11.12.2023

Урок по биологии "борьба за существование". Борьба за существование и естественный отбор Конспект борьба за существование и естественный отбор


Слайд 2

Цели урока:

  • Сформировать представление о формах борьбы за существование.
  • Сформировать представление о формах естественного отбора.
  • Слайд 3

    2.Естественный отбор

    3.Задания

    1.Борьба за существование

    4.Домашнее задание

    Слайд 4

    В среднем каждая мышь рождает в год 50 мышат. Для простоты расчета будем считать, что каждая

    мышь рождает в год 25 самок и 25 самцов. Таким образом, потомство одной самки через 5 лет составляет 829425 особей.

    Объясните, почему число мышей на планете заметно не увеличивается.

    Слайд 5

    Несоответствие между численностью появляющихся в популяции особей и средствами к их жизни

    неизбежно приводит к борьбе за существование.Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой.

    Слайд 6

    Внутривидовая борьба

    Возникает вследствие того, что особи одного вида нуждаются в сходных источниках питания, которые к тому же ограничены, в сходных условиях для размножения, в одинаковых убежищах. Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряженной.

    Сосны в одновозрастном лесном насаждении

    Слайд 8

    Борьба с неблагоприятными факторами неживой природы

    Наблюдается в любой части ареала вида в тех случаях, когда внешние условия среды ухудшаются (суточные и сезонные колебания температуры и влажности), а также всюду, где особи оказываются в условиях излишнего тепла или холода, сухости или влажности.

    Слайд 9

    Результатом борьбы за существование является естественный отбор. Естественный отбор- процесc,

    в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.

    Слайд 10

    Стабилизирующий отбор

    Действует в постоянных условиях среды. На значение этой формы указал выдающийся российский ученый И.И. Шмальгаузен. Стабилизирующий отбор направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства: размеров тела или отдельных его частей у животных, размеров и формы цветка у растений, концентрация глюкозы в крови у позвоночных и т. д. Стабилизирующий отбор сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

    Слайд 11

    Действием стабилизирующей формы естественного отбора объясняется устойчивость размеров и формы цветков у насекомоопыляемых растений. Связано это с тем, что цветки должны соответствовать строению и размерам тела насекомых-опылителей. Шмель не способен проникнуть в слишком узкий венчик цветка, хоботок бабочки не сможет коснуться слишком коротких тычинок у растений с длинным венчиком. Благодаря стабилизирующему отбору до наших дней сохранились реликтовые животные: кистеперая рыба латимерия, представитель древних рептилий гаттерия, голосеменное растение гинго.

    Слайд 12

    Движущий отбор

    Способствует сдвигу среднего значения признака или свойства и приводит к появлению новой средней нормы вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям. Движущая форма действует при изменении условий внешней среды.

    Слайд 14

    Разрывающий (дизруптивный) отбор

    Действует при условиях, благоприятствующих крайним вариантам признака, но не благоприятствующих среднему состоянию.Этот отбор эффективен, когда при усиленной конкуренции благоприятными оказываются сравнительно узкие приспособления к внешним условиям и популяция проявляет тенденцию к расчленению на более мелкиегруппы.

    Слайд 15

    Дизруптивный отбор

    Примером разрывающего отбора может служить случай образования различных популяций растения погремка большого в связи с покосами. Эта форма отбора возникает при устранении из исходной популяции растений со средними сроками цветения. В конечном итоге единая популяция распадается на две, находящиеся на одной территории, но оказывающиеся изолированными друг от друга в смысле воспроизведения.

    Слайд 16

    Говоря о естественном отборе в целом, нельзя упускать из вида его творческую роль. Накапливая

    полезные для популяции и вида наследственные изменения и отбрасывая вредные, естественный отбор постепенно создает новые, более совершенные и прекрасно приспособленные к среде обитания виды. Естественный отбор- главная движущая сила эволюции.

    Слайд 17

    Задание 1Определите формы взаимоотношений организмов:

    • В загущенных посевах кок-сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения,которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений.
    • Зерновые хлеба часто страдают от черепашки (желто-зеленый клоп). Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое.
    • После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода.
    • Обычно добычей волков являются менее быстроногие и слабые олени.
  • Слайд 18

    Задание 2

    Зимой 1898 г., после сильного дождя и снегопада, исследователь Х.К. Бампус собрал и принес в лабораторию 136 оглушенных стихией домовых воробьев. Из них 72 выжили, а 64 погибли. Бампус измерил у всех особей общую длину тела, размах крыльев, вес тела, длину клюва и головы, длину плечевой кости, бедра, ширину черепа и длину киля. Его измерения показали, что у выживших птиц все эти признаки в большей степени, чем у погибших, приближаются к средним величинам. Результат действия какой формы естественного отбора выявил ученый?

    Слайд 19

    Задание 3

    • Многие виды бабочек в районах, не подвергнутых индустриализации, имеют светлую окраску тела и крыльев. Развитие промышленности, связанное с этим загрязнение стволов деревьев и гибель лишайников, живучих на их коре, привели к резкому возрастанию частоты встречаемости черных (меланистических) бабочек. В окрестностях некоторых городов черные бабочки за короткое время стали преобладающими, тогда как сравнительно недавно они там полностью отсутствовали.
    • Составьте до конца схему образования новой темно-окрашенной бабочки.
  • Тема: Борьба за существование

    Цель : способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.Оборудование: карточки- задания; схема «Формы борьбы за существования», УДЕ Белый медведь, Бурый медведь, листы ответовЭпиграф : Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев. К. Линней Ход урока
      Орг. момент (1-2 мин) Работа в группах (сторонники Ламарка, Линнея, Ч. Дарвина)
    Определите, о каком ученном составлен синквейн (четверостишье) А)………………….. Эрудит, верующий Описывал, систематизировал, организовывал Создал лучшую искусственную систему Трудоголик. (К. Линней)


    В)……………………. Талантливый, невезучий Боролся, отстаивал, доказывал Создал первое эволюционное учение. Творец. (Жан Батист Ламарк)

    С)………………………… Трудолюбивый, обстоятельный Путешествовал, наблюдал, анализировал Выяснил причины эволюции живого Гений. (Чарльз Дарвин)


    Вопросы к группам : А) По каким признакам вы узнали про ученных – эволюционистов из синквейна? В) Рассказать про основные принципы эволюционных учений К Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина. (один ученик от каждой группы)3. Определите и отметьте в тексте(работа с текстом) А) что из перечисленных взглядов и заслуг относится к Линнею?В)Что из перечисленного относится к Ламарку?С)Что из перечисленного относится к Дарвину?1.Виды произошли путем эволюции от ранее живущих2.Виды созданы творцом3.Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет4.Виды непостоянны, медленно изменяются, эволюционируют5.Многообразие видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.6.Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, единство видов – результат их родства7.Приспособленность организмов даны им творцом8.Приспособленность организмов – результат эволюции и внутреннего стремления9. Приспособленность организмов – результат эволюции путем естественного отбора10.Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию12. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью13.Изменчивость организмов – результат влияния внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу.14.Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет15. Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно и полезно16.Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость17.В природе причиной естественного отбора является борьба за существование18.Впервые разработал искусственную систематику организмов19.Ввел принцип двойного названия20.Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке21.Признавал «закон наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или не упражнения органов22.По своему мировоззрению идеалист.23. Ученый трансформист24.Впервые создал эволюционную теорию25.Впервые создал научную теорию эволюции органического мира, на основе 3 движущихся сил

    Поурочный план 11 класс

    Тема: Борьба за существование и естественный отбор

    Задачи: - рассмотреть виды борьбы за существование и естественного отбора, значение их в природе и жизни человека

    Развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты;

    Оборудование: учебник, схема, презентация

    Тип урока: изучение нового материала

    Ход урока:

    I . Организационный момент

    Приветствие. Проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку; Настрой на восприятие темы урока; озвучивание цели и темы урока

    II . Проверка актуализации знаний учащихся

    Фронтальный опрос по теме: Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства

    III . Объяснение нового материала

    Цель: рассказать о борьбе за существование, ее формах.

    Цель учащихся: внимательно слушать учителя; записывать новые термины в тетрадь

    План:

    1.Борьба и ее причины возникновения

    2. Внутривидовая борьба

    3. Межвидовая борьба

    4. Борьба с абиотическими факторами

    Как вы изучали уже раннее Ч. Дарвин выдвинул 3 движущие силы эволюции, одной из которых является борьба за существование. Борьба за существование является следствием причин: неограниченной способности живых организмов к размножению; ограниченности природных ресурсов.

    Под борьбой подразумевается столкновении прямое, приводящее к вытеснению одних из них. Это весь комплекс сложных взаимоотношений между организмами, включающее и взаимопомощь, и пассивную конкуренцию, и весь спектр симбиотических отношений. Традиционно борьбу подразделяют на 3 вида: внутривидовая, межвидовая и борьба с абиотическими факторами.

      Внутривидовая борьба. Протекает между особями одного вида. Существуют три основных направления внутривидовой борьбы: борьба за пищу, за внимание самки, за территорию.

    Примером могут служить это брачные турниры оленей или других животных. Рис 47.

    Конкуренция растений за свет в сосновом или еловом лесу. Считается что это самая острая форма в которой погибает больше всего особей. Этот вид борьбы у многих зверей появляется еще до рождения. У многоплодных зверей например кошки собаки мыши детенышей в одном помете обычно несколько, они не одинаковы отличаясь и по весу и по размеру. Это говорит о том, что уже на эмбриональном уровне (то есть когда детеныши находятся еще в утробе матери) они конкурируют за питательные вещества поступающие из организма матери. Те детеныши которым достается больше питательных веществ и чье развитие идет быстрее, они имеют больше шансов родиться здоровыми и сильными.

    После рождения конкуренция возрастает. Например птенцы конкурируют за пищу принесенную родителями. Чем больше детенышей у одной пары тем острее протекает борьба за существование, тем больше погибших детенышей. Этот механизм препятствует перенаселению.

    Борьба за территорию: чем больше особей одного вида на территории тем выше смертность.

    Межвидовая борьба существует между особями разных видов. Классическим примером служат взаимоотношения хищник-жертва (волк заяц, кот мышь). Это самые разнообразные и многоплановые взаимодействия. Сюда относятся:

    Конкуренция близкородственных видов, которые нуждаются в сходных условиях, например, разных видов антилоп в саванне.

    У растений такой вид конкуренции ярко выражен у систематически далеких групп. Так, в лесу конкурируют лиственные и хвойные растения (сосна и береза), а на лугу однодольные и двудольные (клевер и пырей ползучий). Принято считать, что борьба за существование острее протекает между близкородственными видами, нуждающимися в сходных условиях. Ведь они конкурируют не только за пищевые ресурсы, но и за территорию.

    Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Например, самцы многих видов (петухи, жуки, собаки, кошки, моржи) устраивают турниры. Многие животные сражаются за территорию (медведи, львы). В результате бескормицы (щуки) или в силу других причин (смена вожака в прайде львов) взрослые особи уничтожают молодняк своего же вида.

    Косвенная борьба происходит без открытых столкновений. Так конкурируют виды птиц, самцы которых призывают самку пением. При заселении мест гнездования у перелетных птиц может и не возникать открытых столкновений. Самым «быстрым», раньше вернувшимся с зимовки, достанутся лучшие участки. Еще больше примеров внутривидовой косвенной борьбы у растений. Так, ветроопыляемые виды продуцируют больше легкой пыльцы и вытесняют своих сородичей, у которых пыльцы оказалось недостаточно. А при опылении насекомыми преимущество получают самые привлекательные для насекомых опылителей цветы.

    Включает в себя все сложные и разнообразные взаимоотношения организмов с окружающей его средой. Это борьба за выживание в природных катаклизмах (наводнение, ранние заморозки, продолжительный снегопад, выброс вулканических газов и т. д.); приспособление к резкой смене суточных температур в горных районах; к сезонным изменениям (сброс листвы, спячка или линька); адаптация к истощению почвы или избытку в ней какихлибо элементов, избыточному или недостаточному увлажнению и мн. др.

    Таким образом, в ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Острее всего протекает внутривидовая борьба, а две другие формы зачастую усиливают ее. Не происходит 100%ного уничтожения всех особей с неблагоприятными признаками. В результате случайностей часть из них всетаки сохраняется и оставляет немногочисленное потомство. Борьба за существование приводит к естественному отбору.

    IV . Закрепление новой темы

    Заполнить таблицу – формы борьбы за существование

    V . Домашнее задание

    Учить параграф 18 -19

    Министерство образования и науки РФ

    ФГОУ СПО «Красноярский аграрный техникум»

    План открытого урока по биологии.

    Тема : «Борьба за существование и естественный отбор»

    Цель урока : создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции – борьбе за существование через использование информационно – коммуникативной технологии.

    Задачи урока :

    Сформировать понятие теории эволюции – борьба за существование;

    Охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;

    Научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;

    Развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;

    Создавать условия для развития познавательного интереса к предмету;

    Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

    Материально-техническое и методическое оснащение:

    Компьютер,

    Учебники, тетради, карандаши,

    Таблицы,

    Рабочие (оценочные) листы,

    Сигнальные карточки

    Тип урока : комбинированный

    Методы обучения: проблемный, частично – поисковый

    Форма работы : самостоятельная, индивидуальная, групповая работа

    Эпиграф урока:

    «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

    Ход урока:

    1.Ориентировочно-мотивационный этап

    1. Оргмомент: приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку. – 1 мин.(сл.1)

    2. Инициация урока, объявление темы, цели, задачи, установка на работу в группах и записи в тетрадях, выбор экспертов. (сл.2 )

    3.Фронтальная беседа по вопросам:

    Проверка терминологии кластерни (эволюция, вид, популяция, наследственность, изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор) методом «лови ошибку».(термины на доске)

    Кому принадлежит утверждение: «Природа неизменна, виды в природе существуют»? (К.Линней) (сл.3)

    Кем создан труд «Происхождение видов путем естественного отбора»? (Ч.Дарвин)

    Кому принадлежат слова «Теория Дарвина – одно из величайших открытий Х1Х века после закона сохранения энергии, клеточной теории?» (Карл Маркс)

    Кому принадлежит утверждение: «Природа изменяется, но видов в природе нет». Хотя в конце жизни признал их существование (Ж.Б.Ламарк)

    Назовите основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

    Объясните с точки зрения К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина образование длинной шеи у жирафа.

    2.Операционно-исполнительский этап (групповая и индивидуальная работа)

    «Всем живым существам присуща способность практически безграничного размножения»

    Например: (сл.4)

    Самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки;

    Серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые начинают размножаться через 3 месяца;

    Осетр – 2 млн. икринок;

    Лягушка – 10тыс. икринок;

    Мак – 30-40 тыс.семян

    Кукушкины слезы – 186 тыс.семян;

    Дафнии за лето дают 10 30 особей, что превосходит массу Земли;

    Одна бактерия за 3 суток дает потомств, масса которого 10000 тонн;

    70 мух весят 1 г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн;

    Слоны (с 39 – 90 лет рождают 6 слонят), за 750 лет потомство одной пары составит 19 млн.особей.

    Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.

    Вопросы: (сл.5)


    1. В чем причина такого явления?

    2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?
    Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера (сл.6).

    Учащиеся записывают правильный ответ: причины, ограничивающие рост численности живых организмов: 1.природно-климатические условия; 2. Борьба с особями других видов; 3. Борьба с особями своего вида. (Рефлексия личной деятельности, каждый член группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в оценочный лист количество баллов 0-3)

    Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера (см.таблицу презентации).

    Рефлексия деятельности групп.

    (Эксперты раздают жетоны).

    Работа с таблицей:

    Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида.

    В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства. Например белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся мальков.

    Вопрос:

    3.Что не хватает всем живым организмам для существования? (сл.7 )

    Посмотрим несколько примеров из живой природы (приложен картинки)

    (После обсуждения запись на доске) (повтор 7)

    Жизненного пространства;

    Мест размножения

    Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч.Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции.

    Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование.

    Ч.Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения: внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.

    Вопрос: (сл.8)

    3.Какие три формы борьбы различал Дарвин?

    Используя учебник Ю.И. Полянского стр.46-48 продолжим заполнение таблицы.

    Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы.

    Запись в тетрадь:

    Борьба за существование – сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри вида, между видами и с неблагоприятными условиями неживой природы. Ч. Дарвин указывает, что несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование. Борьба за существование бывает трех видов:

    Внутривидовая – приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида. (сл.9)

    борьба за территорию;

    состязание за добычу;

    внутривидовой каннибализм;

    борьба за главенство в стае;

    борьба за обладание самкой.

    взаимопомощь

    забота о потомстве

    Межвидовая – приводит к победе более жизнеспособных особей или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида. (сл.10)

    вытеснение одного подвида другим

    конкуренция за свет

    хищничество

    каннибализм

    Вопросы: (сл.11)

    5.Какая форма борьбы является самой интенсивной? Почему?

    6.Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?

    Вывод:

    Внутривидовая борьба является самым жестоким видом борьбы, так как особи конкурируют между собой за одинаковые условия существования, одинаковые источники питания, одинаковые возможности размножения. Результатом этой борьбы является преимущественное право на размножение более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.

    В результате борьбы за существование эволюция идет по пути приспособления организмов к меняющимся условиям, выживают более сильные, с новыми приспособлениями, появляющиеся на основе наследственности, изменчивости.

    3.Этап первичного закрепления материала

    (Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки: (сл.12) зеленые – внутривидовая борьба; красные – межвидовая; желтые – борьба с неблагоприятными условиями – за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)

    Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

    1. Глухозимье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (межвидовая, с неблагоприятными условиями). (сл.13 )

    2. И меж растений царствует война. Деревья, травы вверх растут задорно. За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд, за почву и за влажность спор ведут. (межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями) (сл.14)

    3. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила, от тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостью сила (межвидовая). (сл.15 )

    4. Желаю жизни много лет, не знай ты вовсе обо мне!

    5.Отбором давно забракован. Ногам не сносить головы! Живите, сильнейшие братья, а мне не уйти от судьбы. (межвидовая, хищник-жертва) (сл.17 )

    6.В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений (внутривидовая)(18 )

    7. Серая крыса более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (межвидовая) (19 )

    8. Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его (межвидовая) (20)

    9. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их больном количестве (21 ) (внутривидовая)

    10. В Австралии большая медоносная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, у которой нет жала (межвидовая) (22)

    11. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов (внутривидовая, взаимопомощь) (23 )

    12.У двух скальных поползней, живущих в одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различны (межвидовая) (24)

    14. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы или крошек воробьев (межвидовая) (26)

    15.Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток (внутривидовая, за пищу). (27 )

    16. Ограничение участка обитания системой меток: (28 )

    Кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);

    У приматов пахучие подмышечные железы;

    Собаки метят территорию мочой;

    Пение птиц – сигнал занятости территории (внутривидовая).

    17. Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус – другой обитатель на злаковых, откладывает свое яйцо в яйцо клопа-черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое. (межвидовая) (29

    18.В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода (борьба с неблагоприятными условиями). (30)

    Студенты, работая в группе заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения,

    Заполняют в рабочих листах колонки «рефлексия»

    4.Рефлексивно-оценочный этап:

    1. Тестирование (приложение № 1)

    2.Подсчитывание личного количество баллов и добавление баллов за тестирование.(на экране таблица с правильными ответами) (31 приложение 2)

    5.Подведение итогов: (32)

    Выполнили ли мы все поставленные задачи?

    Какой материал поняли полностью или частично?

    Насколько активно работали?

    Как легче работать в группе или индивидуально?

    Мнение экспертов, выставление оценок.

    Установка на следующее занятие: будем изучать основные виды и формы приспособленности организмов, возникающие в результате борьбы за существование и естественного отбора. (33 приложен картинки 2)

    6.Постановка домашнего задания (дифференцированно)

    Текст учебника «Общая биология» Ю.И.Полянский, стр.25-29 (34)

    Подготовить сообщения (презентации), или рисунки о различных формах борьбы за существование в живой природе.

    Приложение 1

    1.Движущие силы эволюции органического мира …, изменчивость, … за существование, … отбор.

    2.Вид …отбора, при котором выживают только те особи, признаки которых строго соответствуют данным… среды, а организмы с новыми признаками, возникшими в результате…, погибают или не дают потомства, называется … отбором.

    3.Внутривидовая борьба возникает между особями … вида, это конкуренция за источники …, света, территорию и возможность оставить полноценное и … потомство.

    4.Вид – это… всех особей, обладающих одинаковыми … и … признаками, способных свободно … и давать плодовитое … имеющих одинаковый геном, происхождение, занимающих определенный … и приспособленных к условиям среды.

    Приложение 2

    Вставить в текст пропущенные слова:

    1.Движущие силы эволюции органического мира наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

    2.Вид результат отбора, при котором выживают только те особи, признаки которых строго соответствуют данным условиям среды, а организмы с новыми признаками, возникшими в результате изменчивости , погибают или не дают потомства, называется естественным отбором.

    3.Внутривидовая борьба возникает между особями одного вида, это конкуренция за источники пищи , света, территорию и возможность оставить полноценное и плодовитое потомство.

    4.Вид – это совокупность всех особей, обладающих одинаковыми свойствами и наследственными признаками, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство имеющих одинаковый геном, происхождение, занимающих определенный ареал и приспособленных к условиям среды.


  • © 2024
    deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках