24.02.2024

В число стран атэс входит. Краткая характеристика и особенности атэс. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура


АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ ФОРУМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

История АТЭС

Основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989. Первоначально в нее вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1993), КНР (1993), Мексика (1994), Папуа-Новая Гвинея (1994), Тайвань (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960-1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов - АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Еще в 1965 японский экономист К. Кодзима предлагал создать Тихоокеанскую зону свободной торговли с участием промышленно развитых стран региона. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

Цели деятельности Форума были официально определены в 1991 в Сеульской декларации. Это:

  • - поддержание экономического роста стран региона;
  • - укрепление взаимной торговли;
  • - ликвидация ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО (см. ВТО).

В середине 2000-х в странах-участниках АТЭС проживало более 1/3 населения мира, в них производилось около 60% мирового ВВП и велось около 50% мировой торговли. Эта организация стала одним из трех (наряду с ЕС и НАФТА) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве интеграционных блоков. Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. Экономическая зона АТЭС является самой динамично развивающейся в масштабах планеты, ей предсказывают роль главного лидера мировой экономики 21 в. азиатский тихоокеанский международный сотрудничество

Особенности АТЭС как регионального интеграционного блока. АТЭС включает страны, очень сильно отличающиеся по уровню экономического развития. Например, среднедушевые показатели США и Папуа - Новой Гвинеи различаются на три порядка.

Для взаимодействия очень разнородных стран-участниц АТЭС выработаны механизмы , гораздо менее формализованные, чем правила ЕС и НАФТА.

  • 1) Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик». Термин «экономика» подчеркивает, что эта организация обсуждает экономические, а не политические вопросы. Дело в том, что КНР не признавал самостоятельной государственности Гонконга и Тайваня, поэтому они официально считались не странами, а территориями (Тайвань и в середине 2000-х по-прежнему имеет такой статус).
  • 2) Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-члены АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
  • 3) Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС не является организацией с полномочиями правопринуждения при разрешении конфликтов (как, например, ВТО). Напротив, АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса. Главным движущим стимулом выступают позитивные примеры «соседей», стремление им следовать. Страны АТЭС официально демонстрируют приверженность принципу открытого регионализма, что обычно трактуют как свободу выбора членами АТЭС конкретных механизмов либерализации торговли.
  • 4) Приоритетное внимание к информационному обмену. Основным элементом процесса взаимодействия стран-членов АТЭС является открытый обмен информацией. Можно сказать, что ближайшей целью этого экономического объединения является не столько единое экономическое, сколько единое информационное пространство. Идет обмен, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц. Рост информационной открытости дает возможность бизнесменам каждой из стран включаться в предпринимательскую деятельность на всей территории АТЭС.
  • 5) Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума. На конференциях АТЭС многократно поднимался вопрос о создании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, APEC как зоны свободной торговли и инвестиций. Однако огромная разнородность стран-участниц препятствует исполнению этих планов. Поэтому даже в середине 2000-х АТЭС является скорее дискуссионным форумом, имеющим некоторые черты интеграционного объединения, чем таким объединением в полном смысле слова. Курс на создание АРЕС зафиксирован в ряде официальных документов (например, в Богорской Декларации 1994 и в Манильской программе действий 1996), но вхождение в АРЕС намечено лишь к 2010 для промышленно развитых стран-участниц и к 2020 для развивающихся стран.

Год образования - 1989.

Число членов - 21.

Размещение руководящих органов - Сингапур.

Рабочий язык - английский.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная международная организация, главная цель которой - экономическая интеграция. Объединяющим началом для сотрудничества служит бассейн Тихого океана, страны которого к концу ХХ в. захватили лидерство в мировой экономике. Века доминирования приатлантических стран подошли к концу. АТЭС - крупнейшее международное объединение, не считая ООН и созданных под ее эгидой организаций. На АТЭС приходится 60% мирового ВВП и около половины объема мировой торговли, совокупное население почти доходит до 3 млрд человек, площадь - 62,5 млн км 2 .

АТЭС образовано в 1989 г. в австралийской столице Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации - обеспечение режима открытой торговли среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и укрепление регионального сотрудничества. Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров иностранных дел, но с 1993 г. стали проводиться и саммиты глав государств и правительств. Руководящие органы АТЭС: саммиты на высшем уровне, встречи министров иностранных дел и экономики, постоянный Секретариат АТЭС, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум.

В АТЭС входит 19 стран АТР и две территории - Сянган, являющийся особым районом КНР, и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами-членами, а экономиками АТЭС. С 1998 г. членом АТЭС является Россия. Наша страна, как одно из притихоокеанских государств, заинтересована в участии в интеграционных проектах АТР, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Наибольшие дивиденды они сулят российскому Дальнему Востоку. Россия - единственное государство АТЭС, граничащее со странами Европы, поэтому она может стать мостом, объединяющим европейскую и тихоокеанскую системы экономического сотрудничества. Принято решение, что саммит глав государств и правительств АТЭС в 2012 г. пройдет в России, на острове Русский близ Владивостока. В Приморье уже начата подготовка к этому значительному событию, планируется реализация нескольких амбициозных строительных проектов, включая строительство самого длинного на Дальнем Востоке РФ мостового перехода (свяжет остров Русский с материком).

Страна Площадь,
тыс. км 2
Население,
2008 г., оценка,
тыс. чел.
ВВП (по ППС),
2007 г., млрд долл.
Австралия 7 692,0 32 738 766,8
Бруней 5,8 381 9,6
Вьетнам 331,7 86 117 222,5
Сянган (особый район КНР) 1,0 7 019 293,4
Индонезия 1 904,5 237 512 845,6
Канада 9 970,6 33 213 1 274,0
Китай 9 598,0* 1 330 045 7 043,0
Малайзия 329,8 25 274 357,9
Мексика 1 958,2 109 955 1 353,0
Новая Зеландия 270,5 4 173 112,6
Папуа – Новая Гвинея 462,8 5 932 16,6
Перу 1 285,2 29 181 217,5
Южная Корея 99,4 49 233 1 206,0
Россия 17 075,4 140 702 2 076,0
Сингапур 0,6 4 608 222,7
США 9 518,9 303 825 13 860,0
Таиланд 513,1 65 493 519,9
о. Тайвань 32,3 22 921 690,1
Филиппины 300,1 92 681 298,9
Чили 756,6 16 454 234,4
Япония 372,8 127 288 4 417,0
АТЭС 62 446,0 2 724 746 36 037,5

* Включая Тайвань, Сянган и Аомынь (Аомынь как отдельная экономика в АТЭС не входит).

Перспективы : В 1994 г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Заинтересованность в присоединении к АТЭС высказывают Индия, Монголия, Пакистан, Лаос, Колумбия, Эквадор. Статуса полноправного члена добивается владение США Гуам (рассчитывает на вхождение на тех же условиях, что и Сянган).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60% мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. АТЭС было образовано в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией, в связи с чем действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Цели организации – укрепление сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли.

АТЭС объединяет 19 стран (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории (Гонконг, являющийся частью КНР, и Тайвань), поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. Россия вступила в АТЭС в 1998 г.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности.

Россия рассматривает АТЭС в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум – самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой. Важнейшей вехой российского участия в АТЭС стало определение Владивостока как столицы саммита в 2012 г.

10 – 11 ноября 2014 г. в Пекине (Китай) прошла 22-ая ежегодная встреча лидеров экономик АТЭС. По завершении саммита страны-участницы приняли 24-страничную декларацию, в которой содержится множество подробностей о том, как будет развиваться взаимодействие в дальнейшем, например, был разработан план по усилению взаимосвязанности в 2015–2025 гг. Страны АТЭС также в очередной раз подтвердили верность принципу отказа от протекционизма.


После переговоров между Россией и Китаем было подписано 17 документов, касающихся нефтегазового сектора, гидроэнергетики, совместных инфраструктурных проектов и поставок оборудования. Наряду с уже подписанным договором в мае 2014 г. о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в 2 раза за счет мощностей западного маршрута «Алтай». После реализации всех подписанных соглашений по поставкам природного газа Китай станет импортером российского газа №1 в мире.

В сфере финансов новых соглашений достиг и российский Внешэкономбанк (ВЭБ). Банк совместно с китайскими партнерами создаст фонд по привлечению частных китайских инвестиций. Помимо создания фонда ВЭБ планирует привлечь несколько млрд. долларов иностранных инвестиций для строительства в России жилья эконом-класса.

В ходе саммита АТЭС президент США продвигал идею создания Транстихоокеанского партнерства, условия которого полностью не разглашаются, зато просматривается намерение – ограничить дальнейший экономический рост Китая и собрать вокруг себя – и против Китая – все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Транстихоокеанское партнерство, по замыслу организаторов, должно стать международной торгово-экономической организацией с возможным введением зоны свободной торговли в регионе. С такой идеей выступили в 2003 г. Новая Зеландия, Сингапур и Чили. США заинтересовались проектом в 2008 г. Однако ни США, ни другие страны до сих пор не подписали соглашение об учреждении транстихоокеанского партнерства, а ведут переговоры.

Российский лидер в интервью китайским СМИ выступил против планов США. «Очевидно, что Транстихоокеанское партнёрство – очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие. Оценить, что реально достигнуто в рамках Транстихоокеанского партнерства, пока непросто. Продвижение этой инициативы осуществляется в закрытом режиме даже для бизнеса и общественности самих договаривающихся государств, не говоря уже о других странах», – заявил В. Путин.

В целом саммит можно назвать удачным – сотрудничество стран АТЭС продолжается и продолжается успешно. Об этом свидетельствуют хотя бы те данные, которые привел в своем выступлении Владимир Путин: «В последние годы расширение торговых связей Азиатско-тихоокеанского региона сопровождалось заметным ростом экономики наших стран. Сегодня на долю АТЭС приходится 37% мировой торговли, значительно улучшились и условия жизни населения. Это тоже факт, который является объективным. Во многом это результат развивающейся в АТР экономической интеграции. В прошлом году в АТЭС пройден качественный рубеж: впервые объемы торговли внутри нашего объединения превысили размеры экспортно-импортных операций с внерегиональными странами. Для сохранения такой позитивной динамики необходимо и дальше углублять торгово-инвестиционное сотрудничество между нашими странами, активнее устранять избыточные административные барьеры, о которых мы постоянно говорим, улучшать доступ на рынки».

По данным китайской таможенной статистики, товарооборот между Россией и КНР в 2013 г. составил $89,21 млрд, увеличившись на символические 1,1%. Основными статьями российского экспорта до сих пор остаются «минеральное топливо, нефть и нефтепродукты» (67,9% общего объема), древесина (7,1%), рудное сырье (5,3%), цветные металлы (4,3%), а также химическая продукция (3,8%). В свою очередь основными статьями китайского экспорта в Россию по итогам 2013 года стали машинно-техническая продукция (38,0%), химическая продукция (8,4%), «одежда текстильная» (6,8%), «одежда трикотажная» (6,5%), а также обувь (6,1%).

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - — Тематики электросвязь, основные понятия EN Asia Pacific economic cooperationAPEC … Справочник технического переводчика

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - … Википедия

    АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - (Asian Pacific Economic Cooperation) Межправительственная организация 21 государства региона, среди которых США, Канада, Япония, Мексика, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Южная Корея, страны АСЕАН и др., создан в 1989 г. по инициативе… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - ASIA PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC) Региональный экономический блок, образованный в 1990 г. с целью создания зоны свободной торговли. В группировку вошли: Австралия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия,… … Словарь-справочник по экономике

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная группировка, созданная в 1989 г. В объедиение входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития. В 1995 г. принята Программа, предусмативающая создания зоны свободной торговли и… … Геоэкономический словарь-справочник

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - В связи с предстоящим саммитом глав государств и правительств АТЭС, 18 19 ноября. Межправительственный форум "Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) создан в ноябре 1989 года на первой конференции министров… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Азиатско-Тихоокеанский регион - Страны Азиатско Тихоокеанского региона Азиатско Тихоокеанский регион политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в сам … Википедия

    АТЭС - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) международная (региональная) экономическая организация. АТЭС крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли… … Википедия

Книги

  • , . Книга продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием `Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья`. Во второй книге серииделается попытка ответить на… Купить за 2750 грн (только Украина)
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Вчера, сегодня, завтра , . Книга продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием "Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья" . Во второй книге серии делается попытка ответить на…

Текущая макроэкономическая обстановка располагает к развитию экспортных отраслей российской экономики. Мы уже обсуждали с одним из наших экспертов — академиком Андреем Спартаком перспективы рынков Азиатско-Тихоокеанского региона для нашей страны. Россия уже почти 20 лет является членом АТЭС — международной организации, которая объединяет ведущие страны АТР. Используется ли этот инструмент для продвижения российского экспорта и каковы перспективы этого сотрудничества — в интервью с Татьяной Флегонтовой, директором Российского центра исследований АТЭС.

Что представляет из себя Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и какова его роль в мировой экономической системе?

Форум АТЭС был создан в 1989 году по инициативе австралийского премьер-министра Хоука. Россия вступила в АТЭС в 1998 году и в 2012 году было её первое и пока единственное председательство. Сегодня АТЭС играет достаточно серьёзную роль в мировой экономической системе. По итогам прошлого года 64% мирового ВВП приходилось на совместный ВВП экономик АТЭС, а доля экономик АТЭС в мировом товарообороте составила 48%.

ВВП и доля стран АТР в глобальной экономике в 2000-2017 гг. Источник:

В чем состоят ключевые особенности АТЭС по сравнению с другими международными организациями?

Во-первых, это организация клубного типа. Решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера, но тем не менее, важно отметить, они принимаются методом консенсуса. Высокая вероятность выполнения договоренностей экономик связана с ежегодно формируемой отчетностью о достижениях экономик АТЭС и имиджевой составляющей. Результаты работы стран на техническом уровне обсуждаются в рамках саммитов в конце года.


Источник: РИА Новости

Во-вторых, АТЭС — это одна из немногих площадок, где происходит открытый диалог между развитыми и развивающимися странами. Можно выделить несколько ключевых групп экономик или блоков, которые участвуют в деятельности АТЭС. Это англосаксонский блок (Австралия, США, Новая Зеландия, Канада) плюс Япония, ведущие азиатские игроки – Япония, Китай, Россия и Корея. Можно также выделить группу азиатских тигров – помимо Кореи сюда входят Гонконг, Тайвань и Сингапур, государства-члены АСЕАН и южноамериканские экономики – Мексика, Перу и Чили. Особняком стоит Папуа — Новая Гвинея, но её деятельность в АТЭС в последние годы активизируется. В следующем году все мероприятия будут проходить под эгидой Папуа — Новая Гвинея и на территории этой страны.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Зачастую про АТЭС говорят только в ключе проведения саммитов . Проводятся ли какие-то другие мероприятия на площадке АТЭС?

АТЭС – это структура, которая функционирует в течение всего года, когда происходят три ключевых кластера встреч рабочих групп, которые заканчиваются встречами старших должностных лиц. Проводится ряд других встреч различного уровня. Они более технического характера, но именно там происходит основной объём работы экономик АТЭС. Помимо этого, активную работу ведет деловой консультационный совет и проводятся ежегодные встречи представителей бизнеса экономик АТЭС.

Почему сотрудничество интересно для национальных экономик?

Площадка АТЭС может быть интересна с точки зрения продвижения интересов национальных компаний в регионе. Во-первых, в рамках АТЭС, проводится большое количество семинаров и диалогов, исследований и опросов как представителей властных структур экономик, так и представителей бизнеса. Формируются базы данных, информационные ресурсы, которые позволяют с большей легкостью получить информацию о регулировании экономик АТЭС, о том, каким образом функционирует бизнес в экономиках АТЭС, как встраиваться в международную торговлю, международное экономическое сотрудничество бизнесу из экономик АТЭС.

Во-вторых, АТЭС зачастую является площадкой для апробирования тех или иных решений, и в случае успеха рекомендательные решения АТЭС в дальнейшем переносятся на другие площадки, например, на площадку ВТО, и там уже принимают обязательный характер. Можно отметить достаточно серьезный уровень взаимодействия форума АТЭС с Большой двадцаткой, ОЭСР, рядом других форумов и организаций.

В-третьих, одни из наиболее обсуждаемых региональных интеграционных инициатив были сформированы именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе или с участием экономик АТЭС. Это и Транстихоокеанское партнерство, и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, и Тихоокеанский альянс. Несмотря на то, что в последние полгода наблюдается некоторое замедление этих процессов, тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион остается ключевым в плане развития региональной торгово-экономической интеграции. Поэтому, формируя и развивая наши инициативы, в том числе, ЕАЭС, проект Большой Евразии, проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой Шелкового пути, нужно учитывать происходящие интеграционные процессы в АТР и включаться в них.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Что может получить бизнес от участия в АТЭС?

Первое – это, наверное, наиболее простой вариант – это поиск партнёров и обмен опытом. АТЭС активно работает по направлению развития малых и средних предприятий, в т.ч., проводится масса форумов и различного рода выставок и ярмарок. Здесь можно и себя показать, и на людей посмотреть. Например, проводить кампании по обмену лучшими практиками с представителями бизнеса аналогичных индустрий.

Второе – это снижение издержек при выходе на внешние рынки. Хотя рекомендации АТЭС не носят обязательный характер, тем не менее, долгосрочные работы приводят к гармонизации ряда стандартов, к сокращению тарифных и нетарифных ограничений. И если у бизнеса есть долгосрочные цели по выходу и по закреплению собственных интересов на том или ином рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, то ему стоит участвовать в работе АТЭС.

Третье – это продвижение собственных наработок. На площадках АТЭС обсуждаются вопросы торговли отдельными товарами, вопросы технологического сотрудничества, формирования общих новых или гармонизации существующих стандартов. Последнее особенно важно для инновационных, высокотехнологичных товаров, в том числе цифровых товаров, для многих из которых ещё не сформированы общепризнанные технические стандарты.


Источник: Российский центр исследований АТЭС

Насколько активно Россия участвует в АТЭС?

Основной пик активности России в АТЭС пришелся на 2012 год, когда Россия в нем председательствовала. Приоритеты года и ключевые инициативы были сформированы именно благодаря российским предложениям.

О каких приоритетах и инициативах идет речь?

Первый приоритет – это либерализация торговли. В частности, был сформирован перечень экологических товаров, по которым к концу прошлого года экономики договорились, и уже, кстати говоря, снизили тарифные ограничения до уровня 5% и ниже. Другим приоритетом было формирование надежных цепочек поставок. В рамках этой инициативы большое внимание уделялось проблематике развития Дальнего Востока. В рамках следующего приоритета значительное внимание уделялось вопросам содействия продовольственной безопасности. И, наконец, – это инновационный рост, инновационное развитие.

Эти инициативы сегодня развиваются?

Как это ни печально, но заинтересованность России в работе в АТЭС сегодня стала гораздо меньше. Тем не менее, на сегодняшний день работа по всем начатым трекам продолжаются – инициативы, которые Россия выдвигает сегодня, зачастую берут начало именно из председательства 2012 года.

Второй блок вопросов – это развитие человеческого капитала. Здесь хотелось бы отметить работу, которая ведется в области сотрудничества по высшему образованию. Например, ежегодно во Владивостоке проходит конференция по высшему образованию. В этом году она будет посвящена вопросу признания дипломов и квалификаций в регионе АТЭС. Также ведется работа по направлению обеспечения культуры профилактики в охране труда. На площадке ВНОТ (Всероссийская неделя охраны труда) в этом году была проведена пробная конференция АТЭС по данной тематике и в следующем году планируется проведение мероприятия высокого уровня, то есть на уровне министров и замминистров. Большое значение имеет работа АТЭС по поддержке инновационных конкурентоспособных МСП и стимулированию включения их в международную торговлю. Основным из направлений работы является формирование информационной базы данных (APEC MarketPlace), которая дает полную информацию малым и средним предприятиям, необходимую для выхода на рынки экономик АТЭС. Россия активно в этом участвует, предлагает свои направления и свои разработки.

Третий блок вопросов, которые активно продвигаются Россией в АТЭС – это проведение структурных реформ и обеспечение инновационного роста. В этом году Россией было выдвинуто несколько инициатив и проектов, которые были успешно приняты и поддержаны экономиками АТЭС.

Данные опроса ВЦИОМ, подготовленные к саммиту стран АТЭС. Источник: ВЦИОМ

Какие это инициативы?

Во-первых, – инициативы по развитию инновационных кластеров и технологических рынков будущего. Они развиваются совместно с НИУ-ВШЭ, планируется подключение АСИ и РВК. Также мы активно привлекаем бизнес к этим направлениям.

Во-вторых, – комплексная инициатива развития удалённых регионов экономик АТЭС. Это связано с задачей по продвижению интересов российского Дальнего Востока, тем не менее, инициатива была поддержана и Китаем, и Индонезией, и рядом других стран, у которых есть свои интересные наработки по развитию удалённых регионов. Уже в августе этого года будет проведена соответствующая конференция уровня старших должностных лиц по данной проблематике. По результатам данной работы планируется сформировать комплексный стратегический план АТЭС по этому вопросу.

В последнее время происходят большие изменения в мировой экономике и торговле, в том числе связанные с развитием новых технологий. Они как-то отражаются на дискуссиях в АТЭС? Появляются ли какие-то новые вопросы, которые до этого не обсуждались?

Да, конечно, дискуссии меняются. Если раньше ключевым вопросом была региональная экономическая интеграция, традиционное снижение тарифных барьеров, то сейчас ключевыми вопросами являются, во-первых, инновационное развитие, и здесь Россия, как я уже говорила, продвигает ряд интересных инициатив и проектов. Во-вторых, – это развитие цифровой экономики, что тоже для России принципиально важно. В этом году планируется формирование общей дорожной карты АТЭС по развитию цифровой экономики.

Можете рассказать подробнее об идеях, которые закладываются в такую карту?

Для начала речь идет о развитии физической инфраструктуры, то есть обеспечении всеобщего доступа в интернет. Здесь мы говорим не только о наличии широкополосного интернета по всей территории экономик АТЭС, но и о его доступности.

Второй блок вопросов – это обеспечение создания регуляторной базы, которая должна быть сформирована для развития цифровой экономики. На сегодняшний день ни в одной из экономик АТЭС комплексного законодательства в этой области нет. Есть отдельные законы, которые касаются персональных данных, цифровой подписи, электронного документооборота, других вопросов.

Третий блок вопросов касается обеспечения безопасности системы Интернет и цифровой экономики в целом. Это одно из ключевых направлений, потому что «большие данные» являются стимулом роста, некой валютой современной экономики, при этом необходимо обеспечивать должную защиту этих данных на разных уровнях. Роль государства в этом случае имеет принципиальное значение.

Четвертый блок – это формирование инклюзивной цифровой экономики. Здесь снова встаёт вопрос и удалённых регионов, и малых и средних предприятий, и обеспечения доступа к цифровым технологиям лиц с ограниченными возможностями.

Также важно отметить необходимость поддержания развития соответствующих технологий.

Отдельный вопрос – это формирование инструментария статистической оценки цифровой экономики.

А что с электронной торговлей?

Электронная коммерция является отдельным направлением работы АТЭС. В этом году председательствует в АТЭС Вьетнам, и по его инициативе разрабатывается рамочное соглашение по развитию электронной коммерции в экономиках АТЭС.



© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках