03.09.2023

Умственное переутомление — причины, симптомы, лечение. Переутомление – причины, признаки, лечение у взрослых и детей Профилактике умственного переутомления способствует


Умственное утомление и связанное с ним снижение работоспособности имеют свои специфические особенности. Оно, как правило, появляется при длительной и достаточно напряженной работе и связано с чрезмерным повышением или ослаблением деятельности внешних органов чувств. При умственном утомлении снижается сила памяти, вследствие чего возникает «убегание мыслей», быстрое исчезновение из памяти того, что незадолго до этого было усвоено.

При умственной работе может возникать и субъективное чувство усталости (в отличие от утомления, являющегося объективным показателем). Умственная усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, неудаче в ней. И наоборот, в возбужденном состоянии, при повышенном интересе к работе чувство усталости может не появиться даже тогда, когда объективные, в том числе и внешние, показатели и признаки говорят о фактического наступлении состояния утомления у человека (табл.1). В этом случае показатели работоспособности, в частности продуктивность труда, могут не снижаться, но работа проводится на фоне фактического утомления, что не является положительным для организма человека. Вообще умственная работоспособность, умственное утомление, в отличие от физического, где действуют природные охранительные барьеры, имеют существенные отличия.

Физиологическая сущность восстановления сил на первый взгляд довольно проста. Но почему же после тяжелого физического труда шлейф утомления растягивается на 3-4 дня, а после напряженного умственного даже на 10-12 дней? И мало кто понимает, например, что недельные каникулы после экзаменационной сессии - слишком малый срок для полноценного восстановления. И если не предпринимать профилактических мер (увеличение двигательной активности и сроков пребывания на открытом воздухе и т. д.), то утомление к концу второго полугодия становится значительным. А это уже может помешать успешной учебе.

Таблица 1 - Внешние признаки утомления при умственном труде (по СЛ. Косилову)

Утомление

незначительное

значительное

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, облока-чивание, поддерживание головы руками

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отки-нувшись на спинку стула

Движения

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задают вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

То же происходит во время профессиональной работы. И хотя при напряженном умственном труде в течение часа энергопотери определяются всего 30-40 ккал (т. е. 240-320 ккал за 8 ч работы), физиологические и биохимические изменения, наблюдавшиеся при утомлении от такого труда, ликвидируются значительно медленнее, чем после физической работы. Однако снижение работоспособности в одном виде умственного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Поэтому, устав заниматься вычислительными операциями, можно иногда успешно заниматься чтением. Таким образом, наступление нервно-эмоционального умственного утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы. Оно не всегда обнаруживается через ощущение усталости, что может привести к различным степеням переутомления, к невротическим сдвигам (табл. 2).

Кроме того, следует учитывать то, что при длительном занятии профессиональным умственным трудом в организме могут возникать функциональные изменения, обусловленные главным образом малой подвижностью. Выражается это в ухудшении работы сердца, склеротических изменениях кровеносных сосудов, проявлении гипотонии (у молодых) и гипертонии (у пожилых), возникновении неврозов. Недостаток движений приводит также к ослаблению дыхания. В нижних отделах легких, в полости живота и ногах застаивается кровь. Возникает атония кишечника, в организме накапливаются продукты гниения, появляются головные боли. Снижение окислительных процессов в организме влечет за собой малокровие, а в некоторых случаях и ожирение.

Таблица 2 - Характеристика степеней утомления (по К.К. Платонову)

Степень переутомления

Симптомы

начинающееся

выраженное

Снижение дееспособности

Заметное

Выраженное

Появление усталости

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегчен-ной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные сдвиги

Временное сни-жение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительость

Угнетение, раздражительность

Расстройство сна

Труднее засыпать,

просыпаться

Трудно засыпать или просыпаться

Сонливость днем

Бессонница

Снижение умственной работоспособности

Трудно сосредоточи-ться

Временами забывчивость

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжестьв голове

Временами головные боли, снижение аппетита

Профилактические меры

Упорядочение отдыха, физическая культура

Отдых, физическая культура

Организованный отдых, уход в отпуск

Известно, что эмоциональные реакции приводят к повышению уровня холестерина в крови в связи с увеличением выделения ряда гормонов, например у докладчиков перед докладом, у артистов перед выходом на сцену, у летчиков перед полетом, у студентов перед экзаменом и т. п. Если принять во внимание, что этому химическому веществу приписывают важную роль в развитии склеротических изменений кровеносных сосудов, то станет понятным особое значение и профилактики сердечно-сосудистых патологий различными средствами, в том числе и средствами физической культуры и спорта.

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, а это приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определенных зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только умственной, но и физической, ухудшается общее самочувствие. Понижение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Все сказанное подчеркивает значение правильной организации умственного труда, обязательного использования дополнительных физических нагрузок. Рационально подобранный режим рабочего дня, послерабочий отдых, физкультурно-спортивные занятия существенно помогут в снятии утомления и профилактике невротических и психологических заболеваний.

Утомление - это физиологическое состояние организма, прояв­ляющееся во временном снижении работоспособности в результате прове­денной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомле­ния связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохрани­тельным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряже­ния. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизую­щим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных воз­можностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсиро-


ванную (за счет подключения энергетических резервов организма) и не­компенсированную (когда резервные возможности организма исчерпыва­ются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, мож­но отнести следующее.

Загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация
высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти,
мышления;

Нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблю­
дении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

Высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

Ощущение недостатка времени;

Торопливая еда;

Условия проживания и межличностные отношения;

Анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие
которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственно-/да^студентов (по С.А. Косилову) _


К ним относятся бледность кожных покровов и слизистой оболоч­ки, особенно заметная на лице, расслабленность и вялость движений, сгорбленность позы или «развалка» в позе сидя, неуверенность и нереши­тельность в действиях, повышенный тремор (дрожание) конечностей и др.

В учебной работе утомление проявляется в замедленном темпе вы­полнения учебных заданий, в увеличении количества ошибок, в росте чис­ла отвлечений от дела.

Внешние психофизические симптомы поведения при утомлении проявляются в виде общей заторможенности и угнетенности.

Умственное утомление в подавляющем случаев дает картину уг­рюмости, отчужденности и флегматичности.

Таблица 8.2 - Краткая характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)


Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановле-ния, чрезмерное нервно-психическое напряжение могут привести к со­стоянию переутомления, которое характеризуется резким развитием тор­мозных процессов, что приводит к неодолимому чувству усталости. Оно сопровождается чувством усталости до начала работы, отсутствием инте­реса к ней, апатией, повышенной раздражительностью, снижением аппети­та, головокружением и головными болями (таблица 8.2).

Наблюдаются также и объективные признаки, как снижение веса, расстройства пищеварения, повышения сухожильных рефлексов, потливо­сти, пульса, артериального давления. При выраженной и тяжелой степени переутомления снижается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, так как оно связано со способностью центральной нервной системы к длительной работе с перегрузками, что в конечном ито­ге может привести к запредельному торможению в ее корковых и подкор­ковых структурах.

Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптими­зации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.

Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление из­мененных при выполнении определенной работы функций организма, на-и.жаются восстановительными. Во время выполнения работы преоблада-к)| ироцсччи ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов мо­жем происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенса­ция). ")!о явление имеет огромное значение для повышения тренированно­сти организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособно­сти.

Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:

Устранение нарушений в системах нейрогуморального регулиро­
вания;

Выведение продуктов распада, образовавшихся в результате про­
веденной работы в тканях и клетках организма;

Выведение продуктов распада из внутренней среды организма.
Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие

сохранения и активизации восстановительных процессов.

Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

Переутомление – проблема, знакомая многим не понаслышке. Причиной ее могут быть как физические, так и умственные перегрузки. Иногда быстрое переутомление у ребенка или взрослого является симптомом заболеваний эндокринной или нервной системы, нуждающихся в лечении. Часто усталость бывает следствием нездорового образа жизни, несбалансированного питания, расстройства сна. В данной статье речь пойдет о признаках переутомления и методах снятия его.

Признаки усталости

Симптомы переутомления у ребенка и взрослого зависят от вида и интенсивности усталости. Общие признаки усталости:

  1. Снижение производительности труда.
  2. Повышение частоты ошибок в процессе работы.
  3. Невозможность сконцентрироваться на актуальных задачах.
  4. Периоды «зависания», состояния без мыслей.
  5. Поиск любой возможности, чтобы отвлечься от основной деятельности.
  6. Может ли подняться температура от переутомления? Конечно, особенно при физической усталости.

При эмоциональном утомлении у человека возникают следующие изменения:

  1. , повышение давления.
  2. Раздражительность либо вялость и апатия, потеря мотивации.
  3. При длительном состоянии напряжения: выпадение волос, повышение уровня пролактина, нарушение менструальной и половой функции (снижение либидо, слабая эрекция).
  4. Слабость.

Физическая усталость характеризуется следующими симптомами:

  1. Боли в мышцах.
  2. Одышка.
  3. Снижение тонуса мышц.
  4. Исчезновение мыслей.

Интеллектуальная усталость:

  1. Ошибки в вычислениях.
  2. Дефицит внимания, невозможность сконцентрироваться на решении конкретной задачи.

Причины

Усталость, как правило, вызвана эмоциональными, умственными и физическими нагрузками, которые человек получает на работе, в спортзале или дома. Эмоциональное перенапряжение возникает при ссорах с начальством и рабочим коллективом, членами семьи, жизненных проблемах, требующих немедленного решения.

Умственные нагрузки возникают у взрослых на работе, а у детей в школе. Физическое напряжение часто называют перетренировкой. Все эти виды перенапряжения являются стрессом для организма человека. Однако самое мощное из них – эмоциональное.

Психологическое перенапряжение

Вызвано, как правило, долгим эмоциональным стрессом. Синоним эмоционального выгорания – неврастения. Несмотря на то что повреждения не получены, организм реагирует на психологический стресс так же, как и в ответ на наличие на теле ран, кровотечений. В кровь выделяются гормоны коры надпочечников – адреналин и кортизол. Эти вещества:

  1. Сужают сосуды.
  2. Повышают частоту биения сердца.
  3. Увеличивают уровень холестерина, глюкозы.
  4. Централизуют кровообращение: приоритет отдается мозгу, сердцу, а периферия (железы, желудочно-кишечный тракт) кровоснабжается по остаточному принципу.

Поэтому при длительном эмоциональном стрессе страдает кровоснабжение всех органов и систем организма. Постоянно суженные сосуды нарушают микроциркуляцию в тканях эндокринных желез, таких как щитовидная и поджелудочная (смешанной секреции) железы. При этом часто снижается выработка тиреоидных гормонов – тироксина и трийодтиронина, которые регулируют обмен веществ. Страдают и надпочечники.

В результате длительного эмоционального выгорания происходит:

  1. Истощение надпочечников, падение уровня кортизола.
  2. Повышение пролактина.
  3. Снижение выработки гормонов щитовидной железы, но не у всех.
  4. Голодают другие органы и системы.

Умственное перенапряжение

Интеллектуальные нагрузки на работе или в учебном учреждении также могут приводить к усталости. Особенно если они неприятны человеку. При этом снижается уровень допамина, что влечет за собой падение работоспособности. Уровень глюкозы в крови также может упасть, что снизит производительность головного мозга.

Физическое переутомление

При физических нагрузках причиной перенапряжения чаще всего служит снижение уровня сахара в крови, а также истощение в мышцах запасов гликогена. Перетренировку объясняют повреждением сосудов мускулов.

Лечение

Многих интересует ответ на вопрос: «Как избавиться от переутомления?» Есть несколько способов снять напряжение:


Все о , причины, лечение патологической повышенной сонливости.

Полезно узнать, : что можно сделать, чтобы пережить весну без ущерба для здоровья.

: причины, как проявляет себя патология.

Как лечить переутомление, если оно хроническое? Бороться с ним помогут адаптогены – лимонник, родиола, женьшень, витаминно-минеральные комплексы. От астении применяют препарат Ладастен.

Сон также важен для восстановления ресурсов: как физических, так и психологических, умственных. Причем важно не только количество часов, но и качество отдыха, присутствие достаточной доли медленной, быстрой фазы сна. Применение только усугубит ситуацию.

Заключение

Снять напряжение легко. Однако если оно хроническое, то следует подробно разобраться в ее причинах. Возможно, употребляемые продукты содержат мало полезных, много вредных веществ. Причина может крыться в плохом сне, эндокринных заболеваниях.

Происходит постепенно. И виной тому ускоренный ритм нашей жизни, потоки информации, перегружающие мозг чрезмерными нагрузками, стрессы, отсутствие полноценного отдыха, нездоровый образ жизни. Организм не может не реагировать на все эти причины, и в ответ вы получаете реакцию – . К сожалению, многие считают, что победить умственное переутомление поможет только крепкий сон и выезд на природу. Но это совсем не так. Еслидостигло своего апогея, то без лечения не обойтись. Чтобы правильно отреагировать на сигналы, посылаемые организмом и своевременно предупредить умственное переутомление в самом начале его проявления, необходимо знать его первые симптомы.

Симптомы умственного переутомления

Будьте внимательнее к своему организму, ведь он обязательно вам даст знать о первых симптомах умственного переутомления. Это в первую очередь, периодическая беспричинная головная боль с покраснением глаз, не проходящая , преследующая даже после ночного сна, трудности с засыпанием, скачки артериального давления. Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Если вы уже страдаете от умственного переутомления, то об этом вам расскажет кожа лица, ставшая бледной с сероватым оттенком с синеватыми кругами под глазами. Но это только на начальной стадии. Если ситуация усугубляется, вы становитесь беспричинно раздражительны и нервозны, не можете сконцентрироваться и обнаруживаете проблемы с памятью. Могут появиться тошнота и рвота. Даже, если симптомы умственного переутомления «на лицо», этот диагноз выставляется только после исключения других патологий, на развитие которых могут указывать такие же симптомы.

Кроме того, умственная трудоспособность сугубо индивидуальна! Но умственное переутомление может настать не только от большого объема интеллектуального труда в сочетании с отсутствием должного отдыха. На умственную деятельность могут оказать влияние эндокринные нарушения, депрессивные расстройства, а также хронические заболевания. Вот поэтому их и нужно исключить! В противном случае, на первый план выступает терапия основного заболевания, приведшего к умственному переутомлению.

Развитие умственного переутомления

Помните, что умственное переутомление не случается внезапно – оно накапливается! Поэтому развитие умственного переутомления происходит в трех стадиях.

На первой, самой легкой стадии основными симптомами умственного переутомления являются трудности с засыпанием и отсутствие ощущения отдыха даже после ночного сна. На первой стадии развития умственного переутомления появляется стойкое нежелание к любой работе.

На второй стадии к симптомам начала развития умственного переутомления добавляются ощущение тяжести в области сердца, высокая утомляемость, неисчезающее чувство тревоги. Любая, даже незначительная физическая нагрузка вызывает дрожание рук. Сон становится тяжелым и поверхностным, сопровождается частыми просыпаниями, нередки мучительные ночные кошмары. Ко всем этим симптомам умственного переутомления на второй стадии присоединяются нарушения в работе пищеварения, плохой аппетит. Кожные покровы становятся бледными, а краснота с глаз не исчезает. У мужчин появляется снижение потенции и либидо, а женщины отмечают нарушение менструального цикла.

Для третьей стадии характерны все признаки неврастении. Человек чрезмерно возбудим и раздражен. Ночной сон отсутствует, но в рабочее время преследуют постоянная сонливость и желание поспать. Третья стадия самая тяжелая, так как происходит сбой в работе всех систем организма. И здесь уже без лечения умственного переутомления не обойтись!

Где проводится лечение умственного переутомления?

Лечение умственного переутомления начинается со снижения всех нагрузок, приведших к такому состоянию. Причем, от стадии развития умственного переутомления зависит срок лечения. Победить симптомы умственного переутомления первой стадии может только полноценный санаторно-курортный двухнедельный отдых, после которого рекомендуется возвращаться к нагрузкам постепенно. Лечение умственного переутомления второй стадии занимает более длительный срок, который составляет не менее четырех недель и требует полного «отключения мозга» от занятий документами, проектом или отчетами. Полезен любой вид психоэмоциональной разгрузки, расслабляющие массажи, свежий воздух, спокойная обстановка в условиях санатория или лечебницы. А вот третья стадия умственного переутомления может потребовать пребывания в специализированной клинике и может занять не менее четырех месяцев.

Вот и делайте вывод, что лучше лечить или вовремя предупредить умственное переутомление?

Как предупредить умственное переутомление?

Если у вас появились только первые симптомы умственного переутомления, не ждите, когда состояние станет катастрофическим, а лечение умственного переутомления займет достаточно большой срок. Устройте себе недельный отдых, причем требуется активный отдых, отличный от повседневной деятельности. Посетите сеансы психоэмоциональной разгрузки, займитесь любимым делом, доставляющим вам удовольствие, используйте различные методики релаксации. Положительный результат можно получить от теплых ванн с использованием отваров успокоительных трав, солей или ароматических масел!

Не прибегайте к лекарственным препаратам, они могут только усугубить ваше состояние!

Вернуть концентрацию внимания, хорошую память и бодрость вам помогут витамины от переутомления!

Витамины от переутомления!

Чтобы умственное переутомление стало вашей проблемой, для поддержания своего здоровья вам требуются витамины от переутомления. Это, прежде всего, витаминно-антиоксидантные комплексы, например . Начинать их принимать уже следует при появлении первых симптомов умственного переутомления, когда усталость валит с ног, а отдых не наступает даже после крепкого ночного сна. Чрезмерные нагрузки на организм – это путь к быстрому старению, который вам обеспечит накопленные организмом свободные радикалы, противостоять которым могут только антиоксиданты! В составе «Апитонус П» антиоксидантный комплекс представлен тремя мощным антиоксидантами – дигидрокверцетином, витамином С и витамином Е. Витаминный комплекс также включает продукты пчеловодства — цветочную пыльцу и маточное молочко, не менее ценные для организма. Это не только энергетики от природы, они позволяют организму получить многие полезные вещества, в которых он нуждается, восстановить обменные процессы, повысить умственную и физическую трудоспособность, защитить сердечно-сосудистую систему, повысить иммунитет, улучшить потенцию и либидо.

Не менее полезны для работы мозга витамины – «Мемо-Вит», обеспечивающие энергетический обмен благодаря гречихе красностебельной и не допускающие оксидативного стресса, вызванного свободными радикалами. Свободные радикалы – главный враг мозга, ведь именно он расходует большее количество кислорода и имеет в составе много жира, который так любят свободные радикалы. Остановить и нейтрализовать их действие помогут плоды шиповника и трутневый расплод, также входящие в состав «Мемо-Вит». Плоды шиповника богаты витамином С, вы найдете никакого другого природного средства, превосходящего плоды шиповника по содержанию аскорбиновой кислоты. А трутневый расплод – это не только способен обеспечить организм всеми полезными веществами, но и может оказать влияние на гормональный фон, страдающий от умственного переутомления.

Важно также правильно организовывать рабочий день, после каждого часа позволять себе пятиминутный перерыв, чтобы размяться и сделать несколько простых упражнений. Уместным будет и простое чередование дел, чтобы избежать монотонности. А в обеденный перерыв устройте себе небольшую прогулку на свежем воздухе. Это также помогает «перезагрузить» мозг.

А уж, если вам предстоит мозговой штурм в момент наступления аврала, не злоупотребляйте кофе. Многие ошибочно считают. что кофе лучший энергетик. Спешу вас разочаровать. Кофе, выпитый в большом количестве, вызовет у вас перевозбуждение, раздражительность и нервозность. Воспользуйтесь лучше растительными адаптогенами – элеутерококком или левзеей, сохраняющими бодрость и энергию, стимулирующими иммунитет. Однако спиртовые настойки этих трав не всегда возможно принимать, особенно, если вы – автолюбитель. Есть более безопасные и значительно эффективные средства – «Левзея П» и «Элеутерококк П», или витаминные комплексы на их основе – «Леветон П» и «Элтон П», содержащие цветочную пыльцу. Эти растительные препараты не только произведены в форме таблетки, но и содержат витамин С – защищающий вас мозг от свободных радикалов.

И не забывайте: если умственные нагрузки велики, то и отдых должен быть значимым.

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление , т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью - субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

Чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

Отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

Повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

Снижение аппетита;

Головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными . Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

Малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения , оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) .

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты ) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный , связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

Двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка;

Профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках