03.01.2024

Почему представленные события вы считаете политическими. Анализ политической ситуации. Сыроцид от Минсельхоза


Причины 1 русской революции:

1) нерешенность аграрной проблемы: крестьянское малоземелье, аграрное перенаселение в центре России, низкий уровень жизни крестьянства;
2) тяжесть социально-экономического положения рабочего класса;
3) острые национальные проблемы, политика русификации

4) сохранение самодержавия

5) отсутствие политических прав и свобод у населения страны

6) поражение России в русско-японской войне

ЗНАЧЕНИЕ Манифеста 17 октября : привел к консолидации либеральных политических сил, так как открыл путь к легальной политической борьбе и образованию своих партий.

Из них основными стали две: Конституционно-демократическая партия (кадеты) и «Союз 17 октябристов» (октябристы).

ХАРАКТЕРИСТИКА первой русской революции 1905-1907 гг. 1) революция носила общенародный характер , в ней принимали участие представители практически всех слоев населения (рабочие, крестьяне, студенчество, интеллигенция, либеральная буржуазия, моряки). 2) по движущим силам революцию можно назвать демократической ;
3) с точки зрения задач революция являлась буржуазной , так как объективно реализация требований антиправительственных лагерей вела к дальнейшей буржуазной модернизации России;
4) революция носила стихийный характер , ни одна из политических партий не определяла хода революционных событий, не имела четкой линии в революционном процессе
5) революция имела незавершенный характер , так как власть лишь частично удовлетворила требования


населения.

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После провозглашения Манифеста 17 октября лидеры буржуазных партии считали, что революция закончилась. Какие события и явления свидетельствовали о том, что революция продолжилась? Почему события развивались именно таким образом? 1. Может быть названо
- декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве - высшая точка революции:
- восстания в Свеаборге и Кронштадте (июль 1907 года);
- массовые стачки;
- крестьянские выступления.
2. Может быть указано, что Издание Манифеста 17 октября не решало всех проблем, ставших причинами революции:
- нерешенность аграрной проблемы, а именно: крестьянское малоземелье, аграрное перенаселение в центре России, низкий уровень жизни крестьянства;
- тяжесть социально-экономического положения рабочего класса;
- острые национальные проблемы

Сохранение самодержавия.

С4. Назовите не менее трех результатов революции 1905-1907 гг. приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала ХХ века. 1. Могут быть названы любые три изменения, произошедшие в политической системе Российской империи в ходе революции 1905-1907 гг.:
- создан законодательный представительный орган - Государственная дума
- гарантированы фундаментальные политические свободы (слова, печати, собраний и пр.)
- пересмотрены Основные законы Российской империи
- разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов
- отменены выкупные платежи
- сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономические забастовки, повышена заработная плата.
2. Могут быть названы три положения, отражающих значение революции:
- революция ускорила процессы экономической, политической, социальной модернизации России, перехода ее от традиционного общества к обществу индустриальному
- был сделан шаг к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной думой (так называемая думская монархия)
- получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране
- революция не смогла разрешить многих проблем (аграрный, национальный и другие вопросы)
- продуктивный диалог между обществом и властью так и не был налажен, что стало одной из причин нового революционного взрыва


С5.

« В политическом строе России в основном сохранялись черты самодержавия, преобразования были незначительными ».


Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

2) …


А. Аргументы в поддержку:

В законах сохранялось положение о самодержавной власти монарха
- законы обретали силу только после утверждения их императором
- между сессиями думы царь мог издавать указы, имевшие силу закона
- император по-прежнему назначал и смещал министров, которые отчитывались только перед ним
- из ведения думы была изъята значительная часть статей бюджета
- внешняя политика полностью оставалась в ведении монарха.
В. Аргументы в опровержение:

Возник орган народного представительства - законодательная Государственная дума;
- были провозглашены гражданские права и свободы;
- «Основные государственные законы», изданные в апреле 1906 г., играли роль конституционного закона;
- в стране стали действовать политические партии, профессиональные союзы, другие (женские, культурные и проч.) организации.

С5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.


Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

2) …


Линии сравнения Эсеры Социал-демократы (эсдеки)
В конце 1901 г. неонароднические группы объединились в ПСР - (эсеров). В 1898 г. I съезд РСДРП (- эсдеки, оформление завершилось на II съезде в 1903 г . На II съезде была привяла программа партии, состоявшая из двух частей: программы-минимум и программы-максимум. Лидером большевиков стал В.И. Ленин . Среди меньшевиковвыделялись Г.В. Плеханов и Л. Мартов .
Полное название партии Партия социалистов-революционеров Российской социал-демократической рабочей партии
Политические предшественники Революционные народники марксисты
Отношение к самодержавию 1. За свержение самодержавия, созыв на основе всеобщих выборов Учредительного собрания. 2. Демократическую республику 1) свержение царизма и установление демократической республики 2) установление диктатуры пролетариата и строительство социализма
Аграрный вопрос Социализация земли (уничтожение частной собственности на землю и передачу ее в пользование общинам на основе уравнительного землепользования) Возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их надела земель и отмену выкупных платежей. 1906 г – национализация земли(конфискацию помещичьих земель и передачи их государству)
Рабочий вопрос 8 – часовой рабочий день 8 – часовой рабочий день
Интересы каких слое общества выражали Народные массы, включая в это понятие крестьян, рабочих и мещан, а также интеллигенцию молодежь Рабочий класс, крестьянство
Методы борьбы Индивидуальный террор 1902 – создана «Боевая организация партии эсеров» (Гершуни) Революция
Лидеры В. Чернов. М. Гоц, М. Натансон В. Ленин, Г. Плеханов, Л. Мартов

С4. После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий рассматривали ситуацию как фактическую победу революции. Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Почему события развивались таким образом?

1. Может быть отмечено, что о продолжении революции свидетельствовали следующие события, явления:
- нарастание стачечного движения;
- подъем национально-освободительного движения;
- усиление размаха крестьянских выступлений;
- выступления солдат и моряков;
- переход рабочих к вооруженным методам борьбы (Декабрьское вооруженное восстание в Москве). 2. В объяснении может быть указано, что события развивались таким образом:
- из-за нерешенности основных вопросов революции (аграрного, национального, ликвидации самодержавия);
- из-за ограниченного и формального характера объявленных в Манифесте 17 октября свобод;
- благодаря активной пропаганде большевиков.

Раскол партии социал – демократов в 1903 году

Программные установки РСДРП
большевики меньшевики
Лидеры В. Ленин Г. Плеханов, Л. Мартов
Вопрос о партии За создание партии нового типа - замкнутой, законспирированной организации со строгой дисциплиной, жестким подчинением меньшинства большинству Партия должна открыть доступ всем слоям населения и в ней могут быть разные точки зрения
Отношение к буржуазии Консервативная сила Главная сила революции
Отношение к крестьянству Союзник рабочего класса Консервативная сила
Методы борьбы Вооруженное восстание, революция Реформы
Главная сила революции Рабочий класс, союзник крестьянство Либеральная буржуазия, рабочий класс союзник
Аграрный вопрос Национализация земли Муниципализация земли

В 1901-1903 гг . по предложению главы московской охранки С.В. Зубатова в ряде городов были созданы легальные рабочие организации под контролем полиции. Эта политика получила название «зубатовщина». В Петербурге попытку оживить тактику «полицейского социализма» предпринял священник Георгий Гапон , под руководством которого стала действовать монархическо-религиозная организация рабочих Петербурга. В январе 1905 г. Гапон спровоцировал рабочих провести шествие к царю и передать ему петицию с просьбами и жалобами.

В начале ХХ в. усилилось либеральное движение за расширение прав земского самоуправления. В 1904- 1905 гг. происходило складывание «Союза освобождения» - нелегального политического объединения либеральной интеллигенции, подготовленного деятельностью журнала «Освобождение» П.В. Струве .

В это же время в Москве образовался «Союз земцев-конституционалистов» . Земские объединения послужили основой для создания в октябре 1905 г. буржуазных партий конституционных демократов (кадетов) и октябристов.


Похожая информация.



Политическая ситуация охватывает особо значимые явления, процессы, события политической жизни страны, региона, мира в определенный отрезок времени.
Структурными компонентами политической ситуации выступают: а)условия и обстоятельства политической жизни (объективная ситуация); б)количественные и качественные характеристики субъектов-участников; в)масштаб действия, временной интервал, социальное пространство, которое она охватывает; г)отражение ситуации в общественном сознании и психологии людей через призму потребностей, интересов, концепций и программ ("понимаемая" ситуация как непосредственная социально-психологическая основа ориентации субъектов); д)уровень решаемых задач, степень их влияния на функционирование политической системы, е)результаты политической деятельности по решению этих проблем.
Политическая ситуация во всякой точке своего движения противоречива, а следовательно, проблемна. Любое политическое действие, движущее ситуацию, предполагает, как правило, выбор одного из вариантов, сценариев поведения, способов решения проблем. Этот выбор может быть сделан на однозначной или компромиссной основе. Однозначный выбор – это безусловный выбор одного варианта, одного сценария из серии противоречивых вариантов. Противоречивость между вариантами может достигать в своем развитии альтернативности, требующей выбирать одну из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей по принципу "или – или". Компромиссный выбор – это действие на основе соединения позитивных моментов ряда близких или даже альтернативных вариантов, позволяющее найти оптимальный выход из ситуации, альтернативное решение которой грозит существованию целого.
Любая ситуация на уровне политической системы выражает противоречие между стабильными и динамическими тенденциями развития. Ее хронологическими рамками выступают политические события, означающие начало и конец данного состояния системы.
Политическая ситуация есть всякое новое состояние политической системы по сравнению с предшествующим, представляющее в то же время этап в ее движении. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, ее отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация – элементарный "шаг" политического процесса. Анализ осуществляется на основе системного, структурно – функционального, сравнительного и др. методов.
Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Подробно этот процесс рассмотрен в другом разделе.
Практикум 1.
Сделайте анализ социально-политической ситуации, сложившейся в стране за последние полгода, на основе ее структурных компонентов.
В качестве примера приведем социально-политическую ситуацию в России в августе 1999 г.
Содержание:
Политические события:
· Отставка правительства Сергея Степашина и борьба за формирование нового правительства.
· Скандал вокруг отмывания российских денег в Bank of New York и новые обвинения в коррупции ближайшего окружения Ельцина.
· Активизация основных политических сил накануне выборов в Государственную Думу.
· Избрание нового совета директоров ОАО «Газпром».
· Военные действия в Дагестане и возможности возобновления полномасштабной войны на Северном Кавказе.

Текущая динамика политического положения: · Идейно-политический фон августа и общественное мнение.
· Федеральные органы власти.
· Партии и общественные движения.
· Политическая ситуация на местах и отношения Центр – регионы.
· Уровень социальной напряженности.
· Внешняя политика: темы августа.
Практикум 2.
Выберите политически значимое событие (выборы президента, парламента, вооруженный конфликт, деление страны на семь административных округов и т.д.) и проанализируйте его с использованием следующих структурных компонентов: условия, предшествующие событию; количественные и качественные характеристики; масштаб; последствия. Какие виды анализа Вы использовали? Какой из них, на Ваш взгляд, наиболее эффективен в анализе выбранного Вами события и почему?

Развитие мировой истории не было линейным. На каждом её этапе были события и периоды, которые можно назвать «переломными». Они меняли и геополитику, и мировоззрение людей.

1. Неолитическая революция (10 тыс. лет до н.э. - 2 тыс. до н.э.)

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археолог Гордон Чайлд. Главным ее содержанием Чайлд назвал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­-8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тысяч лет до н.э.

2. Создание Средиземноморской цивилизации (4 тыс. до н.э.)

Средиземноморский регион был очагом появления первых цивилизаций. Появление Шумерской цивилизации в Месопотамии относят к 4-му тысячелетию до н. э. В том же 4-м тысячелетии до н. э. египетские фараоны объединили земли в долине Нила, и их цивилизация быстро расширилась через Плодородный полумесяц на восточное побережье Средиземного моря и далее по всему Леванту. Это сделало страны Средиземноморья, такие как Египет, Сирия и Ливан частью колыбели цивилизации.

3. Великое переселение народов (IV-VII вв.)

Великое переселение народов стало переломным этапом истории, определившим переход от античности к Средним векам. О причинах Великого переселения ученые спорят до сих пор, но его последствия оказались глобальными.

На территорию слабеющей Римской империи переселились многочисленные германские (франки, лангобарды, саксы, вандалы, готы) и сарматские (аланы) племена. Славяне дошли до побережья Средиземноморья и Балтики, заселили часть Пелопоннеса и Малой Азии. Тюрки достигли Центральной Европы, арабы начали завоевательные походы, в ходе которых им покорился весь Ближний Восток до Инда, Северная Африка и Испания.

4. Падение Римской империи (V в.)

Два мощных удара – в 410 году вестготов и в 476 году германцев – сокрушили, казалось бы, вечную Римскую империю. Это поставило под угрозу достижения античной европейской цивилизации. Кризис Древнего Рима не пришел внезапно, а долгое время вызревал изнутри. Военный и политический упадок империи, начавшийся в III веке, постепенно привел к ослаблению централизованной власти: она больше не могла управлять разросшейся и многонациональной империей. На смену античному государству пришла феодальная Европа с ее новым организующим центром – «Священной Римской империей». Европа на несколько веков погрузилась в пучину смуты и раздора.

5. Раскол церкви (1054 г.)

В 1054 году произошел окончательный раскол христианской церкви на Восточную и Западную. Его причиной стало желание папы Льва IX получить территории, которые подчинялись патриарху Михаилу Керулларию. Результатом спора стали взаимные церковные проклятия (анафемы) и публичные обвинения в ереси. Западная церковь получила название римско-католической (римская всемирная церковь), а восточная - православной. Путь к Расколу был долгим (почти шесть веков) и начался с так называемой Акакиевской схизмы 484 года.

6. Малый ледниковый период (1312-1791 гг.)

Начало Малого ледникового периода, который начался в 1312 году, повлекло за собой целую экологическую катастрофу. По оценкам специалистов, за период с 1315 по 1317 годы из-за Великого голода в Европе вымерла почти четверть населения. Голод был постоянным спутником людей на протяжении всего Малого ледникового периода. За период с 1371-го по 1791 годы в одной только Франции было 111 голодных лет. В одном только 1601 году в России от голода из-за неурожаев вымерло полмиллиона жителей.

Однако Малый ледниковый период дал миру не только голод и высокую смертность. Он также стал одной из причин рождения капитализма. Источником энергии стал уголь. Для его добычи и транспортировки начали организовываться цеха с наемными рабочими, что стало предвестием научно-технической революции и рождения новой формации общественной организации - капитализма.Некоторые исследователи (Маргарет Андерсон) также связывают заселение Америки с последствиями Малого ледникового периода - люди ехали за лучшей жизнью из «оставленной Богом» Европы.

7. Эпоха Великих географических открытий (XV-XVII вв.)

Эпоха Великих географических открытий коренным образом расширила ойкумену человечества. Кроме этого, она создала возможность для ведущих европейских держав максимально использовать свои заокеанские колонии, эксплуатируя их человеческие и природные ресурсы и извлекая из этого баснословную прибыль. Некоторые ученые также напрямую связывают триумф капитализма с трансатлантической торговлей, породившей торгово-финансовый капитал.

8. Реформация (XVI-XVII века)

Началом реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Процесс реформации породил множество так называемых Протестантских войн, серьезно повлиявших на политическое устройство европы. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году.

9. Великая французская революция (1789-1799)

Разразившаяся в 1789 году Великая французская революция не просто превратила Францию из монархии в республику, но и подытожила крах старого европейского порядка. Ее лозунг: «Свобода, равенство, братство» еще долго будоражил умы революционеров. Французская революция не только заложила основы демократизации европейского общества – она предстала как жестокая машина бессмысленного террора, жертвами которого стали около 2 млн. человек.

10. Наполеоновские войны (1799-1815)

Неуемные имперские амбиции Наполеона на 15 лет погрузили Европу в хаос. Все началось с вторжения французских войск в Италию, а завершилось бесславным поражением в России. Будучи талантливым полководцем, Наполеон, тем не менее, не гнушался угрозами и интригами, которыми подчинил своему влиянию Испанию и Голландию, а также убедил вступить в союз Пруссию, но затем бесцеремонно предал ее интересы.

В ходе Наполеоновских войн на карте появились Королевство Италия, Великое герцогство Варшавское и целый ряд других мелких территориальных образований. В окончательных планах полководца был раздел Европы между двумя императорами – им самим и Александром I, а также ниспровержение Британии. Но непоследовательный Наполеон сам свои планы и менял. Поражение в 1812 году от России привело к краху наполеоновских замыслов и в остальной Европе. Парижский мирный договор (1814) вернул Францию в ее прежние границы 1792 года.

11. Промышленная революция (XVII-XIX вв.)

Промышленная революция в Европе и США позволила на протяжении жизни всего лишь 3-5 поколений перейти от аграрного общества к индустриальному. Условным началом этого процесса принято считать изобретение парового двигателя в Англии во второй половине XVII века. Со временем паровые двигатели стали использовать в производстве, а затем и в качестве движущего механизма для паровозов и пароходов.
Основными достижениями эпохи Промышленной революции можно считать механизацию труда, изобретение первых конвейеров, станков, телеграфа. Громадным шагом стало появление железных дорог.

Вторая мировая война шла на территории 40 стран, и в ней принимало участие 72 государства. По некоторым подсчетам в ней погибло 65 млн. человек. Война заметно ослабила положение Европы в общемировой политике и экономике и привела к созданию двухполярной системы в мировой геополитике. Часть стран в ходе войны смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В странах Восточной Европы, занятых советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Вторая мировая война также привела к созданию ООН.

14. Научно-техническая революция (сер. XX века)

Научно-техническая революция, наступление которой принято относить к середине прошлого века, позволила автоматизировать производство, доверив контроль и управление производственными процессами электронике. Серьезно повысилась роль информации, что также позволяет говорить об информационной революции. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства.

  • Политика - это благородное занятие или «грязное дело»?
  • Почему общество не может нормально жить без власти?
  • Есть ли польза от политических партий?
  • Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Сфера политики . Эта тема дает представление о политической жизни общества. Слово «политический» мы слышим каждодневно: политическая организация, политклуб. Газеты и радио рассказывают о политике, о политических новостях. Слово «политический» означает «относящийся к политике, к осуществлению политики».

Что же такое политика? Это слово греческого происхождения, и означало оно искусство управления государством, государственные дела. А в наше время слово «политика» стало более широким по своему значению. В предшествующих темах говорилось о том, что общество имеет сложную структуру. Между различными общественными классами, большими группами людей, занимающими определенное положение в обществе, между нациями, государствами складываются разнообразные отношения. Политикой называется деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику. Так, между феодалом, владеющим землей, и эксплуатируемым безземельным крестьянином имеют место экономические отношения. А если отношения между социальными группами касаются власти, государства, то налицо отношения в сфере политики. Значит, политика - это участие в делах государства: определение формы государства, задач, содержания его деятельности. (С материалом о государстве вы познакомитесь в следующем параграфе.)

Вспомните, как возникли государства в Древнем мире (Египет, Индия, Китай, Греция, Рим) и в Средневековье. Государственная власть позволяла рабовладельцам и феодалам подчинять своей воле массы рабов и крестьян.

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Отсюда и борьба за влияние на государственные дела. Все это и есть сфера политики.

Политическая власть . Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем ее так: кто-то осуществляет власть, т. е. властвует, управляет, отдает приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно: например, между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определенными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязаны этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (т. е. наказать того, кто не выполняет распоряжения, или, быть может, поощрить за их добросовестное выполнение).

Политическая власть распространяется на все общество, ее приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица или группы, которые властвуют, имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.

Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношений. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем. Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясений, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.

Итак, власть - важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и ее использование для проведения той или иной политики .

Политические организации . В своем стремлении воздействовать на государственную власть каждая социальная группа исходит из своих интересов. Конечно, у каждого человека есть личные интересы, но у больших групп возникают общие, групповые интересы. Вспомним о противоречиях, которые еще на заре своего развития породил капитализм. Если рабочие вынуждены продавать свою рабочую силу, то все они заинтересованы продать ее дороже, т. е. получить большую заработную плату. Капиталисты, напротив, стремились получить большие прибыли и, следовательно, платить рабочим поменьше. В этом случае борьба рабочих и капиталистов является экономической. Но когда интересы рабочих или капиталистов хотят провести, воплотить в жизнь через государственную власть, тогда борьба между ними переходит в область политики. Политика - это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь через государство интересов больших групп людей.

Кто же выражает интересы той или иной общественной группы? Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу? Могут ли, например, все рабочие страны собраться и определить задачи и методы борьбы за свои интересы? Или все капиталисты? Очевидно, что это невозможно. Да и не все хотят этим заниматься.

Активные представители различных общественных групп объединяются в политические организации, выражающие интересы этих групп и участвующие в политической жизни. Различные общественные объединения, клубы, союзы, массовые движения ставят перед собой определенные цели и стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Некоторые из таких движений решают ограниченные задачи и существуют недолго. Наибольшую роль в политической борьбе играют политические партии. Чем они отличаются от других организаций?

Во-первых , политическая партия стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или участию в осуществлении власти, чтобы, используя возможности власти, добиваться достижения поставленных целей.

Во-вторых , политическая партия, в отличие от временных объединений, ставит перед собой долговременные задачи и существует достаточно протяженный период времени.

В-третьих , политическая партия имеет не только центральные, но и местные организации, т. е., как правило, четкую организационную структуру, закрепленную партийным уставом.

В-четвертых , политическая партия, в отличие от политических клубов и кружков, стремится создать для себя массовую опору, т. е. распространить свое влияние на большое число людей, и добиться, как правило, поддержки избирателей на выборах в представительные органы власти.

В-пятых , политическая партия объединяет людей, имеющих близкие взгляды на социальные проблемы, объединенных единой мыслью о государственном и общественном устройстве; общие для членов партии идеи обычно излагаются в партийной программе.

Партии обосновывают политические цели, разрабатывают способы борьбы за власть, стремятся завоевать поддержку больших масс людей.

Поскольку социальные группы многообразны, то многообразны и их интересы. В тех странах, где имеются условия для выражениях этих интересов (т. е. в демократических странах), существует не одна, а несколько различных политических партий. При этом они конкурируют друг с другом в борьбе за влияние на избирателей.

Когда у власти одна партия, которая проводит определенную политику (или, как еще говорят, политическую линию), то другие партии, несогласные с этой политикой, критикуют правящую партию, находясь к ней в оппозиции. Они разрабатывают собственную политическую линию как возможный вариант вместо той, которую проводит власть. Критикуя политику партии власти и предлагая избирателям свой вариант политики, оппозиция рассчитывает прийти к власти на очередных выборах.

Деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей, называется многопартийностью.

В современном мире в различных странах существует большое количество политических партий. Среди партий в США особенно влиятельны две - республиканская и демократическая; также две ведущие партии и в Великобритании: консервативная и лейбористская - наиболее крупная рабочая партия страны.

В нашей стране в начале XX в. тоже существовало несколько партий. В дальнейшем многие годы оставалась одна партия - коммунистическая. В настоящее время возникли новые политические партии, которые стремятся к тому, чтобы народ голосовал на выборах за их представителей, чтобы через них влиять на деятельность органов власти.

Роль политики в жизни общества . Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое: лучше или хуже будут условия жизни различных общественных групп, их благосостояние, доступны ли станут им достижения культуры, увеличится степень их свободы или ее ликвидируют вовсе.

В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Подлинно демократическое государство призвано заботиться обо всех общественных группах, учитывать интересы всех наций и народностей. Однако способы, очередность, темпы решения стоящих перед обществом задач могут быть различными. Поэтому возникают политические споры, дискуссии: какие общественные группы нуждаются в первоочередной помощи? Какая экономическая политика дает скорейшее улучшение жизни народа? Каким образом учесть интересы одних национальностей, не ущемив при этом интересы других? Как обеспечить внешнюю безопасность страны?

От решения в политике этих и многих других вопросов зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Поэтому споры по различным вопросам политики, политическая борьба занимают заметное место в жизни общества и находят отражение на страницах газет, экранах телевизоров, на митингах и собраниях. В конечном счете сторонники различных политических решений, разные политические организации стремятся, чтобы государство проводило политику, отвечающую их интересам. Почему? Потому что государство распоряжается огромными денежными и материальными ресурсами, издает законы, обязательные для всех граждан, имеет силу, позволяющую пресечь нарушение закона.

В наши дни главный вопрос политической жизни России - вопрос о путях, темпах обновления всех сфер жизни общества, последовательности преобразований. Члены различных партий и других политических организаций активно занимаются политической деятельностью. Они проводят собрания и конференции для обсуждения своих целей и задач, которые бы, по их мнению, наиболее полно отражали интересы различных общественных групп и всего народа, для определения способов влияния на политику государства, для решения вопроса об участии в работе органов власти. Члены партии организуют митинги и другие массовые мероприятия; распространяют печатные издания для разъяснения своих целей; выдвигают кандидатов в депутаты различных органов власти и ведут агитацию за них, стремясь получить поддержку возможно большего числа людей; высказывают свое отношение к государству и правительству; собирают подписи под обращениями в государственные органы.

Политика - дело каждого? Что же необходимо для успешной политической деятельности? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему заниматься политической деятельностью,- знание политической жизни: общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Когда человек вступает в политическую организацию, ее цели становятся его личными целями. Невозможно заниматься общественно-политической деятельностью, не будучи убежденным, что она принесет людям добро, что она нужна обществу. Убежденный человек вызывает доверие к себе со стороны других людей.

Необходимо также выработать в себе умение политического действия, которое включает в себя: а) умение ясно и убедительно изложить свои взгляды другим людям, выслушать и понять иную точку зрения, разобраться в сути спора, защитить свои убеждения; б) умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его; в) организаторские умения, способности правильно распределить поручения, проверить их выполнение. Все эти умения могут быть выработаны в практической деятельности, при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру. Политическими деятелями должны становиться люди высокой общей и политической культуры, целеустремленные и волевые, с организаторскими способностями, а главное - искренне стремящиеся к общественному благу, страстно желающие другим людям добра.

    Основные понятия

  • Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность.

    Термины

  • Политическая организация, оппозиция.

Вопросы для самопроверки

  1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?
  2. Что входит в сферу политики?
  3. Каковы признаки любой власти?
  4. В чем главные особенности политической власти?
  5. Почему в обществе возникают политические организации?
  6. Что такое политическая партия? Зачем создаются политические партии?
  7. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Задания

  1. Подумайте, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика - это отношения между классами; политика - это участие в делах государства.

    Объясните свой ответ.

  2. Вспомним время Петра I, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?
  3. В дискуссии высказаны две точки зрения: политикой может заниматься каждый человек; политикой не может заниматься любой человек, а лишь тот, который обладает качествами политического деятеля.

    А какова ваша точка зрения? Аргументируйте ее.

  4. Перечислите политические партии, которые вам известны. Укажите, какие политические цели они ставят перед собой и каково ваше отношение к этим целям. Объясните свою позицию.
  5. Назовите политические события последнего времени, которые вас обрадовали и которые огорчили. Почему?
  6. Иногда человек заявляет: «Я вне политики! Я политикой не интересуюсь!» Выскажите ваше отношение к такой позиции.
  7. Соберите материалы газет о политической деятельности высших органов нашего государства, различных политических организаций. Отметьте, что вы считаете в этих материалах самым важным. Почему?

Поскольку мы говорим о разных видах пространства, следует определить, какого рода пространство есть пространство политических событий. Прежде всего, конечно, это пространство формальных классификаций. Иначе говоря, какой бы признак политического события мы ни выставили в качестве основного, сгруппированные по этому признаку события будут находиться в пространстве данной классификации. В этом качестве они не представляют для нас специального интереса, ибо формальные классификации возможны применительно к любому набору признаков.

Обратимся поэтому к позициям нашей основной диагонали, позволяющим по-другому распорядиться пространством. Прежде всего, мы устанавливаем, что идентификация политических событий связана с местом наблюдателя. Недоступные созерцанию или искаженные перспективой наблюдения события не идентифицируются как значимые, они вообще не видны как события. Однако место наблюдателя, как мы установили, изначально определяется в связи с его телесностью. Вообще говоря, применительно ко всему спектру поддающихся наблюдению событий констатация этого обстоятельства могла иметь только логический смысл: лишь телесный наблюдатель отличает свое место в пространстве от прочих мест. Однако по отношению к событиям политическим телесность наблюдателя имеет более принципиальное и содержательное значение. Тело, как мы уже подчеркнули в начале, сопрягается с властью. Власть в предельном осуществлении – это возможность причинения абсолютного события: смерти. Каузальность власти связана как раз с этим потенциалом причинения смерти, которая остается в горизонте возможных событий и как таковая окрашивает собой прочие действия.

Событие обычным образом может быть идентифицировано, говорит Гофман, если оно взламывает фрейм рутинной организации повседневного опыта. То же можно сказать о политическом событии, которое мы связываем с понятием власти, не обозначая пока чтоdifferentia specifica именно политической власти. При этом нам следует исходить из простого вопроса: где находится наблюдатель? Если мы ставим вопрос таким образом, то признаём, что нет политического события как такового, безотносительно к наблюдению. Иначе говоря, то, что для одного наблюдателя является политическим событием, для другого может не быть событием вообще или же быть неполитическим событием. Возможно ли здесь преодоление релятивизма? Да, возможно, если мы не имитируем точку зрения универсального наблюдателя, который был бы способен отличать правильную идентификацию событий от неправильной. Именно признание множественности перспектив гарантирует нам свободу от крайностей релятивизма. Достаточно только зафиксировать, что политическое событие является таким исключительно для наблюдателей. То есть если для кого-то некое событие является политическим, то оно действительно таково , потому что никакой иной действительности у него нет. То обстоятельство, что для каких-то иных наблюдателей данное событие не есть событие или не есть событие политическое, не означает, что оно таковым не является; главное, что оно именно таково для определенного сообщества наблюдателей. Именно фрейм наблюдений сообщества наблюдателей взломан необычным событием, будь то экстраординарная способность контроля или экстраординарная утеря контроля и т.п. И с точки зрения этого нового опыта, они могут переоценить рутину своего обычного опыта, увидеть в нем также события , хотя и другого (ординарного) рода. Что же именно, применительно к первичному опыту и месту наблюдателей, делает экстраординарное событие политическим? Самый простой ответ на этот вопрос вытекает из связи телесности, места и власти. Но простой ответ приведет нас к непростым выводам.



Первичным опытом телесности, испытывающей действие власти, взламывается нетематизируемая естественная каузальность существования живого, в том числе и движения живого к смерти,. Происходит вмешательство в "естественный" ход событий, которое содержит более или менее внятную и более или менее отчетливо атрибутируемую некоторой воле угрозу для тела, составляющую суть каузальности власти. Подчеркнем, что мы ни в коей мере не затрагиваем здесь вопрос о природе власти как таковой. Речь идет об обстоятельствах более простых: власть видима как власть наблюдателем, который, грубо говоря, либо трясется за свою шкуру, либо может по аналогии понять восприятия и действия других людей. Власть, таким образом, оказывается не континуальностью связей и отношений, не сложно распределенной игрой сил и сопротивлений силам, но именно событием. Оно экстраординарно по отношению к рутине социальной жизни. Однако, подобно тому, как в концепции Гофмана экстраординарное делает видимым фрейм ординарного, в ситуациях с событиями власти угроза применить силу вплоть до причинения смерти делает внятными отдельные аспекты установившегося соотношения сил, меру свободы и подвластности, диапазона возможностей для совершения действий. В экстраординарном событии власть не являет себя как существующая словно бы субстанциально, в онтологическом самостоянии; здесь обнаруживается особая логическая конструкция события, сообществом наблюдателей атрибутируемого власти. Можно сказать: логическая конструкция экстраординарного события власти такова, что ее непременной составляющей является власть, нарушающая привычный ход вещей. Эта конструкция воспроизводится, конечно, и применительно к тем событиям, которые обычным образом и обычным (не специализированным на наблюдении политики) сообществом наблюдателей не идентифицируются как политические. Повсеместность власти, ее дисперсный, всепроникающий характер, среда власти , если воспользоваться одной из поздних концепций Никласа Лумана, делает события, сопряженные с применением власти, бессобытийной рутиной повседневности для большинства участников, и только особый интерес наблюдателя членит ее на элементарные, неразложимые составляющие, однородные экстраординарному событию властного вмешательства.



Здесь мы, однако, сталкиваемся с серьезной проблемой. Если вслед за Гофманом мы утверждаем, что фрейм становится явным в свете экстраординарного события, то что это означает применительно к повсеместности и бессобытийности властных вмешательств? На первый взгляд, ответить на этот вопрос достаточно легко. Если некоторого рода действия для внешних наблюдателей суть случаи нарушения естественной каузальности, то для участников взаимодействия это может быть сам ой естественной каузальностью как таковой. Например, с точки зрения сугубо экономического обмена, вынужденная взятка должностному лицу – это вмешательство власти в нормальный ход событий; для участников же это может быть естественной и рутинной процедурой. Однако, и этот ход событий может быть нарушен. Экстраординарные действия власти обнажают "подлинный порядок вещей", где самые разные резоны могут уступить грубому давлению.

Потенциальное в понятии власти важнее каузального . Еще сто лет назад Георг Зиммель замечал, что угрозу жизни неудобно использовать, потому что она предполагает, будто тот, кому угрожают, безусловно сделает выбор в пользу жизни и подчинения, Но если он предпочтет смерть, то власть будет означать лишь способность властвующего его убить, но отнюдь не его готовность подчиниться. Классическое (хотя и не бесспорное) определение власти у Макса Вебера не случайно связано не с актуальным силовым действием, но с шансом: "Власть означает любой шанс осуществить свою волю в рамках некоторого социального отношения, даже вопреки сопротивлению, на чем бы такой шанс ни был основан" ("Хозяйство и общество", гл. 1, § 16). Иначе говоря, если происходит событие, в котором используется "шанс власти", то причины того, почему одному участнику удалось навязать свою волю другому, могут быть самыми разными. Но для наблюдателя важно, что ресурсы властвующего реализовались именно в событии осуществления власти как предельной (не реализованной) возможности лишить подвластного жизни. Для наблюдателя также важно, что если воля не навязана, но власть существует как шанс ее навязать, то течение событий связано с ориентацией на этот шанс.

Все эти разъяснения не будут иметь, однако, никакой ценности, если мы просто отождествим властное и политическое. Очевидно, что политические события (которые у нас пока еще никак не квалифицированы) вторгаются в область неполитического повседневного опыта, поэтому мы можем говорить об их экстраординарном характере. Очевидно, что и власть также вторгается в область повседневного опыта, поэтому мы говорим об особом месте власти в логической конструкции экстраординарных событий указанного выше рода. Но являются ли все экстраординарные события, связанные с властью, политическими? – Разумеется, нет. Мало того, если политические события, каковы бы они ни были, образуют, так сказать, политическую рутину или если повседневный опыт настолько пронизан вмешательствами как политической, так и неполитической власти, то сохраняет ли силу все наше предшествующее рассуждение? Поставим этот же вопрос в более простой форме: насколько основательно отождествление политического с властным и насколько оправданы попытки фиксировать политическое как аспект властного вмешательства на том уровне, где пространство различено как место тел?

Будем исходить из того, что не всякая власть является политической властью и не всякое событие, меняющее привычный ход вещей, является политическим. При всей очевидности этих положений, они ведут нас к важному выводу: поскольку мы ограничиваем наблюдение тем уровнем, где вмешательство в естественный ход событий означает власть над телом, политическое не наблюдаемо. Это не значит, что политическое здесь становится неполитическим. Это значит, что оно является неполитическим для некоторого сообщества наблюдателей, неспособного выйти за пределы данного взаимодействия и не усматривающего в событиях властного вмешательства более широкий,политический смысл. Социологам известны специфические сложности, которые возникают, когда говорим о повседневной жизни в обществах, "насквозь пронизанных" политическим вмешательством и политическим контролем, направленным на неполитические, по нашему разумению, сферы. Политика, говорим мы, вторгается в экономику, искусство становится политической темой и предметом повседневного политического контроля и т.п. (речь может идти об античном полисе или современном тоталитарном режиме). Все правильно: поскольку мы идентифицируем вторжение , событие могло бы быть отнесено нами к разряду политических из-за экстраординарного вмешательства политической власти. Однако не менее важно понимать, что для участников взаимодействия, не видящих никаких разрывов в повседневной рутине и не усматривающих в ней никакого более широкого политического смысла, это обстоятельство является не просто "симптомом неведения". Они действуют именно так, что в логических конструкциях событий их действий властная политическая составляющая является повседневной рутиной. Именно поэтому позиция внешнего наблюдателя позволяет строить достаточно сложные описания событий. Так, например, описывая обычное политическое вмешательство в хозяйственную жизнь, наблюдатель исходит как из того, что события хозяйственных взаимодействий по своей логической конструкции не требуют такого вмешательства, так и из того, что для участников этих взаимодействий, поскольку они вообще членят их на события, такое вмешательство является привычной составляющей логической конструкции события. Точно так же мы поступаем, например, в тех случаях, когда знакомимся с повествованиями непосредственных участников значительных политических событий, поскольку их опыт бывает ограничен небольшими сообществами (например, благодаря пребыванию в узком кругу доверенных лиц политика). Обыденный характер описаний, как будто не имеющих отношения к "собственно политике", часто служит основанием для недоразумений: "злонамеренная", "недальновидная", "разоблачительная" тенденции такого повествования вызывают споры. Между тем, если признать, что сами эти описания, которыми богаты исторические источники, исполнены корректно, они отнюдь не противоречат политическому характеру происходящего. Этот последний просто неразличим с той позиции наблюдения, где фрейм повседневности не предполагает именно более широкого смыслового контекста для рутинных событий.

Теперь мы можем сделать следующий шаг. Поскольку прямое властное воздействие на тело как необходимый член логической конструкции политического события может быть различено лишь применительно к тем взаимодействиям, которые в социологии принято называть "лицом-к-лицу", то есть, по формуле позднего Гофмана, "со-телесного присутствия", следует исходить из того, что обобщенный, символический характер власти постигается здесь только путем переноса : то, что не имеет характера такого прямого действия, опознается как власть, поскольку она несомненно являет себя также и по-другому, в более широком диапазоне возможностей и средств. Но этот широкий диапазон соотносителен более обширному месту – в нашей терминологии, это регион как место мест. В свою очередь, месту мест наблюдателя (B I) соответствует на основной диагонали практическая схема пространства участников взаимодействия (B II). Угроза цельности тела, конечно, остается, однако именно как предельная, принципиально возможная угроза. Но только в качестве символического средства власть впервые оказывается в полном смысле слова политической . Уже по исходному значению слова "политический", то есть "относящийся к полису", мы можем судить о том, что непосредственное, ближайшее общение , как сказал бы Аристотель, а именно,домохозяйство и даже соседство еще не обладает свойством политического. Политическое приходит извне непосредственного со-телесного присутствия, конкретизируется в действиях, которые входят в конструкцию властных событий в узком кругу. Оно, следовательно, может также и тематизироваться в непосредственном взаимодействии, но только при условии, что будет привлечен более широкий контекст. Конечно, политическое насилие может быть интерпретировано прежде всего как насилие, но если темой станет легитимное насилие , конструкция события окажется совершенно другой.

Некоторыми теоретиками (в частности, Т. Парсонсом и Н. Луманом) власть понимается как символически обобщенное средство (посредник) коммуникации, подобное, в своей обобщенности и символичности, деньгам. "Символический" здесь буквально означает следующее: в политическом действии или событии то единство (властный акт), которое мы идентифицируем в данном элементе как политическое, отсылает к множеству достаточно разнородных явлений. Мы можем продолжить наше рассуждение, подхватив эту мысль. С точки зрения теории событий, не власть как таковая, но экстраординарные события власти (то есть события, входящие в логическую конструкцию экстраординарных событий как властные действия) имеют ряд интересных особенностей, заставляющих наблюдателя рассматривать их в более широком контексте:

a) Экстраординарные события власти могут быть абсолютными во всех трех указанных смыслах, то есть сакральными ,учредительными и смертоносными .

b) События власти обладают высокой валентностью. К ним могут присоединиться чуть ли не любые иные события.

c) События власти могут вступать, таким образом, в двоякого рода фигурации. С одной стороны, поскольку власть индуцирует прочие действия, это фигурации, могущие иметь какой угодно характер . Например, для поддержания порядка во время массовых зрелищ требуется угроза силой и, в экстраординарных случаях, ее применение. Даже если в фигурацию событий, составивших такое зрелище, включаются "выходки хулиганов, которые пресекла охрана", само по себе представление есть фигурация не силовых, не властных событий. С другой стороны, мы можем говорить о собственно фигурациях власти, то есть событиях власти, которые присоединяются к событиям власти. Например, во время того же мероприятия приказ, отданный начальником охраны, исполняется его подчиненными, которые добиваются восстановления порядка даже вопреки сопротивлению нарушителей.

Во всех этих случаях нам не просто недостаточно указать, что власть – это шанс, на каких бы ресурсах этот шанс ни основывался. Сам смысл властного действия таков, что отсылает к более обширному пространству властных полномочий. Что значит "более обширному"?

Во-первых, речь идет не о конкретном месте, но о "месте мест", регионе, т.е. значительной, сравнительно с непосредственно обозримым местом, территории. Регион объемлет элементарные места.

Во-вторых, власть "на месте", в пределах со-телесного присутствия означает определенность: каково бы ни было течение событий, властью будет возможность экстраординарного вмешательства. Но события, которые совершаются "в регионе", имеют более сложный характер. Это связано с тем, что непосредственность живого тела претерпевает, при более отстраненном взгляде, важные изменения. Вместо одномерного хода жизни мы обнаруживаем мир, в котором жизнь не просто есть , но имеет смысл , и этот смысл связан с иными смыслами действий и событий. Пребывание тела и перемещение тела суть не просто "естественные состояния и процессы", время от времени прерываемые властными вмешательствами. О них можно вести речь в категориях блага, (эстетически) прекрасного, выгодного или невыгодного и т.п. Власть как возможность смертоносного насилия не случайно оказывается здесь лишь предельной возможностью: ее реализация опосредована многочисленными связями, делающими насилие не то чтобы невозможным, но именно лишенным той непосредственности, которая позволяет в другом контексте приравнивать разбойника и политика. Что же происходит с непосредственностью размещения тел на местах, если пространство расширяется?

Прежде всего, события, совершающиеся в любом, даже самом маленьком регионе, предполагают движение, перемену мест . Регион как место мест есть также место траекторий движения. Возможность движения означает, что действующим внятен смысл региона, куда включены места их пребываний. Разумеется, смысл региона может быть хорошо артикулирован, рефлектирован, разъяснен. Однако, прежде всего, он должен быть смыслом, значимым для практического поведения. Именно поэтому в распоряжении действующих всегда есть некоторая практическая схема , т.е. смысловой комплекс знаний и умений, позволяющих ориентироваться в пределах определенного региона. Практическая схема имеет дорефлексивный характер и укоренена в опыте тела, его диспозициях и привычках. Рефлексия практической схемы может происходить на уровне осмысления правил локала, который по своим географическим очертаниям совпадает с регионом. В свою очередь, правила локала входят в логическую конструкцию рутинных событий внутри региона. Поскольку действующие располагают практическими схемами региона-локала, их действия совершаются в определенном пространстве, которое задается не физическими границами вещей, а смыслами, которые с этими вещами связаны. Регион-локал отличается от места тем, что, во-первых, может члениться на элементарные места, а во-вторых, является областью куда менее жестко и однозначно определенных возможностей событийных конструкций и фигураций, чем место.

Пояснение . Представим себе, например, торговый зал магазина. Тем, что он есть, его делают не сами по себе физические предметы (стены, пол, потолок, разнообразные емкости и т.п.), а смысл этих предметов, их функциональное назначение. Здесь возможны перемещения, скажем, между торговыми рядами, к кассам, весам и т.д. Здесь возможно членение на элементарные места, в том числе и такие, которые не будут иметь никакой функциональной специфики (один квадратный метр пола в двух шагах от прилавка может ничем не отличаться от другого). Конечно, он представляет собой также и "контейнер власти". Здесь есть определенные правила: не во всякое время сюда можно попасть, нельзя взять товар и выйти мимо кассы, расплатиться карточкой, если принимают только наличность, разделить на штуки товар, который продается только упаковками, и т.п. Но здесь нет заданного сценария: зашел – выбери товар; выбрал товар – плати и уходи. Этот регион может заключать в себе места самых неожиданных действий, будь то свидание влюбленных или шпионская явка, здесь можно найти убежище от непогоды, завязать знакомство, и т.п. Мы скажем, что случилось это "в магазине", хотя "местом события" были несколько функционально безразличных квадратных метров торгового зала. Но локал магазина был более широким контекстом логической конструкции этих событий, налагавшим определенные ограничения и предполагавшим определенные возможности для их фигураций. Практическое знание об этом было вполне достаточным для адекватных, хотя и не "строго магазинных" действий.

Именно в этой связи мы и делаем следующий шаг в определении политических событий. На уровне региона-локала они предполагают существование (как шанса вмешательства) смертельно опасной власти, характер которой увязан в логической конструкции с возможностью сакральных и учредительных фигураций.

Рассмотрим это определение по порядку. Во-первых, политические события, подчеркнем еще раз, происходят на уровне регионов, а не мест. Иначе говоря, для идентификации политического события сообщество наблюдателей должно различать не элементарное место, но место мест. Сколь бы малым ни было это последнее, оно может (1) члениться на меньшие места и (2) быть переопределено как локал. Шанс власти, когда она обнаруживается в логической конструкции событий в регионе-локале, состоит в том, чтобы нарушить обычный ход вещей. Но, поскольку речь идет о локале, власть означает шанс экстраординарного вмешательства в ход событий, происходящих сообразно правилам или хотя бы не вопреки правилам локала. Политическое вмешательство – это возможность поставить под сомнение практическую схему пребывания и перемещения в регионе, сделать непригодными навыки тела (что применительно к конкретному месту события может выглядеть как то самое простое насилие, о котором речь шла выше). Ставя под сомнение практическую схему, политическое вмешательство востребует ее переопределения. Схема поведения становится темой , она подвергается рефлексии со стороны действующего. Это и есть, в более традиционных терминах, различие гражданина и раба. Поскольку насилие, сколь бы неожиданным оно ни было и от кого бы ни исходило, интерпретируется как превосходящая сила, подчинение которой входит в новую фигурацию, оно не является политическим событием. Напротив, в конструкции политического события даже подчинение "всего лишь" насилию означает переопределение практической схемы, в которой справедливость, легитимность, законосообразность и т.п. могли оставаться лишь одним из аспектов логической конструкции ожидаемых событий – до экстраординарного вмешательства власти.

Но мы не должны исследовать лишь "насильственную" сторону властного вмешательства. Не менее важны учредительный и сакральный аспекты политических событий. Учредительным является абсолютное событие радикальной перемены контура возможных фигураций . Традиционно его называют порядком, а знаменитая и многократно повторенная политическими мыслителями строчка Вергилия novus ab intergro nascitur ordo как раз и означает особого рода политическое событие радикального перехода . Политический порядок предполагает, как мы знаем, именно пространственное размещение. Но для нас это не размещение собственно тел, речь идет о событиях, отсылающих к учреждению региона в качестве порядка и порядка в качестве региона. Это отнюдь не редкость, во всяком случае, не большая редкость, чем экстраординарное вмешательство власти. Ибо порядок может быть не только учрежден, создан, как сказал бы в несколько иной связи Карл Шмитт, "с нормативной точки зрения", из ничего. Порядок также, по меньшей мере, с тех пор как конструкции современной демократии стали предполагать регулярную реактивацию "общей воли" народа-суверена, нуждается в постоянном переучреждении, каковое и бывает представлено политическим событием выборов. Однако выборы – это лишь один из видов учредительного события, обладающий всеми преимуществами и недостатками рутинного события, входящего в состав политических фигураций. Именно здесь предлагаемая нами терминология позволяет увидеть, насколько условна граница политического и неполитического. Если радикальные случаи, абсолютные события, будь то вмешательство власти или учреждение порядка, достаточно очевидны, то прочие события могут считаться политическими лишь настолько, насколько эти предельные, радикальные случаи образуют элементы фигураций, более того: насколько необходимым образом они входят в логические конструкции прочих событий. Очевидно, что и в наблюдении, и в участии это решается ad hoc: некоторое событие может оказаться и политическим, и неполитическим, в зависимости от того, сопрягается ли оно с абсолютным политическим событием региона. Работа аналитика и интерпретатора событий как раз и состоит в том, чтобы вычленить собственно пространство политических событий: (1) абсолютных, вторгающихся в естественное течение событий локала, приводящих к переопределению практических схем действия и учреждению или акцентированному переучреждению региона как локала возможных взаимодействий и (2) относительных, индуцированных абсолютными событиями, предполагающих абсолютные события как элементы логической конструкции и т.п. Поэтому на простой вопрос, является ли данное событие (демонстрация, митинг, информационное сообщение, отказ от прежде декларированного решения о вводе или выводе войск и т.п.) политическим событием, нельзя дать абстрактный (вне зависимости от прочих событий), но точный ("да" или "нет") ответ. Можно только указать на необходимость внятно прописанной процедуры, позволяющей определить качество события в его взаимосвязях в конкретных обстоятельствах.

В этом изложении мы намерено не останавливаемся на сакральном событии. Подобно властному и учредительному сакральное событие является абсолютным, иначе говоря, оно придает определенное качество прочим событиям, входя с ними в фигурации, но не получая его от них. Как таковое оно не обязательно является политическим и, как момент политической жизни, его крайне сложно описать в социологических категориях. Однако наблюдаемое событие ученый, как правило, остережется называть сакральным в каком бы то ни было смысле, в конструкцию политических событий сакральное входит именно как не исчерпываемое терминами рутинных социальных описаний абсолютное начало.

В данной статье мы также не останавливаемся на третьей позиции основной диагонали. Дело в том, что пространство, становящееся темой, пространство как смысл коммуникации предполагает исследование совсем иного рода событий. Большое пространство вообще имеет парадоксальный характер. Именно потому, что оно менее всего может непосредственно созерцаться, именно потому, что оно непосредственно не соотносится с местами тел, большое пространство оказывается тем, что (в теории) исчезает при развитии техники, оказывается незначимым для исчисления скорости взаимодействий (например, результаты биржевых торгов в одной части света практически моментально воздействуют на экономическую жизнь в самой отдаленной от нее другой части). Будучи "дематериализовано", оно тем более легко становится значимым как тема коммуникаций. Здесь многое непросто, но главное состоит в том, что при исследовании политических событий на местах и в регионах-локалах мы во многом зависели от традиционной метафорики контейнера, хотя и не принимали ее целиком. Меньшие места содержатся в больших местах, локал обозрим и ограничен как регион, и его тождественность создается и подтверждается политическими событиями. Большое пространство потребует от нас дополнительных усилий в части разработки концептуального аппарата, но это, как мы надеемся, будет уже темой следующей статьи.

См. предварительные разработки: Филиппов А. Ф. К теории социальных событий // Логос. 2004. № 5; Филиппов А. Ф. Конструирование прошлого в процессе коммуникации. Препринт ГУ-ВШЭ, 2004.

См.: Simmel G. Soziologie des Raumes // а также расширенную версию той же работы: Simmel G. Raum und Raumordnungen der Gesellschaft //

См.: Филиппов А. Ф. Элементарная социология пространства // Социологический журнал. 1995 №. 1. С. 45-69; Смысл империи: к социологии политического пространства // Иное / Под ред. С. Б. Чернышева. Т. 3. М.: Аргус, 1995. С. 421-476; Социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). С. 113-15; Гетеротопология родных просторов // Отечественные записки. 2002. № 6-7. С. 48-62; Теоретические основания социологии пространства. Москва: Канон-Пресс-Ц, 2003.

Например, можно отдавать себе отчет в том, что человек, близко находящийся от нас телесно, бесконечно далек в смысле социальной дистанции; но может быть и так, что сама его отдаленность от нас (например, в экспедиции, в местах заключения, в начальственных апартаментах) и выражает собой смысл социальной позиции

См. Зиммель Г. Проблема исторического времени / Пер. А. М. Руткевича // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юристъ, 1996. С. 517-529. Далее цитируется по изданию: Simmel G. Das Problem der historischen Zeit // Georg Simmel Gesamtausgabe. Bd. 15 / Hrsgg. v. U. Kösser, H.-M.Kruckis u. O. Rammstedt. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 2003. S. 287-304.

Simmel G. Op. cit. S. 297.

См., прежде всего: Luhmann N. Soziale Systeme. Grundriß einer allgemeinen Theorie. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1984.

См.: Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта / Пер. с англ. Под ред Г. С. Батыгина, Л. А. Козловой. М.: ИС РАН, Институт Фонда "Общественное мнение", 2003.

См.: Там же. С. 88-98.

Карл Шмитт, рассуждая о проблеме суверенитета, ссылается на то место в "Общественном договоре" Руссо, где говорится, что эта предельная возможность насилия одинакова у властвующего (политика) и у преступника. См.: Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. С. 32, а также: Руссо Ж. Ж. Об Общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Ц, 1998. С. 200-201. Эти рассуждения показывают, однако, что насилие оказывается политическим лишь в более широкой перспективе политики , о чем речь у нас пойдет ниже. Но отношение власти обнаруживается в событиях первичным образом, что только и делает возможной всякую политику. Власть имеет более фундаментальный характер, чем политика.

Идентифицировано и участниками, и наблюдателями, считает Гофман. Но мы склонны различать отношение участников и отношение наблюдателей как к пространству, так и к событиям.

В большом исследовании Э. Гидденса "Государство-нация и насилие" власть в самом общем смысле определяется как "возможность совершать трансформации", то есть способность "вмешиваться в данную совокупность событий так, чтобы изменить их" (Giddens A. Nation-State and Violence. Volume Two of A Contemporary Critique of Historical Materialism. Cambridge: Polity Press 1985. P. 7.

См.: Luhmann N. Die Politik der Gesellschaft. Frankfurt a.M: Suihrkamp, 2001. Kap. 1.

См. в русском переводе: Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология. Антология / Под. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет". Ч. 1. С. 137.

См.: Гофман И. Порядок взаимодействия // Теоретическая социология. Антология / Под. ред. С. П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет". Ч. 2. С. 60-104.

Это понятие введено в социологию Э. Гидденсом и довольно широко используется в современной социальной географии. "Локал явяется контейнером власти, поскольку он делает возможной концентрацию ресурсов распределения и авторитета. В … разделенных на классы обществах замки, поместья, но прежде всего – города – являются контейнерами генерирования власти. В современном мире административные комплексы организаций – предпринимательские фирмы, школы, университеты, больницы, тюрьмы и т.д. являются центрами концентрации ресурсов. Но современное государство, каково государство-нация, во многих аспектах становится преобладающей формой контейнера власти как территориально ограниченное (хотя и в высшей степени внутренне регионализированное) административное единство (Giddens A. Op.cit. P. 13). Интерпретация властного локала какконтейнера не вполне удовлетворительна. Дело даже не в том, что, с учетом взаимозависимостей, выходящих за пределы соответствующих территорий, "контейнер" оказывается не совсем удачной метафорой. Идея контейнера внушает статичный образ как самого пространства, так и отношения к нему действующих. Регион же, как мы указали выше, предполагает именно перемещение, траектории движения.

Типичныйслучайвмешательства и переопределения схемы превосходноописанв новелле "Михаэль Кольхаас" Г. ф. Клейста. Барышник торгует лошадьми и много раз пересекает границы феодальных владений, не придавая особого значения обычным поборам. Он умеет улаживать свои дела с чиновниками и в суде, неправедность и неестественность этой рутины (трансакционных издержек, говоря языком экономической социологии) никак не осознается им. Чрезвычайные обстоятельства (несправедливое требование "пропускного свидетельства" для проезда через владения юнкера фон Тронка, насильственное удержание его лошадей, отказ в справедливом суде, невозможность преодолеть силу связей, какие есть у юнкера) вызывают у него "боль за чудовищные неполадки мира " (см.: Клейст Г. ф. Драмы. Новеллы. М.: Художественная литература, 1969. С. 452). В конечном счете законопослушный и благочестивый торговец превращается в разбойника. Конечно, вмешательство не обязательно должно быть неправедным. Оно может также восстанавливать "правильный порядок вещей" (как восстанавливает возможность всей последующей рутины семейной жизни Петра Гринева и Маши Мироновой милость Екатерины в "Капитанской дочке"). В этом случае политическое событие не происходит.

См. подробно о связи учредительного события, насилия и священного в кн.: Жирар Р. Насилие и священное / Пер. Г. Дашевского. М.: НЛО, 2000.


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках