до прихода русских в некоторых поселках имелись специалисты кузнецы, перековывавшие японские, китайские, а позже и русские ме­таллические изделия для своих нужд; они изготовляли ножи прямые- и изогнутые, приспособленные для обстругивания дерева, наконечники стрел, гарпунов, копий и др. Кузнецы пользовались двойным мехом, наковальней и молотом. Сохранившиеся остатки массивных цепей гово­рят о высоком мастерстве кузнечного ремесла в прошлом.

Среди нивхов была распространена инкрустация серебром и медью> наконечников коиий. Старики занимались производством веревок из лыка и крапивы, а также изготовлением парт и собачьей упряжи.

К мужским работам относились рыболовство, охота, выделка орудий производства, в том числе снастей и средств передвижения, заготовка и перевозка дров, кузнечество. Женщины занимались обработкой рыбьих, тюленьих и собачьих шкур, а также бересты, пошивкой и орнаментацией одежды, приготовлением берестяной посуды, сбором растительных продук­тов, домашним хозяйством и уходом за собаками.

Ко времени советизации Дальнего Востока уклад материковых нив­хов характеризовался довольно сильным развитием товарных отношений. Старые формы коллективного производства и распределения почти пол­ностью исчезли под влиянием нараставших процессов имущественной дифференциации. Много рыбаков и охотников, лишенных орудий про­мысла, вынуждено было уходить на лесозаготовки, работать по найму, заниматься извозом. Незначительный доход от рыболовства заставлял нивхов обращаться к сельскому хозяйству. Пушная охота имела у амурских нивхов ничтожное значение. Продукция охоты на морских, животных - нерпу, белуху, сивуча - шла главным образом на потреби­тельские нужды. Лов рыбы производился артелями. Артели эти были обычно мелкие, из 3-7 человек. Практиковался наем рабочих в виде полупайщиков. Часть нивхов работала во время лова по найму на обработке рыбы.

У сахалинских нивхов рыболовство также имело очень важное зна­чение, но наряду с ним широко практиковался промысел на морского зверя и охота на медведя, соболя и некоторых других животных.

Основным питанием нивхов всегда была рыба, чаще всего в вяленом виде, юкола заменяла им хлеб. Мясная пища употреблялась редко. Пища приправлялась рыбьим жиром или жиром нерпы. Лакомым блюдом всегда считался мось, приготовляемый из отвара рыбьих кож, тюленьего жира, ягод, риса, иногда с прибавлением накрошенной юколы. Другим лакомым блюдом являлась талкк - салат из сырой рыбы, приправленной черемшой. С рисом, пшеном и чаем нивхи познакомились еще во времена торговли с Китаем. После появления на Амуре русских нивхи стали употреблять, хотя и в незначительном количестве, хлеб, сахар и соль.

Исконным, а до недавнего прошлого единственным домашним живот­ным у нивхов была собака. Она выполняла роль упряжного животного и давала мех для одежды, мясо ее употребляли в пищу, она была распространенным объектом обмена, играла видную роль в религиозных представлениях и обрядах. Количество собак в хозяйстве было показа­телем зажиточности и материального благополучия. Обычно в каждом хозяйстве содержали по 30-40 собак, требовавших немалого ухода. Кормом им чаще всего служили рыба и тюлений жир; запасы корма при­ходилось заготовлять на всю зиму, в течение которой собаки максимально использовались как ездовые животные.

Старинная нарта нивхов, которую еще застал Шренк в половине, прошлого века, была настолько узкой, что на ней ездок сидел верхом, опираясь ногами на небольшие лыжи, а иногда приподнимался и бежал в таком положении на лыжах. Полозья этой нарты были загнуты и спе­реди и сзади. Собак запрягали змейкой, т. е. привязывали их к ремню- потягу не попарно, а по одной, то с той, то с другой стороны по очереди. Сбруей служил простой ошейник, так что собака тянула шеей.

Еще не так давно на медвежьем празднике устраивали гонки на со­баках, употребляя для этого старые нарты и старую упряжку. Собачья упряжь и нарта, появившиеся у нивхов в начале XX в., значительно от­личаются от прежних. Более позднее упряжное собаководство у нивхов (так называемого восточносибирского типа) характерно более вмести­тельной нартой с вертикальной дугой и попарной упряжкой не в ошей­ники, а в лямки, в которых собаки тянут грудью.

Развитие извозного промысла вызвало переход на новый тип нарты. Увеличение устойчивости и размера нарты позволило перевозить до 200 кг груза. Впрягали обычно 9-11 собак. Самая обученная и ценная собака - передовик. К ней были обращены обычно окрики управления возницы - каюра. Останавливали собак окриком и тормозной палкой. Собак впрягали не только в нарту, но иногда и в лодку на более длинном потяге.

Лошадь в качестве транспортного животного появилась у нивхов сравнительно недавно.

Зимой средством передвижения по суше, кроме собачьего транспорта, служили лыжи - голицы без меха или лыжи с подклеенным тюленьим мехом. Первыми пользовались для небольших переходов, вторыми - для дальних походов в сезон пушной охоты. Отличительную особенность нивхских лыж составляли деревянные нащепы, прибивавшиеся поверх шкуры.

По речкам (главным образом на Сахалине) плавали на легких долбленках, которые делали из тополя. Долбленки эти были на­столько легки, что их переносили на руках через встречавшиеся препятствия (мели, перешейки). Передвигались на них при помощи весла и шеста, которым пользовались обычно при подъеме против течения. Для дальних переездов у нивхов имелась большая лодка, аналогичная ульчской, нанайской и орочской. Ее строили из трех широких кедровых досок, нижняя (дно) на носу была загнута кверху и выдавалась над водой лопатой. Гребли на ней 2-4 парами весел, занося отдельно весла правого и левого бортов.

Селения нивхов обычно располагались около устьев нерестовых ре­чек и лишь редко насчитывали более 20 жилищ. Еще недавно дома со­родичей ставились рядом. Лет 40-50 назад среди сахалинских нивхов была еще широко распространена землянка. Для нее вырывали яму глубиной в 1.25 м, над которой ставили из тонких бревен остов и снаружи засыпали его землей. Дымовое отверстие служило окном, очаг устраи­вали посредине, вокруг шли нары. В конце XIX в. вход в землянку был уже не через крышу, а через длинный низкий коридор.

У амурских нивхов, примерно со времени Минской династии, землянки стали вытесняться маньчжурскими фанзами каркасного типа, распростра­нившимися по всей территории нанайцев и перешедшими к нивхам. Тип постройки и распределение мест внутри зимника у нивхов были такие же, как у ульчей. Лето нивхи обычно проводили в летниках. Лет­ник - это постройка на сваях в 1.5 м высотой. Он состоял из двух поло­вин: задней - жилой, освещаемой через отверстие в крыше, и передней, служившей амбаром. Вокруг летника обычно были расположены вешала для вяления рыбы и свайные лабазы для хранения разных продуктов. Общий вид свайного летнего жилища нивхов ничем не отличался в общем от ульчского летника-амбара.

Старый летний мужской костюм нивхов во многом совпадал с нанай­ским. Он состоял из штанов (варги), халата, доходящего до колен и за­стегивающегося слева направо, обуви, сшитой из тюленьей кожи, и ко­нической берестяной шляпы (х’ифх’акк). Штаны и халат шили из синей или серой бумажной материи. Женский летний халат из рыбьей кожи или из материи был более длинным и украшался по подолу медными пластинками. Зимой поверх халата носили одежду из темного меха, сшитую мехом наружу. Во время поездок на нартах для предохранения меха от вытира­ния мужчины поверх меховой одежды носили юбочку из нерпичьей шкуры (для одежды покойника шкура нерпы не употреблялась). На голову на­девали наушники и меховую шапку. Отличия мужской одежды от женской сводились к большему количеству вышивок и аппликаций и большему разнообразию материала для женской одежды (шелк, сукно, рысий мех на шапке).

Материал для одежды нивхи приобретали прежде у китайских и рус­ских торговцев. Для обуви, халатов и шуб пользовались специально вы­деланными кожами сазана, кеты и щуки, нерпичьей и лосиной ко­жей, собачьим мехом и т. п.

В дореволюционное время как мужчины, так и женщины волос не стригли, а заплетали - мужчины в одну, женщины в две косы

   Численность – 4 673 человека (на 2001 г.).
   Язык – изолированный.
   Расселение – Хабаровский край, Сахалинская область.

Самоназвание - нивх - «человек». В прошлом ульчи, негидальцы и некоторые другие называли их гиляками. Этот этноним был распространен русскими поселенцами на соседние нижнеамурские народы - тех же негидальцев, ульчей и др. Лампигу, лафинггу - так сахалинские нивхи называют амурских. Ульчи называли амурских нивхов орныр, а сахалинских - ороки (ульта), вероятно, от тунгусского орон - «домашний олень». Этноним «нивхи» был официально утвержден в 1930-х гг.

Язык имеет амурский, северосахалинский и восточно-сахалинский диалекты. Письменность существует с 1932 г. на основе латинского, а с 1953 г. - русского алфавита.

Живут на Нижнем Амуре, а также на о-ве Сахалин. Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы. В 1849-1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г.И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне.

Рыболовством занимались круглый год. Добыча проходного лосося (горбуши - в июне, кеты - в июле и сентябре) была главным промыслом. В это время делали запасы вяленой рыбы - юколы, а сушеные рыбьи костяки заготавливали для ездовых собак. Ловили острогами (чак), крючками разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразными удочками, сетями прямоугольными, мешкообразными, ставными (в том числе подледными) и плавными (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), неводами (кыр ке), сачками, летними и зимними заездками.


Просушка нерпичьих шкур на рамах

В хозяйственной деятельности нивхов Сахалина и Амурского лимана существенное место занимал морской зверобойный промысел, дававший местным жителям мясо и жир; шкуры нерп и тюленей использовались для изготовления одежды, обуви, подклейки лыж, выделки различных домашних предметов. Весной и летом нерп, лахтаков, сивучей добывали сетями, неводами, крючками, ловушками, гарпунами, острогой с плавающим древком и своеобразным рулем. Зимой с помощью собак отыскивали продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки. Весной в низовьях Амура промышляли нерп и дельфинов. Был развит и таежный охотничий промысел. На Амуре охотились вблизи дома, на Сахалине, напротив, промысловики уходили в тайгу на неделю. Мелких зверей добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами, на медведей и лосей ходили с копьем, луком, а со второй половины ХIХ в. - с огнестрельным оружием. Пушнину обменивали на ткани, муку и др.

   Прополаскивание нерпичьей шкуры в воде

Женщины собирали и заготавливали съедобные и лекарственные растения, травы, ягоды, мужчины - строительные материалы. Различные корни, береста, прутья шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали волокно для плетения сетей и т.п.

Рыбачили и добывали морского зверя с дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2-4 парами весел. В середине XIX в. такие лодки из кедра нивхи Амурского лимана и Сахалина выменивали у нанайцев. На Сахалине пользовались также долблеными лодками из тополя со своеобразным козырьком на носу.

Зимой передвигались на нартах, запрягая в них до 10-12 собак попарно или «елочкой». Нарта (ту) амурского типа - прямокопыльная, высокая и узкая, с двусторонне загнутыми полозьями. Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи. В конце XIX - начале ХХ в. стали применять широкие и низкие нарты восточносибирского типа, на них перевозили казенные грузы по подрядам. Позднее для этих целей стали обзаводиться лошадьми.

Лыжи, как и у других народов Амура, были двух типов: длинные голицы для весенней охоты и короткие подволоки, подклеенные мехом нерпы или камусами лося, - для зимней.

   Обработка нерпичьих шкур

В конце XIX - начале ХХ в. появились такие же, как у русских, конструкции крючков, неводов, капканов для пушного зверя, а русские крестьяне, в свою очередь, заимствовали у местных жителей распространенные здесь виды сетей, ловушек, лодок. С развитием рыбной промышленности добыча лосося приобрела товарный характер. Земледелие, которое в начале ХХ в. старалась внедрять русская администрация, успеха не имело.

Предпочитали свежую рыбу, которую ели сырой или варили и жарили. Юколу при изобильном улове делали из любого сырья. Головы и кишки по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы (типа негидальской септулы), из которой далее вываривали жир, хранившийся неограниченно долго. Юкола, свежая рыба и мясо шли на приготовление супов с добавлением в них трав и кореньев. Из покупных муки и крупы пекли лепешки, варили каши. Всю пищу обязательно заправляли рыбьим или нерпичьим жиром. В конце XIX в. у русских начали выменивать картофель.

Нивхи исконно вели оседлый образ жизни, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Зимнее жилище (тыф) - большой бревенчатый дом с двускатной крышей, покрытой травой, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Дома были однокамерными, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от двух очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводили высокий настил на столбах, на котором в сильные морозы держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2-3 семьи, каждая на своем участке нар. С наступлением тепла семьи переселялись в индивидуальные жилища, которые строили из коры вблизи зимнего дома или в отдельном летнем селении у озера, протоки, вблизи промысла. Чаще всего их ставили на сваях. Они могли быть двускатными, коническими, четырехугольными с двускатной крышей, срубными или каркасными. Как и у ульчей, летники нивхов имели два помещения: переднее, из досок, служило амбаром, а заднее, бревенчатое, - жилищем с открытым очагом.


Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах,
разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и вяления юколы

Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах, разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и юколы. На Сахалине до начала ХХ в. сохранялись старинные землянки с открытым очагом и дымовым отверстием, а в ХХ в. распространились срубные дома типа русской избы.

Одежду и обувь шили из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Издавна пользовались также покупными тканями, которые получали за пушнину у маньчжурских, а потом и русских торговцев.

   Женские халаты имели покрой кимоно, левая пола вдвое шире правой и закрывает ее

Мужские и женские халаты (ларшк) имели покрой кимоно и были левополыми (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее). Более длинные женские халаты украшали аппликацией или вышивкой, по подолу - металлическими бляшками, расположенными в один ряд. К холодам тканевые халаты утепляли ватой. Праздничную одежду из рыбьей кожи расписывали замысловатым орнаментом.

Зимой ходили в шубах (ок) из собачьих шкур и мужских куртках (пшах) из нерпы. В зажиточных семьях шили женские шубы из меха лисиц, реже - рыси. Для езды на нартах, а иногда и во время подледного лова поверх шуб мужчины надевали юбки (хоск) из нерпичьих шкур.

Нижней одеждой были штаны из рыбьей кожи или ткани, ноговицы (женские - из ткани на вате, мужские - из собачьего или нерпичьего меха) и нагрудники (короткие мужские на меху; длинные женские из ткани, украшенные бисером и металлическими бляшками). Летом носили берестяные шапки конической формы, зимой - тканевые на меху с украшениями (женские) и из собачьего меха (мужские).

Поршневидную обувь шили из сивучьих или нерпичьих шкур и рыбьей кожи. Она имела не менее десяти различных вариантов и отличалась от обуви других народов Сибири высокой «головкой»-поршнем, причем голенища кроили отдельно. Внутрь вкладывали согревающую стельку из травы. Другим типом обуви были сапожки, похожие на эвенкийские, из оленьих и лосиных камусов и нерпичьих шкур.

Одежду, обувь, предметы утвари украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, известного еще по археологическим находкам.

   Мужской пояс

По данным 1897 г., средняя семья состояла из шести человек, однако встречались и по 15-16 человек. В целом же преобладали малые семьи из родителей с детьми, а также нередко младших братьев и сестер главы семьи, его старших родственников. Иногда женатые сыновья жили совместно с родителями.

Невесту предпочитали выбирать из рода матери. Существовал обычай кросс-кузенного брака: мать стремилась женить сына на дочери своего брата. Родители договаривались о браке, когда их детям было по 3-4 года, затем дети воспитывались вместе в доме будущего мужа. По достижении ими 15-17 лет брачная жизнь начиналась без каких-либо специальных обрядов. В тех случаях, когда жених и невеста не были родственниками, нивхи соблюдали тщательно разработанный обряд (сватовство, договор о калыме, вручение калыма, переезд невесты и т.п.). При переезде невесты исполнялся ритуал «топтания котлов»: родители жениха и невесты обменивались огромными котлами для варки корма собакам, и молодые должны были поочередно ступать в них у дверей домов невесты и жениха. Со второй половины XIX в. зажиточные семьи стали устраивать многолюдные и многодневные свадебные пиры, подобные русским.

   Колотушка для рыбы

У нивхов насчитывалось свыше 60 патрилинейных родов (кхал). Они отличались по численности (состояли из 1-3 семей) и селились разрозненно. Со временем многие из них уменьшались и объединялись либо присоединялись к более многочисленным, образуя роды с ветвями различного происхождения. Представители соседних народов - негидальцы, ульчи, нанайцы, айны, эвенки, вступая в браки с нивхскими женщинами, образовывали новые роды. Все роды конца XIX в. насчитывали не более 8-10 поколений.

Члены рода съезжались на медвежьи праздники, похороны, иногда на свадьбу. Они происходили от общего предка, помогали друг другу, имели «общий огонь» (огонь в домах зажигали от кремня, который хранился у старшего мужчины рода), общий амбар для ритуальных принадлежностей.

Существовали также союзы родов, объединявшие малочисленные роды для обеспечения обычая левирата: если вдова не могла найти нового мужа в пределах его рода, то община подбирала ей мужа из чужого рода. Оба брачующихся рода составляли экзогамный союз. Иногда к союзу примыкал и третий род, часто - иной по происхождению (ульчский, нанайский и др.).

В конце XIX - начале ХХ в. селение составляло территориально-соседскую общину, в которой семьи (особенно на Амуре) относились, как правило, к разным родам. При этом браки, заключавшиеся в пределах селения между семьями, относящимися к разным родам, укрепляли общину. Конфликты в общине разбирало собрание старейших членов, решение которых было обязательным для нарушителей порядка. Серьезные дела, касавшиеся убийств и имущественных споров, разбирал межродовой суд, возглавляемый признанным знатоком обычаев, лично не заинтересованным в споре. Он выслушивал всех желающих высказаться по делу и затем выносил решение. Слушание могло продолжаться несколько дней. Сохранялась традиция выплаты за убийство человека; причем плату вносил весь род. Известны и случаи кровной мести (обычай мщения за убийство сородича).

С 1850-х гг. началось имущественное расслоение нивхов. Появились торговцы, посредники в торговле с русскими промышленниками. С конца XIX в. русская администрация назначала старост из местных жителей, которые регулярно созывали собрания, охраняли от приезжих коммерсантов традиционные места добычи лосося.

   Атрибут шаманского ритуала

Религиозные верования основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве. Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы. Члены рода, жившие в одном селении, зимой со становлением льда устраивали моления духам воды, бросая в прорубь жертвоприношение - еду в ритуальной посуде. Весной, когда реки вскрывались, еду с украшенных лодок опускали в воду в деревянных корытцах, изображавших рыб, уток и т.п. Один-два раза в год в домах молились духу - хозяину неба. В тайге у священного дерева обращались к духу - хозяину земли: у него просили здоровья, удачи на промысле и в предстоящих делах. Духов - хранителей дома в виде деревянных идолов помещали на особых нарах. Им также приносили жертвы.

Главные хозяева - «горный человек», хозяин тайги Палыз в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол ыз, или Тайраадз, - морская касатка. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника : пойманного в тайге или купленного у нанайцев , негидальцев медвежонка растили 3-4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников. Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом для человека, в этом ему помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось множество правил и запретов. Например, к нему было запрещено подходить женщинам.

Медвежий праздник, на который собиралась вся родня, проводили зимой. Он продолжался до двух недель, мифы и предания звучали в исполнении сказителей, непременно устраивали собачьи гонки. Нарядные женщины на улице играли на «музыкальном бревне», танцевали. Медведя водили по домам, угощали из специальной резной деревянной посуды, хранившейся в родовом ритуальном амбаре, смельчаки играли с ним. Затем зверя убивали из лука на специальной площадке. Стрелка, как правило, назначал хозяин медведя из числа своих родственников. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем его свежевали, соблюдая множество правил, череп покрывали копотью над костром и хранили в родовом амбаре.

   Корытце с веслом - жертвоприношение духу моря

В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторые группы переняли у соседей захоронение в земле. Обряд сожжения имел различия, но общее в его содержании преобладало. Труп и инвентарь покойного сжигали на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. К деревянной кукле прикрепляли косточку от черепа покойного, одевали и обували ее и помещали в маленький, около метра высотой, домик (раф), украшенный резными орнаментами. В дальнейшем на этом месте совершали поминальные обряды, бросая в костер пищу, предназначенную для умершего, особенно часто в первый месяц после похорон, затем в течение года - примерно раз в месяц, позднее - каждый год. Для человека, тело которого не нашли (утонул, пропал на охоте и т.п.), у нивхов существовал специальный обряд. Вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

Фольклор нивхов включает тотемические мифологические рассказы, произведения реалистического содержания (о правилах поведения в быту и на промысле, о воспитании качеств, необходимых человеку родового общества, о наказании людей, нарушивших табу), сказки, героические поэмы, загадки.

Народная музыка - в русле музыкальных традиций соседних тунгусо-маньчжурских народов (орочей , ульчей , ороков и др.). На Сахалине известны песни-четверостишия, исполнявшиеся на медвежьем празднике, песни-плачи (чырйуд) у погребальных костров, необрядовые песни - лирические, колыбельные, которые сочиняла каждая мать.

Шаманское песнопение исполнялось во время обряда врачевания, на шаманских сеансах и при посещении домов с выражением благопожеланий всем жителям селения. Врачуя, шаман вызывал духов-помощников, которые отбирали украденную злыми духами душу больного и спасали его от смерти. Пение обязательно сочетали с игрой на бубне и металлических погремушках.

   Дневная колыбель выдолблена из ствола дерева. Ножки ребенка остаются снаружи

В инструментальной музыке центральное место занимают наигрыши на «музыкальном бревне», которые сопровождают медвежий праздник, бега и жертвоприношение собак, женские ритуальные танцы и мифологизированные речитативы. Cвоеобразно музицирование на однострунной смычковой трубчатой лютне.

Продолжается процесс вытеснения нивхов из мест традиционного проживания.

В технологическом лицее г. Поронайска и других городах Хабаровского края детям аборигенов преподают родной язык, их обучают традиционным ремеслам. Для школьников выпущен учебник нивхского языка, разрабатываются новый нивхско-русский словарь и букварь.

В Сахалинской области созданы национальные ансамбли «Мэнгумэ-Илга» («Серебряные узоры»), «Пелакен» («Большое солнце»), «Арила миф» («Свежий ветер») и др. В г. Поронайске - центр традиционных культур и Национальный музей.

С 1996 г. выходит газета «Нивх диф». Из национальных деятелей культуры известны писатели В. Санги, Г. Отаина, художник Ф. Мыгун и др.

Созданы Ассоциация коренных малочисленных народов Сахалина и общественное движение «Союз нивхов Сахалина».

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ О НИВХВАХ
  Крейнович Е.А. Медвежий праздник у нивхов. Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974.
  Крейнович Е.А. Нивхгу. Л., 1973.
  Пропп В.Я. Чукотский миф и гиляцкий эпос: Фольклор и действительность. М., 1976.
  Санги В.М. Песнь о нивхах. М., 1989.
  Таксами Ч.М. Нивхи: Современное хозяйство, культура и быт. Л., 1967.
  Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии нивхов. Л., 1973.
  Штернберг Л.Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках