24.02.2024

Законодательная база российской федерации. Что такое МДП? Как работает «Конвенция МДП»? Перевозка грузов с применением книжки мдп


Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы при пересечении грузами территории одного или более государств применяют в каждом из них национальные системы контроля и процедуры. Они различаются в зависимости от государства, однако зачастую предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований (гарантия, таможенные закладные, депозиты) в целях покрыть возможную сумму пошлин и сборов в период транзита грузов по каждой из территорий. Подобные меры, применяемые в каждой последующей стране транзита, ведут к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. В этой связи и была разработана система МДП, имеющая целью сократить трудности, с которыми сталкивается перевозчик, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры, обеспечив при этом должным образом каждому государству, по территории которого осуществляется перевозка грузов, получение доходов.

Источником системы МДП является соглашение, заключенное в 1949 году небольшим числом стран Европы под эгидой Европейской экономической комиссии. Положительные результаты применения этой ограниченной системы привели к заключению Конвенции МДП 1959 года. Данная Конвенция была пересмотрена в 1975 году с учетом практического опыта функционирования этой системы, а также технических достижений и меняющихся требований. В результате этого 20 марта 1978 года вступила в силу Конвенция МДП 1975 года. После вступления в силу она заменила собой в отношениях между Договаривающимися сторонами Конвенцию МДП 1959 года, действие которой было прекращено. Тем не менее бывшая Конвенция все еще остается в силе, поскольку одна из 38 Договаривающихся Сторон до сих пор не присоединилась к новой Конвенции. В настоящее время Конвенция МДП 1975 года насчитывает 43 Договаривающихся Сторон, включая Европейское экономическое сообщество.

Для того, чтобы обеспечить минимальные простои грузов в период перевозки и вместе с тем предоставить максимальные гарантии для таможенных органов во всех странах транзита, в системе МДП содержатся четыре следующих основных требования:

    грузы должны перевозиться в безопасных транспортных средствах или контейнерах

    пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны на весь период перевозки обеспечиваться международной гарантией

    с грузом должна следовать признанная в международном масштабе книжка, принятая к использованию в стране отправления и действующая в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения

    меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения

В соответствии с Конвенцией МДП перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция которых препятствует доступу к содержимому при наличии таможенных печатей и пломб, и любая попытка добраться к этому содержимому будет сразу видна. В Конвенции установлены стандарты на конструкцию и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением МДП только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или с требованиями таможенной Конвенции, касающейся контейнеров, 1972 года. К перевозкам тяжеловесных и громоздких грузов, которые не могут осуществляться обычными транспортными средствами, применяются специальные положения.От Договаривающихся Сторон требуется признать на своих территориях гарантийные объединения, которые должны принадлежать к международной системе гарантий и принимать на себя обязательства нести любую ответственность по данной системе гарантий относительно таможенных пошлин, подлежащих уплате другими объединениями этой системы в отношении требований, возникающих на ее территории. Такие системы гарантий выдают книжки МДП для использования входящими в них гарантийными объединениями, и предъявление такой книжки МДП в связи с транзитной операцией подтверждает наличие гарантии.

Следовательно, такая система может рассматриваться как последовательность национальных транзитных операций, основанная тем не менее скорее на международных, а не национальных мерах, т.е. перевозка по международной гарантии с использованием международного транзитного документа, удостоверенного таможенными органами страны отправления, и в условиях сохранности груза, контролируемого таможенными органами при помощи печатей и пломб, наложенных в стане отправления. Единственная международная система гарантий, действующая в рамках системы МДП, функционирует под управлением Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве, Швейцария.

Первоначально система МДП была предназначена только для международных автомобильных перевозок грузов. Однако ограничение сферы действий данной системы только автомобильным транспортом постепенно смягчалось с учетом потребностей внешней торговли. Сейчас Конвенция МДП 1975 года требует, чтобы по меньшей мере часть перевозки осуществлялась автомобильным транспортом. Вследствие этого в настоящее время Конвенция допускает осуществление перевозок не только автомобилями, но, например, и прицепами в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, а также перевозки контейнеров различными видами транспорта. Таким образом, в настоящее время при осуществлении широкого круга транспортных операций можно воспользоваться преимуществами проверенной системы международного транзита, представляющей ценность, как для торговых фирм, так и для таможенных органов.

Данная система, несомненно, имеет преимущества для таможенных органов, поскольку она дает возможность, сократить число обычных требований, установленных национальными транзитными процедурами (гарантии, документация, меры контроля), или сделать их менее жесткими. В том же время она позволяет избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего, с точки зрения оборудования, физического досмотра в странах транзита, который теперь сводится лишь к проверке печатей, пломб и внешнего состояния транспортного средства или контейнера с грузом, перевозимым транзитом в стране назначения, и предоставления действующих национальных гарантий, а также введения национальной системы проверки документации. Кроме того, есть еще и те преимущества, что международные транзитные операции осуществляются по одному транзитному документу - книжке МДП, - что снижает риск представления неправильной информации таможенным органам.

Преимущества для торговых и транспортных фирм не менее очевидны. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальными задержками со стороны таможенных органов. Путем сокращения транзитных препятствий на пути движения внешнеторговых грузов система МДП способствует развитию международной торговли. Она позволяет значительно сократить транспортные издержки за счет сокращения задержек в пути. Кроме того, пересмотренные положения Конвенции МДП 1975 года позволяют более широко использовать ее преимущества для перевозок грузов в контейнерах. И наконец, устраняя препятствия на пути международных автомобильных перевозок, обусловленные проведением таможенного контроля, она предоставляет экспортерам большую свободу в плане выбора вида транспорта, наиболее подходящего для удовлетворения их потребностей.

Судить об успехе МДП можно из того, что она вышла далеко за пределы центра Европы. Теперь система МДП охватывает практически все европейские страны. Сфера ее применения расширилась и включает в настоящее время страны, простирающиеся от региона Ближнего Востока до Афганистана. Она применяется Соединенными Штатами Америки и Канадой и распространилась в Африке на страны Магриба. Другим показателе ее успеха служит то, что в 1952 году было выдано 3243 книжки МДП, а в 1985 году - более 860000.

Для того, чтобы сделать систему МДП по возможности более доступной для всех стран, желающих ее использовать, Конвенция МДП 1975 года открыта для присоединения всех стран - членов Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений, а также сходных с ними международных органов. Она также открыта для любого другого государства по приглашению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Решение административных вопросов, связанных с данной Конвенцией, возложено на Административный комитет, членами которого имеют право быть все Договаривающиеся Стороны. Комитет собирается ежегодно в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением Конвенции, и, в случае необходимости, вносит в нее изменения в соответствии с современными требованиями.

Система гарантии Конвенции МДП

1. Международная гарантия

Система гарантии МДП имеет простой принцип функционирования. Каждое объединение, представляющее перевозчиков в данной стране и признанное ее таможенным органом, а также держатель книжки МДП в порядке солидарной ответственности гарантируют уплату в этой стране любых пошлин и сборов, которые могут подлежать уплате в случае какого-либо нарушения, возникшего в ходе транспортной операции, осуществляемой на территории этой страны национальными или иностранными перевозчиками с применением книжки МДП, выданной данным национальным гарантийным объединением или объединением другой страны. Следовательно, каждая страна получает выгоду по гарантии, предоставленной на данной территории, от всех транспортных операций с применением книжки МДП на ее территории.

Национальные гарантийные объединения составляют систему гарантий, управление и финансирование которой осуществляются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве (Швейцария).

В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны по мере возможности требовать уплаты у лица, несущего прямую ответственность. Если возникнет необходимость в применении гарантии (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы предъявляют иск в любом случае гарантийному объединению страны в которой произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. Тем не менее данное гарантийное объединение может через посредство МСАТ потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда.

Поскольку существует необходимость ограничения суммы гарантии, такие денежные пределы определяются для каждой страны в отдельности. Однако максимальная страховая сумма установлена МСАТ в размере 50000 долл. США на одну книжку МДП.

В Конвенции МДП установлен также срок предъявления иска таможенными органами гарантийному объединению. В этой связи в ней предусмотрено, что если таможенные органы оформили книжку МДП без оговорок, то они могут предъявить иск гарантийному объединению только в том случае, если будет доказано, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом. В случае неоформления книжки МДП или если это оформление было произведено с оговорками, компетентные органы соответствующей страны должны в продолжение годичного срока, считая с даты принятия книжки МДП для оформления, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате необходимых пошлинных сборов может быть предъявлено не ранее, чем через три месяца со дня такого уведомления. За этот промежуток времени можно провести детальное расследование и представить соответствующие объяснения таможенным органам, которые могут во многих случаях сделать оплату ненужной.

В Конвенции МДП предусмотрены также ограничения относительно материального охвата, т.е. гарантийное объединение несет ответственность только за грузы, которые находятся в запломбированной части дорожного транспортного средства (или на грузовой платформе в случае перевозки тяжеловесных или громоздких грузов). Из этого следует, что таможенные органы не могут предъявить иск гарантийному объединению в отношении грузов, спрятанных в других частях транспортного средства или перевозимых самим водителем.

2. Взаимоотношения в рамках международной системы гарантий

Взаимоотношения между международной страховой ассоциацией (далее называемой "страховщиками"), МСАТ, национальными гарантийными объединениями и перевозчиками, использующими книжки МДП, строятся на основе гарантийно-страхового соглашения между страховщиками и МСАТ, регламентирующего использование книжек МДП, соглашения об обязательствах между гарантийным объединением и МСАТ и декларации об обязательствах между перевозчиком и его гарантийным объединением.

3. Гарантийно-страховое соглашение

Данное соглашение имеет целью застраховать МСАТ и национальные гарантийные объединения от риска, который может возникнуть в результате противозаконного использования перевозчиками книжек МДП. В соответствии с договором о страховании страховщики обязаны уплатить таможенным органам в предписанные сроки суммы, подлежащие уплате, или возместить данные суммы страхователю, если они были уже непосредственно им уплачены таможенным органам (МСАТ или гарантийное объединение).

По просьбе таможенных органов страховщики гарантируют им уплату либо самостоятельно, либо через посредство местной страховой компании или банка в порядке солидарной ответственности с национальным гарантийным объединением.

Объем страховой гарантии на одну книжку МДП ограничен суммой, определяемой в каждой стране таможенными органами и принятой национальным гарантийным объединением. Тем не менее максимальная страховая сумма не должна превышать 50000 долл. США на одну книжку.

Взаимоотношения, обусловленные гарантийно-страховым соглашением, регулируются соответствующим национальным законодательством.

4. Соглашение об обязательствах гарантийного объединения по отношению к МСАТ

В соответствии с гарантийно-страховым соглашением национальные гарантийные объединения через посредство МСАТ берут на себя различные обязательства относительно точности соблюдения правил функционирования международной гарантийной системы. Эти обязательства установлены в соглашении об обязательствах гарантийного объединения перед МСАТ. Таким образом, каждое объединение обязано:

    информировать страховщиков через посредство МСАТ о любых уведомлениях, полученных от таможенных органов, относительно отказа в оформлении или о случаях получения свидетельства о произведенном таможенном оформлении книжки МДП противозаконным или обманным образом

    собирать и направлять страховщикам через посредство МСАТ документы относительно любого таможенного спора (идентификация перевозчика, соответствующая информация о характере нарушения, исковая сумма и информация, содержащаяся в соглашении)

    испрашивать разрешение от МСАТ на уплату исковой суммы таможенным органам

    предпринимать любые необходимые меры в целях снятия ответственности, если требование таможенных органов не обосновано или противозаконно

    выдавать книжки МДП только перевозчикам, подписавшим декларацию об обязательствах по отношению к данному объединению, и передавать такие декларации через посредство МСАТ страховщикам по их требованию

    временно прекращать выдачу новых книжек перевозчикам, которые были признаны виновными в каком-либо нарушении, или перевозчикам, которые уже не обеспечивают те гарантии, которые от них требовались в момент вступления

    передавать страховщикам все права регресса против лиц, несущих ответственность за деяния, которые привели к предъявлению таможенным органам соответствующих требований, а также на таможенную закладную, представленную перевозчиком

    нести солидарную ответственность а размерах, определяемых страховщиками, по уплате сумм, причитающихся таможенным органам, в случае невыполнения указанных выше обязательств

Взаимоотношения между МСАТ и национальными гарантийными объединениями, обусловленные соглашением об обязательствах, регулируются законодательством Швейцарии.

Декларация об обязательствах перевозчика по отношению к гарантийному объединению подписывается каждым пользователем книжки МДП и налагает на него следующие обязательства:

    предоставлять по требованию его объединения гарантию или депозит в сумме, подлежащей определению данным объединением

    выполнять все положения Конвенции МДП, регулирующие использование книжек МДП, и инструкции гарантийного объединения

    регистрировать получение и возвращенные объединению книжки МДП после их использования с соответствующими печатями таможенных органов. Неиспользованные книжки МДП должны возвращаться немедленно после истечения срока действия

    не допускать использования незаполненных книжек МДП, выданных на его имя (например, для перепродажи)

    в отношении использования книжек МДП принимать на себя ответственность за свои действия и упущения, а также за действия и упущения своих агентов и любых других лиц, услугами которых он пользуется

    соблюдать все таможенные формальности, требуемые на таможнях страны отправления, транзита и назначения

    немедленно требовать от соответствующих служащих таможни наложения печатей и подписей, необходимых для надлежащего выполнения транспортной операции с применением книжки МДП, или требовать соответствующий сертификат, если окажется невозможным получить печать или подпись этих органов, или немедленного возвращения таможенным органом страны назначения книжки МДП

    проверять, соответствуют ли данные, записанным в манифесте книжки МДП, характеру груза, фактически погруженного на транспортное средство; и в противном случае требовать от таможенных органов внесения соответствующего сертификата с указанием имеющихся различий

    принимать совместно с таможенными органами, либо другим лицом или органом все возможные меры по правильному осуществлению транспортной операции с применением системы МДП

    решать непосредственно с таможенными органами любой спор, возникающий вследствие использования книжек МДП, в частности, уплачивать любую требуемую ими сумму

    безусловно возмещать любую сумму, уплата которой может потребоваться от МСАТ или страховщиков в соответствии с Конвенцией МДП относительно выданных ему книжек МДП

Взаимоотношения между перевозчиком и его гарантийным объединением, обусловленные декларацией об обязательствах регулируются национальным законодательством.

6. Взаимоотношения между национальными гарантийным объединением и таможенными органами

Единой формы документов, регулирующих взаимоотношения между национальным гарантийным объединением и таможенными органами, не существует. В некоторых случаях имеет место обмен письмами между таможенными органами и гарантийным объединением, однако, более часто составляется особый документ под названием "Соглашение", который подписывается таможенными органами и гарантийным объединением. Независимо от принятой формы и названия, он представляет собой "договор о предоставлении гарантий, заключенный гарантийным объединением на основе национального законодательства (пояснительная записка 0.11.2 к статье 11 Конвенции МДП), который, следовательно, регулируется национальным гражданским торговым) законодательством, применимым по договору о предоставлении гарантий. Содержание договора о предоставлении гарантий не имеет единой формы, однако, оно должно включать:

    указание о том, что гарантийное объединение является филиалом МСАТ и уполномочено им выдавать книжки МДП с указанием его названия

    обязательство объединения выполнять все обязательства, возложенные на гарантийное объединение Конвенции МДП, в частности уплачивать суммы, требуемые таможенными органами в соответствии с конвенциями и таможенным законодательством и определенные как подлежащие уплате со стороны национальных или иностранных перевозчиков за импортируемые, экспортируемые или транзитные грузы, перевозка которых осуществлялась с применением книжки МДП, выданной национальным гарантийным объединением или иностранным объединением, являющимся филиалом МСАТ

    заявление о максимальной сумме на одну книжку МДП, которая может быть истребована от гарантийного объединения в случае незаконного или обманного использования книжки МДП

    указание о том, что гарантия объединения, вытекающая из договора и касающаяся уплаты сумм, истребованных таможенными органами, должна быть перестрахована соответствующей страховой компанией (или национальной или международной ассоциацией страховщиков, заключившей договор о страховании с МСАТ)

    процедуру урегулирования споров, возникающих вследствие незаконного или обманного использования книжек МДП

    процедуру урегулирования споров, возникающих вследствие расторжения договора о предоставлении гарантии

Если договором о предоставлении гарантии предусмотрено, что гарантия национального гарантийного объединения относительно уплаты сумм, истребованных таможенными органами, должна быть перестрахована страховой компанией (или национальной или международной ассоциацией страховщиков), то объединение должно предоставить таможенным органам гарантию, представленную страховщиком.

В подписанном страховщиком гарантийном свидетельстве должно содержаться обязательство уплатить в порядке солидарной ответственности подлежащие оплате суммы, истребованные у гарантийного объединения, таможенными органами в соответствии с Конвенцией МДП и национальным таможенным законодательством, в размере установленном на одну книжку МДП в договоре о предоставлении гарантий.

Выдаче такого свидетельства обычно предшествует заключение договора между страховщиком и национальным гарантийным объединением, определяющего условия ответственности страховщика. Кроме того, в случае национального страховщика международная ассоциация страховщиков подтверждает, что все суммы, уплаченные в соответствии с гарантийным свидетельством, будут возмещены ассоциацией страхователю.

Использование книжки МДП

Книжки МДП выдаются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных ими и МСАТ. Каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларации об обязательствах, подписанной перевозчиком и объединением.

Книжка МДП состоит из двух страниц обложки, отрывного листка и корешка N 1 / N 2 (называемого желтым манифестом), отрывных листков и корешков (N 1 и N 2), протокола и, если необходимо, специального листка для смешанных перевозок (который, однако, не касается таможенных органов).

Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице печатаются правила пользования книжкой МДП на французском языке и на третьей странице - на английском языке.

Книжки, используемые для операции МДП в рамках региональной системы гарантий, могут издаваться на любом другом официальном языке Организации Объединенных Наций, за исключением первой страницы обложки, рубрики которой печатаются также на английском или французском языке. В этом случае "Правила пользования книжкой МДП" печатаются на странице 2 обложки на используемом официальном языке Организации Объединенных Наций, а на третьей обложке страницы - также на английском или французском языке.

Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки N 1 и N 2, корешки и протокол - на французском языке.

Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение книжки МДП и проведение необходимых проверок в случае какого-либо спора по таможенным вопросам. Он ни в коем случае не должен отделяться от книжки МДП. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или в случае гибели или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также в случае необходимости переотправки или срочной разгрузки грузов. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта.

Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешок, расположенные по два (N 1 и N 2), являются наиболее важной частью книжки МДП в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (N 1 и N 2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция МДП. Применяемая в настоящее время книжка МДП содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (N 1 и N 2), вследствие чего она может использоваться самое большее в 7 или 10 странах.

Предъявление действительной книжки МДП, содержащие названия, печати и подписи МСАТ и выдавшего ее объединения и должным образом заполненной перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантий. Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением. На каждую перевозку одним транспортным средством или контейнером выдается одна книжка МДП. Вместе с тем одна книжка МДП может также выдаваться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно транспортное средство или на состав транспортных средств.

Если листок, отрываемый таможенным органом в пункте выезда из страны, содержит оговорки или, если он не поступает в таможенный орган пункта отправления, то последний направляет запрос в гарантийное объединение своей страны, информируя его о том, что книжка МДП была оформлена с оговорками или вообще не была оформлена. Если представленные объяснения не удовлетворяют компетентные таможенные органы, то они применяют положения Конвенции МДП и национального законодательства для определения сумм, причитающихся к выплате таможне. Если таможенные сборы и пошлины не могут быть взысканы с лица, несущего непосредственную ответственность, компетентные таможенные органы уведомляют гарантийное объединение о том, что оно должно уплатить указанную сумму.

В каждой стране транзита система аналогична той, которая применяется в стране пункта отправления. Таможенный орган в пункте въезда в страну проверяет наложенные пломбы и отрывает в книжке МДП следующий отрывной лист N 1. Таможенный орган пункта выезда из страны поступает аналогичным образом. Оба листа сопоставляются для окончательного контроля и на этом вся операция завершается. В стране назначения таможенный орган, если пункт въезда в страну является также пунктом назначения, оформляя книжку МДП, оставляет себе отрывные листы N 1 и N 2 и становится ответственным за груз, который должен быть подвергнут другой таможенной процедуре (импортная очистка, передача на склад и т.д.). Если грузы перевозятся в соответствии с системой МДП до другого таможенного органа в этой же стране, то таможенный орган в пункте получения груза поступает так же, как и таможенный орган в пункте въезда в страну, и последним таможенным органом становится тот, который находится в пункте назначения.

Обычно система применяется так, как это указано выше, но каждый таможенный орган сохраняет за собой право провести контроль. Если таможенный орган имеет подозрения в нарушении правил, находит пломбы нарушенными или опасается, что книжка МДП была подделана, то он осуществляет контроль перевозимых грузов.

С целью обеспечения более эффективного контроля таможня может потребовать осуществления транспортировки по маршруту, на котором транспортные средства легко обнаружить по обязательно прикрепляемой к ним табличке МДП. Кроме того, перевозка должна быть осуществлена в разумные сроки. Перевозчик, не имеющий возможности по каким-либо причинам соблюсти требования относительно сроков перевозки или установленных маршрутов (наводнение, снегопад, поломка и т.д.), должен быть в состоянии оправдать себя. В более серьезных случаях (нарушение пломб, необходимость перегрузки грузов на другое транспортное средство, полное или частичное уничтожение груза) перевозчик должен получить официальное заявление от любого ближайшего местного органа власти, заверяющего протокол, содержащийся в книжке МДП. На основании такого протокола таможенные органы могут начать любое расследование, необходимое для выяснения обстоятельств дела.

Таможенный орган пункта отправления, обычно являющийся органом, осуществляющим формальности, связанные с экспортом, проверяет груз на основе информации, указанной в книжке МДП грузоотправителем. Таможенный орган налагает на транспортное средство пломбы, делает соответствующую запись в книжке МДП, оставляет себе отрывной листок N 1 и заверяет соответствующий корешок N 1. Книжка МДП возвращается перевозчику. При пересечении границы в пункте выезда из страны таможенный орган проверяет пломбы, отрывает из книжки МДП отрывной листок N 2 и заверяет соответствующий корешок N 2. Транспортное средство может покинуть страну, а оба заверенных таможней корешка дают основание предполагать, что в данной стране операция МДП была должным образом осуществлена.

Проверки осуществляются в соответствии со следующей процедурой: таможенный орган пункта выезда из страны направляет отрывной листок N 2 таможенному органу пункта отправления. Последний сопоставляет полученный листок с изначально оставленным отрывным листом N 1. Если нет каких любо возражений или оговорок со стороны таможенного органа пункта выезда из страны, то операция МДП в данной стране на этом завершается, а книжка МДП считается оформленной без оговорок.

Г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН . Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ.

История

На практике действие Конвенции может наблюдать любой путешествующий по дорогам Европы. Тысячи грузовиков и полуприцепов , использующих транзитную систему МДП, обозначены синей табличкой TIR , прикрепленной на кузове автомобиля. Аббревиатура TIR возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке «Transport international routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращённо - МДП). Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки.

С 1975 г. в Конвенцию МДП двадцать семь раз вносились изменения и дополнения. В г. рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, при поддержке нескольких специальных групп экспертов, начала работу по масштабному пересмотру системы МДП. После завершения в г. процесса пересмотра МДП с 17 февраля вступила в силу новая редакция Конвенции. Второй пакет поправок к Конвенции МДП, также разработанный Рабочей группой ЕЭК ООН (WP.30), вступил в силу 12 мая г. Эти поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую была дополнительно возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий. В г. началась работа над этапом III процесса пересмотра МДП. Среди его целей - внедрение в систему МДП современных электронных технологий обработки данных без изменения основных принципов и недавно обновленной юридической и административной структуры Конвенции. Последняя поправка, вступившая в силу 12 августа года, предусматривает создание международной системы контроля за использованием книжек МДП для хранения данных, передаваемых таможенными органами и доступных для объединений и таможенных администраций, о прекращении операций МДП в таможнях места назначения. Цель этой международной системы контроля – предоставить транспортной отрасли и гарантийной цепи МДП важнейший инструмент управления рисками при использовании режима МДП в коммерческих целях и упростить процедуры розыска, применяемые таможенными органами после прекращения операций МДП.

Принципы Конвенции

Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную таможенную безопасность, режим МДП содержит пять основных элементов:

  1. Грузы должны перевозиться в безопасных (с точки зрения таможни) транспортных средствах или контейнерах;
  2. Уплата таможенных пошлин и налогов , в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией;
  3. Грузы должны сопровождаться признанным всеми государствами - участниками Конвенции таможенным документом (книжкой МДП), принятым к оформлению в государстве отправления и служащим документом контроля в государствах отправления, транзита и назначения;
  4. Меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления, должны признаваться всеми странами транзита и назначения;
  5. Доступ к процедуре МДП для национальных объединений (разрешение на выдачу книжек МДП) и физических и юридических лиц (разрешение на использование книжек МДП) должен контролироваться уполномоченными национальными органами.

Для обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) была принята в 1975 г. МДП - это международные дорожные перевозки (Transports Internationarex Routiers - ТИR).

Целью создания конвенции МДП было:

Облегчения международных перевозок грузов дорожными транспортными средствами;

Упрощение и гармонизация пограничных и импортных процедур, формальностей;

Создание международной системы таможенного контроля.

Зона действия конвенции МДП распространяется на всю Европу, Северную Америку, часть Северной Африки, Чили, Уругвай, Ближний и Средний Восток.

Положения Конвенции МДП касаются перевозок автомобильным и смешанным транспортом. В ней содержатся требования к средствам и технологии перевозки.

Элементы системы МДП

Система МДП основывается на следующих основных четырех принципах:

1. Грузы должны перевозиться в безопасных транспортных засoбax или контейнерах.

2. Оплата таможенных пошлин и налогов, если существует риск их неоплаты, должна быть обеспечена международной гарантией.

3. Грузы должны сопровождаться признанным всеми страна мы - участниками Конвенции книгой, которая используемой в стране отправления и выполняет роль контрольного документа в государствах отправления, транзита и назначения.

4. Меры таможенного контроля в стране отправки груза должны быть такими, чтобы были признаны достаточными в странах транзита и назначения.

Принцип действия системы МДП

Все необходимые таможенные процедуры (формальности), касающиеся вывоза грузов, выполняет таможня страны отправителя. Здесь осматриваются и оформляются грузы на основании информации, которая заявлена перевозчиком в книжке МДП, накладываются таможенные пломбы, о чем делается отметка в книге. После этого обосабливаются друг отрывной лист и заполняется соответствующий корешок в книге, которая возвращается перевозчику, может начинать транспортную операцию.

Когда перевозчик оказывается на таможенной границе, пограничная таможня страны отправления проверяет целостность таможенных пломб, отрывает второй лист книжки МДП и заполняет соответствующий корешок. После этого может быть дано разрешение на вывоз груза за границу. Оба корешки в книжке МДП подтверждают, что перевозки по территории страны отправления полностью завершена.

Пограничная таможня отсылает свой отрывной лист книжки МДП в таможню, оформляла отправления груза, где получен лист сравнивается с первым отрывным листом. Если пограничная таможня не заметила нарушений и не сделала любых пометок в своем отрывном листе, то он идентичен с первым отрывным листом, то книжка МДП считается оформленной без оговорок.

Если отрывной лист пограничной таможни содержит информацию о нарушениях таможенных правил или если этот лист не получен в таможне отправления груза, пограничная таможня делает запрос в национальное гарантийное объединение и информирует его, книжка МДП оформлена с оговорками или не оформлена совсем. Если таможенные органы не получат удовлетворительного объяснения, то они определяют размеры пошлин и налогов, подлежащих уплате. Если же такие платежи не удается получить непосредственно от нарушителя или лица, ответственного за нарушение, таможенные органы получают определенную сумму от национально го гарантийного объединения.

В каждой следующей государстве транзита происходит такая же Процедурa, как и в государстве отправления. Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию транзита, проверяет целостность таможенных пломб и отрывает один лист в книжке МДП. Подобным образом действует таможня, через которую грузы вывозятся с территории страны транзита Эти два листа сверяются, и транспортная операция завершается Если замечены какие-либо нарушения, применяются упомянутые процедуры возмещения.

Таможня, через которую грузы ввозятся на территорию государства назначения, к тому же, если она одновременно является и таможней назначения груза, отрывает в книжке МДП оба листа и несет ответственность за размещение этих грузов под другой таможенный режим, например, размещает груз в таможенном складе, выпускает его в свободное обращение, либо другое. В случае, когда получатель груза находится внутри страны, пограничная таможня действует по схеме действия пограничной таможне страны отправления.

Выписана схема предусматривает возможность применять право органов любой страны на досмотр груза, если есть основания полагать, что груз перевозится с нарушениями таможенных правил, например, использованы фальшивые печати, таможенные пломбы, несоответствие состава груза дорожным документам, поддельная книжка МДП.

Таможенные органы вправе определять сроки и маршрут следования груза. В этом случае перевозчик должен подать удовлетворительное объяснение, если он нарушил маршрут или изменил срок нахождения в пути.

Если на маршруте были испорчены таможенные пломбы, осуществлена перевалка груза, полное или частичное его уничтожение, перевозчик должен получить официальное подтверждение этого факта в любом официальном учреждении, находится как можно ближе к места совершения нарушения или преступления. На основании этой информации таможенные органы расследуют обстоятельства дела с целью подтверждения приведенных фактов.

Основные положения о порядке применения Конвенции МДП

1. Общие положения.

Конвенция МДП касается перевозки грузов без их промежуточной нагрузки на маршруте в дорожных транспортных средствах (контейнерах) от таможни одной из сторон, договаривается, до таможни назначения другой стороны при условии, что хотя бы какая-то часть операции МДП между ее началом и завершением выполняется автомобильным транспортом.

Согласно Конвенции МДП товары, перемещаемые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных транспортных средствах, освобождаются, как правило, от уплаты (или депозита) ввоз них или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях.

Платежи за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не осуществляется. Также эти грузы, перемещаемые в соответствии с требованиями правил МДП, освобождаются от таможенного досмотра в пунктах промежуточных таможен. Таможенный досмотр в промежуточных таможнях может осуществляться только в исключительных случаях, если есть веские основания считать, что в транспортных средствах под таможенными пломбами находятся товары, не указанные в манифесте книжки МДП.

Положения Конвенции МДП разрешают применение страна-ми-членами ограничений, продиктованные необходимостью соблюдения общественной морали, безопасности, охраны здоровья и гигиены населения, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

2. Условия применения процедуры МДП.

Процедура МДП применяется, если товары сопровождаются книжкой МДП оформленной в соответствии с Конвенцией МДП и обеспечиваются гарантией объединения, которая гарантирует эти перевозки при условии, что эти товары перевозятся на транспортных средствах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами, кроме случаев перевозки тяжеловесных или крупногабаритных грузов, при транспортировке которых на обложке и всех листах книжки МДП должна быть сделана надпись «тяжеловесные или крупногабаритные товары» на английском или французском языках. На транспортных средствах обязательно должны быть прикреплены голубого цвета прямоугольные таблички с надписью «TIR». При этом одна табличка размещается спереди, а другая такая же табличка - сзади порожнего транспортного средства или состава транспортных средств таким образом, чтобы они были хорошо заметны (Эти таблички должны быть съемными).

Условия применения процедуры МДП предусматривают, что таможни отправления должны находиться только в одной стране, а таможни назначения могут находиться не более чем в двух странах. Общее количество таможен отправления и назначения не должна превышать четырех. Если часть маршрута транспортировки груза с применением книжки МДП проходит по территории страны, которая не подписывала Конвенцию МДП, или если процедура МДП прекращается через более льготные транзитные системы, то операция МДП приостанавливается на этой части маршрута. В данном случае перевозки с соблюдением процедуры МДП может возобновиться при условии, что таможенные печати и пломбы не повреждены, как и другие средства таможенной идентификации.

С Книжка МДП.

Книжка МДП состоит из четырех страниц, обложки,

неотрывного листа и его корешка (обе части одинакового размера желтого цвета), отрывных листа № 1 и корешка № 1 белого цвета (они предназначены для использования в таможнях отправления и ввоза), отрывных листа № 2 и корешка № 2 зеленого цвета (они предназначены для использования в таможнях вывоза и назначения) и протокола о дорожно-транспортные происшествия (желтого цвета).

О назначении обложек книжки МДП, то на странице 1 все пять граф заполняются гарантийным объединением, выдавшее книжку МДП (в графе 1 указывается дата, с которой эта книга может быть предъявлено таможни отправления). На странице 2 напечатаны на французском языке правила пользования книжкой МДП. На стр. 3 напечатаны те же правила, только на английском языке. И на странице четыре в правом верхнем углу находится отрывной купон с номером книжки МДП, который возвращается владельцу в случае изъятия книги с отметками таможенного органа, что сделал это:

Книги, которые используются в последнее время, состоят из 14 или 20 листов (листов) (Т.е., 7 или 14 комплектов предназначены соответственно для перевозки грузов по территории 7 или 10 стран).

Гарантийные объединения

Все перевозки имеют международную гарантию. Заинтересованные национальные гарантийные объединения создают четкую систему гарантий, которая управляется и финансируется Международным союзом по автомобильному транспорту (МСАТ), который размещается в Женеве (Швейцария). Когда возникает необходимость использовать гарантии, таможенные органы предъявляют иск гарантийному объединению страны, на территории которого произошло нарушения, чтобы урегулировать вопрос в рамках этой страны. Уже в будущем национальное гарантийное объединение может через посредство МСАТ вернуть свои потери из-за международного страхового фонда.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

Дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб. О совершении дорожно-транспортного происшествия необходимо сообщать письменное в пределах суток ввоза или отправления любыми к ступням оперативным каналам связи. Любые действия после ДТП должны проводиться только под контролем таможни, в случае повреждения отделений транспортного средства или средств идентификации в результате ДТП составляется протокол о нарушении таможенных правил, делается соответствующая запись в отрывных листах и их корешках книжки МДП.

Если перевозчик обратится к таможне, в зоне действия которой произошло ДТП, таможня обязана:

Получить от этого перевозчика письменное объяснение об обстоятельствах ДТП;

Принять решение о возможности дальнейшей перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП;

Заполнить протокол о ДТП или удостоверить протокол, составленный органами доржно-транспортных служб (инспекций).

После ДТП грузы могут быть перегружены на другое дорожно-транспортное средство и отправлены по назначению с соблюдением процедуры МДП.

В случае, когда процедура МДП невозможна, грузы могут быть отправлены в таможню назначения по процедуре доставки товаров под таможенным контролем.

Ответственность перевозчика и гарантийного объединения

Бывают случаи выдачи без разрешения таможенного органа, утраты или недоставки в таможню назначения грузов. В этой ситуации таможенный орган, в зоне действия которого совершено это правонарушение, оформляет в установленном порядке дело о нарушении таможенных правил и после его рассмотрения выносит постановление о наложении соответствующего взыскания.

Дело о нарушении вышеуказанных таможенных правил открывают, как правило, такие таможни:

Таможня назначения - при ввозе товара в страну при значения;

Таможня вывоза - при транзите товаров по территории других стран;

Таможня отправления - при вывозе товаров из стран отправления.

В любом случае, когда необходимо взыскать таможенные платежи и

налоги, состоит бесспорное взыскание с перевозчика таможенных платежей и пени. Если в течение одного месяца после требования платежей невозможно взыскать с перевозчика соответствующие средства, об этом заключается акт. Этот акт вместе с копиями протокола и постановление с отрывным листом книжки МДП направляется в

соответствующее управление организации таможенного контроля. В протоколе о нарушении таможенных правил и в постановлении о наложении взыскания указываются, что перевозки осуществлялось в процедуре МДП, и номер книжки МДП.

Какой перевозчик частично оплатил взыскание, в акте указывается уплаченная сумма и прилагается копия платежного документа.

«МДП», или как принято называть во всем мире – «TIR» - это книжка Международных дорожных перевозок. Она представляет из себя небольшую книжку-блокнот с отрывными страницами. Официальное название – «Книжка МДП» или «Carnet TIR».

В 1975 году вступила в силу «Конвенция международных дорожных перевозок», разрабатываемая международными грузоперевозчиками, транспортными компаниями и министерствами транспорта многих европейских стран после окончания Великой отечественной войны. Ее цель – максимальное упрощение грузоперевозок между странами-участниками «Конвенции».

За систему «TIR» отвечает «IRU». «IRU» - это международный союз автотранспорта, который имеет свое представительство и в России – организацию «АСМАП». Однако действие книжки «TIR» в России два года назад сильно ограничили.

Что из себя представляет «Книжка МДП»?

Так выглядит обложка «книжки». Сама книжка состоит из:
  • Желтой передней обложки
  • Протокола
  • Белые и зеленые отрывные листы
  • Желтый грузовой манифест
  • Задней отрывной обложки
Каждой «Книжке МДП» присваивается свой номер и ограниченный срок действия. Чтобы получить «книжку» необходимо получить разрешение на осуществление международных перевозок в Федеральной таможенной службе. После этого нужно внести оплату и присоединиться к организации «АСМАП». Вам не выдадут «Книжку МДП», если у вас нет таможенных свидетельств на полуприцепы и сертификации на транспортные средства для осуществления международных грузовых перевозок.

Манифест «TIR Carnet»

В «TIR Carnet» находится вся необходимая информация для международной грузоперевозке, а именно:
  • Страна загрузки и выгрузки
  • Место затаможки и растаможки товара
  • Поочередность прохождения таможенных органов
  • Описание товара, коды товаров по номенклатуре ВЭД, вес товара и занимаемые грузовые места в кузове большегруза
  • Нумерованный список всех документов на товар и транспорт
  • Нумерованный список пломб и других таможенных отметок

Нужно отметить, что заполнить «книжку TIR» можно, в том числе, и самостоятельно. Однако есть большая вероятность допустить нелепые ошибки при заполнении и на таможне могут появиться проблемы из-за этого, поэтому лучше это доверить третьим лицам, которые занимаются заполнением «книжек» профессионально.

В зависимости от сложности маршрута перевозки вы должны очень грамотно продумать маршрут перевозки и четко знать, сколько раз вам необходимо открывать и закрывать «TIR» на таможнях. Поэтому существуют различные «книжки МДП» от 4 до 20 листов, стоимость которых также отличается.

Принцип работы «книжки TIR». Как правильно заполнить «книжку МДП»?

Уполномоченные сотрудники таможни при ее прохождении отрывают по очереди страницы «книжки МДП», оставляя перевозчику только корешки. Все листы парные – один белый (для открытия), второй зеленый (для закрытия). Не стоит путать открытие/закрытие МДП с фактическим фактом начала/окончания грузоперевозки.

Процедуру открытия и закрытия МДП нужно проходить на каждой таможне, однако максимальное количество таможен назначения – только три.

С руководством по заполнению «книжки МДП» вы можете ознакомиться .

Действие «МДП» и других транзитных процедур на территории Республики Беларусь

В Беларуси действие «книжки МДП» осуществляется в рамках «Конвенции 1975 года» и не имеет таких ограничений, как в России. Транзит товаров через территорию республики проводится с разрешения таможенных органов РБ и под их контролем, в соответствии с мировой практикой.

Беларусь является участником различных международных конвенций и предлагает транспортно-экспедиционным компаниям, а также грузоперевозчикам, при осуществлении транзита воспользоваться одной из процедур:

  • ЦИМ/СМГС
В случае осуществления транзита с помощью одной из вышеперечисленных международных процедур, перевозчик освобождается от обязанности заполнения транзитной декларации Республики Беларусь. Для перевозки достаточно будет предоставить один из следующих документов:
  • Книжка TIR
  • Carnet ATA
  • SMGS (для железнодорожных перевозок)
  • Накладная CIM/SMGS
Все эти документы должны быть оформлены в соответствии с международными конвенциями, так, как, например, «книжка МДП» в соответствии с «Конвенцией МДП» от 1975 года.

В Республике Беларусь таможенный досмотр проводится в течение суток с момента вынесения решения о его проведении. В соответствие с «Конвенцией МДП» все документы на транспорт и провозимый товар должны прикрепляться к «книжке МДП» с целью ускорения таможенного оформления и контроля за провозимым товаром по территории Республики.

Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы при пересечении грузами территории одного или более государств применяют в каждом из них национальные системы контроля и процедуры. Они различаются в зависимости от государства, однако зачастую предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований (гарантия, таможенные закладные, депозиты) в целях покрыть возможную сумму пошлин и сборов в период транзита грузов по каждой из территорий. Подобные меры, применяемые в каждой последующей стране транзита, ведут к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. В этой связи и была разработана система МДП, имеющая целью сократить трудности, с которыми сталкивается перевозчик, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры, обеспечив при этом должным образом каждому государству, по территории которого осуществляется перевозка грузов, получение доходов.

Актуальность этой проблемы выражается на практике. Особенностью рассматриваемого вопроса является наличие международно-правовых норм, регулирующих и связанных с регулированием отношений в области международных перевозок. Эти нормы, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, является в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России и имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Правильное разрешение вопросов, связанных с изучением законодательства перевозчиков, возможно только при условии систематического толкования соответствующих норм внутригосударственного законодательства с учетом международно-правовых норм.

Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности перевозчиков за НТП, я и решила затронуть ее в настоящей работе. Она состоит из двух глав. Первая глава посвящена изучению конвенции МДП. Здесь подробно рассмотрена система гарантий, которые дает данная конвенция и рассмотрено использование книжки МДП – документа, подтверждающего эти гарантии.

Вторая глава посвящена рассмотрению возможностей и особенностей выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Более подробно здесь рассмотрена процедура МДП, предшествующая подаче таможенной декларации.

декларация таможенный товар конвенция


В результате расширения внешнеторговой деятельности субъектов частного права и повышения роли таможенной службы при перемещении товаров через таможенные границы государств в юридической доктрине стало больше внимания уделяться вопросам регламентации таможенного дела как во внутригосударственном российском законодательстве, так и в международном праве.

Однако изучение вышеназванных вопросов, как правило, ведется внутри них самих. Сферы таможенного и транспортного законодательства изучаются параллельно друг другу, вопросы их взаимовлияния в большинстве случаев остаются без внимания. Однако связь и взаимовлияние указанных сфер права имеют место и прослеживаются, в частности, в регламентации рассмотренного вопроса. Именно поэтому в настоящей работе я попыталась рассмотреть международно-правовые вопросы и вопросы внутригосударственной регламентации ввоза и вывоза товаров.

В области международного права взаимоотношения таможни и автомобильного перевозчика регулируются рядом международных таможенных конвенций. Наиболее известной является рассмотренная в данной работе Конвенция МДП (1975). Определяя нарушение своих положений в общем, Конвенция МДП содержит отсылку к национальному праву стран-участниц для квалификации таких нарушений.

Международное законодательство, регулирующее вопросы международных перевозок и взаимоотношения перевозчиков и таможенных органов, состоит из непротиворечащих друг другу, действующих согласованно международных договоров, нормы которых являются в силу Конституции РФ составной частью правовой системы РФ и имеют приоритет над российским национальным законодательством. Для правомерного решения вопроса следует использовать способ систематического толкования правовых норм, причем прежде следует верно истолковать международно-правовые нормы, а уже потом, учитывая их смысл, уяснять значение норм ТК ТС.

Таможенное оформление является сложным правовым механизмом, складывающимся в процессе внешнеэкономической деятельности между декларантом и таможенным органом и подразделяется на этапы.

Количество и последовательность стадий таможенного оформления зависит от направления перемещения товаров и их статуса. Основной этап таможенного оформления – таможенное декларирование товаров. Поэтому в данной работе процедура МДП рассмотрена как предшествующая декларированию товаров.


1. Международная Конвенция о перевозках грузов по железным дорогам (МГК) / Энциклопедический сборник изложений и распоряжений по железнодорожной перевозке грузов… Варшава, 1914. С. 944.

2. Таможенная Конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП, 1975 г. / Справочник по Конвенции ТИР, включая Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов с использованием карнетов ТИР (книжек МДП). – Нью-Йорк, 1994.

3. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев. – М.: Проспект, 2009. – 360 с.

4. Таможня – Юг России (Электронный ресурс) http://www.tamognia.ru/

5. Таможенныйкодекстаможенногосоюза. Новосибирск: Сиб.унив. изд. , 2010. - 191 с/

6. Б.Н. Габричидзе, Таможенное право. Учебное пособие, М, 2010


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках