11.12.2023

Три стадии нравственного развития личности (Колберг С.), их характеристика. Задачи нравственного воспитания личности, позволяющие предотвратить аморальные поступки. Нравственное развитие личности Место детства в становлении личности


Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Ж. Пиаже.

Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что "это правильно". Как считает Л. Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей.

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека.

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития.

Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Л. Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Л. Колберга обогатил наше понимание развития нравственности.

В процессе развития дети каким-то образом выучиваются различать добро и зло, хорошие поступки от дурных, великодушие и эгоизм, сердечность и жестокость. Существует несколько теорий относительно того, как дети усваивают моральные нормы. И надо сказать, что единения авторов по этому вопросу не наблюдается. Приверженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря регулирующему воздействию со стороны взрослых, поощряющих или наказывающих детей за различные виды поведения – соответствующие или не соответствующие требованиям морали. Кроме того, важную роль играет подражание детей моделям поведения взрослых. Другие психологи считают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение родителей. Существуют и другие теории. (необязательно учить, просто иметь в виду).

Развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. Поэтому для формирования нравственности человеку необходимо быть когнитивно развитым.

В процессе жизни человек проходит путь от эгоцентричного отношения к окружающим, при котором он оценивает поступки с точки зрения тех норм, которые устанавливают взрослые, к более гибкой позиции, и в этом случае он опирается на собственные критерии при суждении поступков.

Свою теорию Лоуренс Колберг разработал в 80-е годы. Колберг предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые, короткие рассказы нравственного характера. После прочтения рассказов испытуемые должны были ответить на некоторые вопросы. В каждом рассказе главный герой должен был решить нравственную проблему – дилемму. Испытуемого спрашивали, как бы он в этой ситуации разрешил эту дилемму. Колберга интересовали не сами решения как таковые, а обоснования решений.

Пример дилеммы:

Одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Только одно лекарство могло бы ее спасти. Это лекарство – препарат радия, который изобрел местный аптекарь. Изготовление лекарства стоило аптекарю очень дорого, но за готовое лекарство он запрашивал цену в 10-кратном размере превышающую стоимость затрат. Чтобы купить лекарство, нужно было заплатить 2000 долларов. Муж женщины, которого звали Хайнц, обойдя всех своих друзей и знакомых, сумел собрать 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он попросил аптекаря снизить цену или продать ему лекарство в кредит, потому что жена умирает и лекарство ей необходимо срочно. Но аптекарь ответил: «Нет. Я открыл это лекарство и хочу сделать на нем деньги». Муж женщины пришел в отчаяние. Ночью он взломал дверь и украл лекарство для жены».

Испытуемых спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превышающую себестоимость лекарства? Почему?», «Что хуже – позволить человеку умереть или украсть ради его спасения? Почему?».

Конечно, люди по-разному отвечали на поставленные вопросы.

Проанализировав их ответы, Колберг пришел к выводу, что в развитии моральных суждений можно выделить определенные стадии. По началу люди в своём развитии опираются на внешние критерии, а затем на личные критерии. Он выделил 3 основных уровня морального развития (преднравственный, конвенциональный, и постконвенциональный) и 6 стадий – по две стадии на каждом уровне.

Уровень 1 .Преднравственный. Основанный на наказании и поощрении (4-10 лет). Поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются.

1-я стадия – Стремление избежать наказаний и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Суждение выносится в зависимости от последствий. Пример разрешения дилеммы: Хайнц должен был купить лекарство. Он украл, его должны наказать. Суждения не учитывают личность.

2-я стадия – ориентация на полезность. Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков: нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды. Пример разрешения дилеммы: если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть лекарство. Жена ему нужна. Люди имеют ценность, если представляют интерес.

Уровень 2 .Конвенциональный. Основанный на социальном согласии (10-13 лет). Придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей.

3-я стадия – Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей (быть "хорошим мальчиком" или "хорошей девочкой"). Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей. Пример разрешения дилеммы: ничего плохого в том, что Хайнц украл, нет. Он – хороший муж Ценность человека определяется тем, какие чувства он вызвал.

4-я стадия – Ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон. Рассуждения: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины. Пример разрешения дилеммы: Супружество – это обязательство, и Хайнц должен спасать жену, но и закон должен выполнять.

Уровень 3 . Постконвенциональный (13 лет и >). Основанный на принципах. Истинная нравственность возможна только на этом уровне. Человек судит исходя из собственных критериев. Должен быть высокий уровень способности к рассуждению.

5-я стадия – Ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния. Пример разрешения дилеммы: Если Хайнц не достанет лекарство, то жена погибнет. Бывают случаи, когда можно нарушить закон. Ценность человека определяется его правами.

6-я стадия – Ориентированная на общечеловеческие нравственные нормы, законы свободной совести каждого человека. Люди считают, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законностей и мнения других людей. Пример разрешения дилеммы: жизнь каждого человека выше всех принципов. Кража нравственно оправдана. Жизнь ради жизни.

Каждая последующая стадия основывается на предыдущей. Преобразует её и включает в себя. Люди в любой культурной среде проходят все стадии в одном и том же порядке. Многие люди не переходят 4 стадию. 6-ой стадии достигает меньше 10% людей старше 16. Проходят в разной скорости и потому границы возраста условны. По американским исследованиям развитие нравственности заканчивается к 25 годам.

Теория Колберга встретила множество как восторгов, так и возражений. Было доказано, что в западных странах развитие моральных принципов людей проходит через эти стадии. Но Колберг не учитывал культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в различных обществах. Кроме того, шкала Колберга измеряет моральные установки, а не конкретное поведение, хотя никто не будет отрицать, что существует огромная разница между тем, как человек предполагает поступать и как он на самом деле поступает в ситуации морального выбора – когда он вынужден спасать жизнь дорогих ему людей или свою собственную. Как бы ни были высоки нравственные принципы человека, но в ситуации нравственного кризиса он может переступить через них ради спасения жизни.


Похожая информация.


В процессе развития дети каким-то образом выучиваются различать добро и зло, хорошие поступки от дурных, великодушие и эгоизм, сердечность и жестокость. Существует несколько теорий относительно того, как дети усваивают моральные нормы. И надо сказать, что единения авторов по этому вопросу не наблюдается. Приверженцы теории социального научения считают, что дети усваивают мораль благодаря регулирующему воздействию со стороны взрослых, поощряющих или наказывающих детей за различные виды поведения – соответствующие или не соответствующие требованиям морали. Кроме того, важную роль играет подражание детей моделям поведения взрослых. Другие психологи считают, что мораль развивается как защита против тревоги, связанной с опасением потерять любовь и одобрение родителей. Существуют и другие теории. (необязательно учить, просто иметь в виду).

Развитие нравственности тесно связано с когнитивным развитием. Поэтому для формирования нравственности человеку необходимо быть когнитивно развитым.

В процессе жизни человек проходит путь от эгоцентричного отношения к окружающим, при котором он оценивает поступки с точки зрения тех норм, которые устанавливают взрослые, к более гибкой позиции, и в этом случае он опирается на собственные критерии при суждении поступков.

Свою теорию Лоуренс Колберг разработал в 80-е годы. Колберг предлагал своим испытуемым, в состав которых входили дети, подростки и взрослые, короткие рассказы нравственного характера. После прочтения рассказов испытуемые должны были ответить на некоторые вопросы. В каждом рассказе главный герой должен был решить нравственную проблему – дилемму. Испытуемого спрашивали, как бы он в этой ситуации разрешил эту дилемму. Колберга интересовали не сами решения как таковые, а обоснования решений.

Пример дилеммы:

Одна женщина умирала от редкой разновидности рака. Только одно лекарство могло бы ее спасти. Это лекарство – препарат радия, который изобрел местный аптекарь. Изготовление лекарства стоило аптекарю очень дорого, но за готовое лекарство он запрашивал цену в 10-кратном размере превышающую стоимость затрат. Чтобы купить лекарство, нужно было заплатить 2000 долларов. Муж женщины, которого звали Хайнц, обойдя всех своих друзей и знакомых, сумел собрать 1000 долларов, то есть половину требуемой суммы. Он попросил аптекаря снизить цену или продать ему лекарство в кредит, потому что жена умирает и лекарство ей необходимо срочно. Но аптекарь ответил: «Нет. Я открыл это лекарство и хочу сделать на нем деньги». Муж женщины пришел в отчаяние. Ночью он взломал дверь и украл лекарство для жены».

Испытуемых спрашивали: «Должен ли был Хайнц воровать лекарство? Почему?», «Был ли прав аптекарь, назначив цену, во много раз превышающую себестоимость лекарства? Почему?», «Что хуже – позволить человеку умереть или украсть ради его спасения? Почему?».

Конечно, люди по-разному отвечали на поставленные вопросы.

Проанализировав их ответы, Колберг пришел к выводу, что в развитии моральных суждений можно выделить определенные стадии. По началу люди в своём развитии опираются на внешние критерии, а затем на личные критерии. Он выделил 3 основных уровня морального развития (преднравственный, конвенциональный, и постконвенциональный) и 6 стадий – по две стадии на каждом уровне.

Уровень 1 . Преднравственный. Основанный на наказании и поощрении (4-10 лет). Поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются.

1-я стадия – Стремление избежать наказаний и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Суждение выносится в зависимости от последствий. Пример разрешения дилеммы: Хайнц должен был купить лекарство. Он украл, его должны наказать. Суждения не учитывают личность.

2-я стадия – ориентация на полезность. Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков: нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды. Пример разрешения дилеммы: если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть лекарство. Жена ему нужна. Люди имеют ценность, если представляют интерес.

Уровень 2 . Конвенциональный. Основанный на социальном согласии (10-13 лет). Придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей.

3-я стадия – Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей (быть "хорошим мальчиком" или "хорошей девочкой"). Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей. Пример разрешения дилеммы: ничего плохого в том, что Хайнц украл, нет. Он – хороший муж Ценность человека определяется тем, какие чувства он вызвал.

4-я стадия – Ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон. Рассуждения: нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины. Пример разрешения дилеммы: Супружество – это обязательство, и Хайнц должен спасать жену, но и закон должен выполнять.

Уровень 3 . Постконвенциональный (13 лет и >). Основанный на принципах. Истинная нравственность возможна только на этом уровне. Человек судит исходя из собственных критериев. Должен быть высокий уровень способности к рассуждению.

5-я стадия – Ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния. Пример разрешения дилеммы: Если Хайнц не достанет лекарство, то жена погибнет. Бывают случаи, когда можно нарушить закон. Ценность человека определяется его правами.

6-я стадия – Ориентированная на общечеловеческие нравственные нормы, законы свободной совести каждого человека. Люди считают, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законностей и мнения других людей. Пример разрешения дилеммы: жизнь каждого человека выше всех принципов. Кража нравственно оправдана. Жизнь ради жизни.

Каждая последующая стадия основывается на предыдущей. Преобразует её и включает в себя. Люди в любой культурной среде проходят все стадии в одном и том же порядке. Многие люди не переходят 4 стадию. 6-ой стадии достигает меньше 10% людей старше 16. Проходят в разной скорости и потому границы возраста условны. По американским исследованиям развитие нравственности заканчивается к 25 годам.

Теория Колберга встретила множество как восторгов, так и возражений. Было доказано, что в западных странах развитие моральных принципов людей проходит через эти стадии. Но Колберг не учитывал культурные различия, определяющие специфику господствующей морали в различных обществах. Кроме того, шкала Колберга измеряет моральные установки, а не конкретное поведение, хотя никто не будет отрицать, что существует огромная разница между тем, как человек предполагает поступать и как он на самом деле поступает в ситуации морального выбора – когда он вынужден спасать жизнь дорогих ему людей или свою собственную. Как бы ни были высоки нравственные принципы человека, но в ситуации нравственного кризиса он может переступить через них ради спасения жизни.

Теория психосоциального развития (Э. Эриксон).

Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Умер в возрасте 91 года в 1994 году в Америке. Последователь З.Фрейда. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства.

Эрик Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Эта психологическая концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и общества.

Помимо исследований клинического характера Э. Эриксон проводил полевые этнографические исследования воспитания детей в двух индейских племенах и сравнивал их с воспитанием детей в городских семьях США. Он обнаружил, что в каждой культуре имеется свой особый стиль материнства, который каждая мать воспринимает как единственно правильный. Однако, как подчеркивал Э. Эриксон, стиль материнства всегда определяется тем, что именно ожидает от ребенка в будущем та социальная группа, к которой он принадлежит - его племя, класс или каста. По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Эти соображения Э. Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и

«эгоидентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

Решение задач на каждой стадии, по Э. Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами. Развитие личности - результат борьбы этих крайних возможностей. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,- это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

Таким образом, по Э.Эриксону важным психологическим механизмом, включающим человека в общество, является жажда социального признания. В самой природе человека существует потребность психосоциальной идентичности. На протяжении жизни человека наблюдается сильное стремление человека к приобретению социальной идентичности. Идентичность личности – важнейшая характеристика целостности личности, так как отождествление себя с разными социальными группами является одним из центральных моментов в личности. Потеря идентичности приводит к трагическим последствиям, даже к гибели личности.

Эрик Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.

  1. Доверие или недоверие.

Эта стадия охватывает первый год жизни. На этой стадии идёт созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду в новых впечатлениях, он осваивает мир.

На этой стадии, как и на всех последующих стадиях, есть два пути развития: позитивный и негативный.

Позитивный путь:

1) ребёнок получает всё, что хочет. Ребёнка любят и он это чувствует. Все потребности ребёнка быстро удовлетворяются. С ребёнком разговаривают, его ласкают, баюкают. Ребёнок считает, что мир – это уютное место, а люди любят ребёнка, людей можно любить и им можно доверять. Чувство доверия не зависит от количества пищи.

2) готовность ребёнка без тревоги и гнева переносить исчезновение матери из поля зрения.

Итог позитивного пути : У ребёнка вырабатывается способность формировать тёплые, глубокие, эмоциональные отношения с другими людьми, оптимизм.

Если бы маленький ребенок умел говорить, он бы сказал: «Я любим», «Я чувствую заботу, надёжность».

Негативный путь:

  1. когда ребёнок не получает должного ухода, не видит любви, заботы, ребёнок отвергается матерью. Часто это дети, отвергнутые в семье. У ребёнка вырабатывается недоверие, подозрительность, боязливость по отношению к миру и к людям, возникает опасение за своё благополучие. Эта установка будет проявляться и на более поздних стадиях личностного развития.

Чувство недоверия может усилиться в следующих случаях:

а) ребёнок перестаёт быть для матери центром внимания; например, мать возвращается к тем занятиям, которые оставила (возобновляет карьеру);

б) рождение следующего ребёнка, мать переключает внимание на другого (младшего) ребёнка;

в) родители придерживаются противоположных принципов воспитания (таким образом, внимание родителей удалено от ребёнка, они спорят между собой, как воспитывать ребёнка, один делает одно, а другой – иное);

г) родители чувствуют себя неуверенно в новой роли (нет опыта);

Итог негативного пути : Формируется недоверие к другим людям, которое ребёнок несёт в другие, последующие стадии развития, недоверие – это груз, оно мешает развиваться, пессимизм.

«Я заброшен, обо мне не заботятся».

Проявление конфликта : Конфликт может выражается в психосоматических заболеваниях. У ребёнка поднимается температура тела, появляется сыпь, кашель, боли, ребёнок плачет, у него болит живот.

На этой стадии идёт формирование первого уровня идентичности и первых механизмов психологической защиты. Вырабатываются:

  1. механизм проекции – приписывание окружающим собственных свойств, это чаще отрицательные свойства;
  2. механизм интроекции – вбирание в себя источников внешних положительных состояний. Эти источники – родители, те, кто ухаживает за ребёнком, интроекция образов родителей – это первая ступень формирования идентичности.

Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях.

2. Самостоятельность или нерешительность

Эта стадия охватывает второй и третий годы жизни. Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии и независимости. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить. Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людях. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система и речь, они начинают исследовать своё окружение и взаимодействовать с ним более независимо.

Ребёнок переживает окружающую действительность, он вторгается в мир, перед ним встают новые социальные задачи. У ребёнка развивается самостоятельность. На этой стадии ребёнок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.

Позитивный путь:

Родители дают возможность ребёнку делать то, что он в состоянии делать, не ограничивают его активность, поощряют ребёнка (ребёнок сам одевается, завязывает шнурки и т.д.). В то же время родители должны ненавязчиво, но чётко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые являются опасными для самих детей и окружающих. Ребёнок не получает свободу, его свобода ограничена.

Итог позитивного пути:

1) у ребёнка появляется самостоятельность; автономия;

2) у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, в значительной степени владеет своей средой;

3) закладываются основы свободного самовыражения и сотрудничества;

4) вырабатываются навыки самоконтроля без ущерба для своей самооценки;

5) воля.

«Мама, посмотри, как здорово получается. Я владею своим телом. Я умею контролировать себя».

Негативный путь:

1) родители ограничивают действия ребёнка, родители нетерпеливы, они спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, родители стыдят ребёнка за нечаянные проступки (разбитые чашки);

2) либо наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, что они сами ещё сделать не в состоянии.

Итог негативного пути:

  1. у ребёнка закрепляется нерешительность и неуверенность в своих способностях; сомнение; зависимость от других;

2) закрепляется чувство стыда перед другими;

3) свой гнев ребёнок обращает на себя, желая исчезнуть;

4) закладываются основы скованности поведения, малой общительности, постоянной настороженности.

«Моё тело плохое и сам я плохой», «Я должен очень тщательно контролировать всё, что я делаю».

Это деструктивный, разрушающий путь.

Проявление конфликта : страх принятия решений, не владение аффектом, двигательная заторможенность, нерешительность.

Идентичность (формирование психосоциальной идентичности) : когда ребёнок прыгает, бегает, он хочет обрести социальный статус того, кто хорошо бегает, высоко прыгает.

Если из этой стадии ребёнок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовётся на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем.

Борьба чувства независимости против стыда и сомнения приводит к установлению соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии.

3. Предприимчивость или чувство вины.

Эта стадия обычно приходится на возраст от четырёх до пяти лет.

Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает «экономический этнос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Но взрослые остаются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они могут пристыживать и наказывать.

В это время социальный мир ребёнка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков.

Дошкольник уже приобрёл множество физических навыков, он умеет ездить на трёхколёсном велосипеде, умеет бегать, резать ножом и т.д. Ребёнок начинает придумывать себе занятия. Он начинает интересоваться трудом других людей, пробует новое. Ребёнок становится очень любознательным, энергичным, развивается его познавательная активность, у ребёнка формируются представления о том, каким он может стать человеком, границы дозволенного.

Позитивный путь :

  1. взрослый поощряет инициативу ребёнка, когда ребёнок может бегать, прыгать и т.д.;
  2. родители готовы подробно отвечать на все вопросы ребёнка.
  3. взрослые позволяют ребёнку играть, фантазировать, они вступают в сотрудничество с ребёнком.
  4. детям предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, они по своему желанию бегают, борются, катаются на санках, на коньках и т.д.

Итог позитивного пути:

  1. у ребёнка вырабатывается и закрепляется предприимчивость, инициативность, целеустремлённость, активность, самостоятельность;
  2. возникает чувство товарищества с родителями;
  3. появляется способность к самонаблюдению и к самоуправлению.
  4. ребёнок способен принимать на себя ответственность.

«Я могу делать много удивительных вещей». «Иногда мои возможности кажутся мне волшебными».

Негативный путь:

  1. родители говорят, что игры утомительны и вредны;
  2. вопросы ребёнка назойливы, фантазии бестолковы;
  3. родители наказывают ребёнка за незначительные поступки.
  4. родители показывают ребёнку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна.

Итог негативного пути:

  1. ребёнок начинает чувствовать себя виноватым и приносит чувство вины за многие годы;
  2. переживание постоянных неудач способствует возникновению чувства покорности и препятствует формированию инициативности; у ребёнка нет решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и достигать их.
  3. ребёнок чувствует покинутость и чувство никчёмности. Такой ребёнок обычно боится постоять за себя.
  4. пассивность.

«Я бываю таким ужасным, и другие так сердятся на меня за то, что я делаю, они готовы меня уничтожить».

Проявление конфликта : страх, боязнь наказаний за тайные мысли и поступки. У взрослого человека проявляется в истерическом самоограничении и самоотрицании.

Идентичность : Стадия идентификации себя со взрослым определённого пола и освоение свойственных этому полу форм поведения.

Значение, которое Эриксон придаёт игре в этом возрасте.

а) когда дети играют, то они пытаются воссоздать ситуации, которые вызывали у них сильные эмоции. Этими эмоциями они стремятся овладеть, видоизменяя игровые модели пережитой действительности. Например, ребёнок пережил наводнение;

б) воспроизводя потрясшие ребёнка события и преобразуя их, дети выносят вовне свои переживания, закрепляют их за своими рисунками, поделками, игрушками, постройками;

в) тем самым ребёнок понимает свои эмоции, аффекты и освобождается от их болезненного и навязчивого эффекта.

Игра – это естественный способ самоврачевания, который нам предлагает детство. Таким образом, игровая деятельность выполняет терапевтическую функцию.

4. Умелость или неполноценность

Эта стадия охватывает период от 6 до 11 лет.

Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. По мнению Э. Эриксона, «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность».

Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии развивающийся ребенок должен приходить к жизненно важному для него чувству собственной состоятельности, и его не должна удовлетворять безответственная похвала или снисходительное одобрение.

Стадия характеризуется включенностью ребёнка в новые социальные связи, включением в новую жизнь. У ребёнка обостряется интерес к тому, как устроены вещи как их можно освоить или приспособить. Период характеризуется возрастающими способностям ребёнка к логическому мышлению и самодисциплине.

Позитивный путь:

  1. взрослые поощряют детей мастерить то, что им хочется, строить;
  2. родители позволяют ребёнку довести начатое дело до конца;
  3. родители хвалят ребёнка за результат, за то, что он сделал.

Итог позитивного пути:

  1. у ребёнка вырабатывается умелость и творческое отношение к делу;
  2. ребёнок развивает чувство компетентности;
  3. развивается трудолюбие и способность к самовыражению в какой – то деятельности;
  4. ребёнок научается повышать свою самооценку, опираясь на реальные достижения;
  5. уверенность в себе.

Во взрослой жизни это выливается в представление о себе как о компетентном и творческом работнике.

«Мне нравится действовать и достигать результата, так как это даёт мне удовлетворение и признание окружающих, а также хорошую возможность общаться с другими людьми».

Негативный путь :

Родители не поощряют занятия детей, так как видят в занятиях детей баловство. У ребенка низкий статус в ситуациях совместной деятельности.

Итог негативного пути:

  1. у ребёнка развивается чувство неполноценности.
  2. возникает низкий статус, потеря авторитета среди товарищей.
  3. ребёнок может вообще разуверится в своих силах, у него возникает страх неудачи.

«Я ничтожество, в лучшем случае я могу добиться только того, чтобы другие люди узнали об этом по результатам моих идей».

Проявление конфликта : Пассивность, нерешительность, низкая самооценка, низкий уровень притязаний.

Идентичность : В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя с представителями определённых профессий.

5. Идентификация личности или спутанность ролей.

Эта стадия охватывает подростковый и юношеский возраст. Период от 12 до 20 лет.

Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание; озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. В подростковом кризисе идентичности заново встают все пройденные критические моменты развития. Подросток теперь должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности.

Юношеский возраст - наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности».

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т.д. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности . Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы – смелым, привлекательным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации.

На этой стадии формируется устойчивое мировоззрение. Подросток должен осмыслить своё место в жизни, свои потребности. Задача подростка – объединить всё, что он знает, в единое целое (какой он сын (или какая дочь), какой он студент, спортсмен, музыкант) и спроецировать в будущее, тем самым подросток определяет свой дальнейший жизненный путь.

Подростки находятся в поисках идентификаций – усвоения образцов поведения значимых людей.

Позитивный путь:

Если ребёнок шёл по позитивному пути развития, то его шансы на успешную психосоциальную идентификацию увеличиваются. То есть если сформировались автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей значимости, то подросток создаёт целостную форму идентичности. Подросток находит себя.

«Я знаю, кто я и знаю, как строить свою будущую жизнь».

Итог позитивного пути:

Идентичность, подросток находит себя, своё «Я».

Негативный путь:

Если преобладал негативный путь развития (повышенное чувство вины, …), то такого подростка ждут трудности идентификации. У подростка наблюдаются симптомы спутанности ролей. Это неполное, фрагментарное представление о своей личности и о своих жизненных целях. Подросток не способен выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки испытывают чувство бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Происходит диффузия идентичности, подросток не может найти своё «Я», не осознаёт своих целей и желаний. Появляется чувство тревоги, опустошённости, страх перед обществом, презрение к окружающим, враждебность.

«Я не знаю, кто я и куда я иду».

Здесь характерна боязнь потерять идентичность, диффузность. Молодых людей одолевают сомнения относительно своих перспектив, возможностей, человек во всём сомневается (в себе и в других). Это обусловливает поведение в юношеском возрасте.

Особенности поведения:

  1. нетерпимость и жёсткое отвержение мнений, вкусов и норм чужих групп;
  2. склонность к образованию группировок, банд;
  3. готовность безоглядно действовать за лидером, который предлагает чёткие и простые доктрины;
  4. готовность отождествлять себя с лидером, даже потеряв собственную индивидуальность;

Симптомы юношеской диффузной идентичности:

а) внезапно развивается враждебность по отношению к ролям, предлагаемым и желаемым в семье;

б) презрение, которое распространяется на всё национальное;

в) своё не ценится, где – то намного лучше.

г) ощущение тревоги, изолированности от мира, ощущение опустошённости, неспособность сделать выбор или принять решение.

Итог негативного пути:

Диффузия идентичности, тревога, одиночество, «путаница ролей», враждебность, подросток не нашёл своё «Я».

6. Ранняя зрелость. Интимность или изоляция.

Охватывает период от 20 до 25 лет.

Это формальное начало взрослой жизни, период раннего брака, ухаживаний, начало семейной жизни. Молодые люди ориентируются на получение профессии и устройство в жизни. Только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком (как в сексуальном, так и в социальном плане).

Позитивный путь:

Интимность – это многоплановый термин. Интимность – это сокровенное чувство, которое мы испытываем к родственникам и близким.

Собственно интимность – это готовность слить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь потерять нечто в себе. Эта интимность обеспечивает прочность брака, стабильность. Чувство интимности нельзя испытать до тех пор, пока человек не достиг стабильной идентичности. Для того чтобы человек мог находиться в интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы он обладал своей идентичностью. То есть человек должен чётко представлять, кто он и что он собой представляет.

Молодой человек не боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей стадии позволяют ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием смешивать свою идентичность с «другими».

Итог позитивного пути :

Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь.

Негативный путь :

Изоляция. Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощённости собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать лишь в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты.

Если психический мораторий продолжается и на этой стадии, то вместо чувства близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир. Существует опасность, что эти стремления могут превратиться в личностные качества - в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти негативные стороны идентичности помогает любовь. Э. Эриксон указывает, что появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.

Эриксон утверждал, что социальные условия могут задержать становление чувства интимности. Например, условия урбанизированного, мобильного, обезличенного технологического общества препятствуют интимности.

Итог негативного пути: чувство одиночества, социального вакуума и социальной изоляции.

7. Средняя зрелость. Продуктивность или инертность.

Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет): её основная проблема – выбор между продуктивностью и инертностью.

Позитивный путь:

Продуктивность проявляется вместе с озабоченностью человека благополучием следующего поколения, а также состоянием общества, в котором будет жить и работать это следующее поколение. Человек должен принять (либо отвергнуть) заботу о будущем поколении. Продуктивность присуща всем, кто руководит молодым людьми. Если продуктивность преобладает над инертностью, то проявляется такое положительное качество, как забота. Забота – это психологическая противоположность безразличию и апатии.

Итого позитивного пути: творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворённость жизнью.

Негативный путь:

Те взрослые люди, кому не удаётся стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой. Основной предмет заботы – личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. Жизнь человека превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя. Если условия благоприятствуют такой тенденции, то наступает физическая и психологическая инвалидизация личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление к заботе о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудевание.

Итог негативного пути развития: у человека возникает чувство безнадёжности и бессмысленности жизни. Опустошённость.

Пекк рассматривал особенности 7 и 8 стадии. Описывает проблемы этого возраста. Выделяет 4 подкризиса, необходимые для развития аутентичной личности (для человека, идущего по позитивному пути):

А) развитие чувства мудрости приходит на смену физической храбрости;

Б) сексуализация социальных отношений должна уступить место социализации отношений;

В) человек должен приобрести эмоциональную гибкость. Человек должен уметь устанавливать эмоциональные связи с другими, а не уходить в себя;

Г) быть способным к поиску новых форм поведения. Умственная гибкость, а не ригидность, учиться принимать новые идеи, быть готовым принимать что-то новое, а не отвергать.

8. Поздняя зрелость. Интеграция или отчаяние.

Последняя психосоциальная стадия завершает жизнь человека.

Она наступает, когда человеку исполняется 65 лет. Продолжается до конца жизни.

Восьмая стадия жизненного пути характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий - целостность личности.

Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают собственные решения, вспоминают свои достижения и неудачи. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолеваю многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила, ухудшается здоровье. Человек приспосабливается к уединённому образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития.

Позитивный путь:

Интеграция. Чувство интеграции вытекает из способности человека охватить всю свою жизнь, просмотреть её и сказать: «Я доволен». Если это происходит, то неотвратимость смерти не страшит этих людей, потому что такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Именно в старости приходит настоящая зрелость и чувство мудрости.

Э. Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: это все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям.

Итог позитивного пути: мудрость.

Негативный путь:

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать всё с начала или искать какие – то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Человек относится к своей жизни, как к череде не свершившихся планов. Жизнь – это череда ошибок. Человек понимает, что вновь пережить уже ничего нельзя. Появляется страх смерти, ощущение постоянной неудачливости, озабоченность тем, что ещё может случиться.

Эриксон предполагает, что чувства горечи и сожаления могут привести пожилого человека к старческому слабоумию, депрессии, сильной озлобленности.

Способы оказания помощи пожилым людям: они должны участвовать в каком – либо виде деятельности, а не размышлять о своём прошлом. Виды деятельностей: социальные программы, воспитание внуков, занятие политикой, оздоровительные физкультурные программы.

Итог негативного пути: разочарование в жизни.

Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.

Отечественный психолог А.В. Зосимовский разработал периодизацию нравственного развития детей.

Первый этап охватывает младенчество и раннее детство - этап приспособительного реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.

Посредством разумно организованной "поведенческой" практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.

Второй этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу" причем недостаточная осознанность нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

С дошкольным периодом (от 3-4 до 6-7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое, и добровольное, подчинение человеком своего поведения нравственным принципам.

Подростковый период отличен от младшего школьного тем, что у воспитанников в эти годы формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.

У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе его возникает потребность в самосовершенствовании.

Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного сознания позволяет им сменить некритическое усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его убеждениями.

· Колберг выделил три уровня и шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.

· Первый уровень (возраст 4-10 лет) - доморальный.

· Поведение ребенка основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.

· Стадия 1 – ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Никакой нравственной стороны поступка для него еще не существует. Слова «стыдно», «некрасиво» не подвластны пониманию, ребенок реагирует на слово «нельзя», «это больно» и на перспективу наказания.

· Стадия 2 – поступки ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и обменять. Малыш варьирует стратегии в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.

· Второй уровень (возраст 10-13 лет) – конвенциональной (общепринятой) морали.

· Происходит осознание правила поведения в обществе и принятых в нем ценностей. Общественное признание становится важнее личных интересов.

· Стадия 3 – ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд и хочет быть хорошим в глазах значимых взрослых. Однако такое понимание не постоянно и иногда благополучно забывается.

· Стадия 4 – ребенок осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что он не может так себя вести. Поведение строго контролируется. Однако безнравственные поступки все еще могут совершаться.

· Третий уровень (возраст от 13 лет)- автономной морали. Личность формирует собственные критерии нравственности. Она оценивает по ним события и поступает исходя из своих моральных представлений.



· Стадия 5 – личность осознает противоречия между разными нравственными убеждениями и формирует свои представления о том, что хорошо и что плохо. Нравственным считается то, что защищает права человека и помогает человечеству в целом выживать. Например, нельзя нарушать закон иначе общество погибнет. Появляется уважение к человеку вообще (не только к значимым взрослым).

· Стадия 6 – высшая стадия. Человек формирует собственные нравственные принципы, которые соблюдаются независимо от обстоятельств. Личность может войти в противоречие с обществом, если считает, что оно поступает несправедливо.

· По мнению Колберга, только единицы достигают такой стадии морального совершенства.

· Каждая стадия не проходит бесследно, а просто дополняется следующей. Возраст прохождения стадий условен и может варьироваться в зависимость от развития интеллекта. Большинство людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального совершенствования.

· Теория морального развития Колберга была полностью подтверждена не только его экспериментальными исследованиями, но и работами его последователей. И не смотря на то, что она имеет много недостатков - внесла весомый вклад в психологию развития человека.

Нравственное воспитание – это основная составляющая в формировании личности, потому как этические принципы являются регулятором взаимоотношений между людьми, проникают во все сферы жизни, формируют сознание и определяют поведение людей. Главная задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: заботу о родителях и близких, дружбу, милосердие, честность и др.

Данный процесс является двусторонним и заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении.

В нашем обществе всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора, поэтому нравственное воспитание личности студента является одной из главных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что оно направленно на целостное формирование и развитие личности студента, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

В течение всего образовательного процесса учебное заведение формирует у студента чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, уважение к людям. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества преподаватели превратили во внутренние стимулы личности каждого студента, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Главной целью нравственного воспитания является личность, которая обладает такими качествами как:

- высокое чувство ответственности за собственную деятельность; высокий уровень нравственных знаний;

- наличие потребностей выполнения нравственных норм, привычек и навыков;

- стремление к созданию результатов, которые принесут благо другим людям;

Личностные отношения к выполняемым действиям, единство нравственного сознания и поведения, когда значение нравственных норм проявляется в учебной деятельности как целеустремленность, ответственность, способность к моральной рефлексии.

Люди, являясь членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Поэтому в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизнедеятельности. Такую регулирующую функцию выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, указания и уставы.

Когда же человек нарушает этические нормы, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения, упрёки, моральное порицание, и общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьёзный характер. Получается, что соблюдение этических норм основывается не на принуждении, а на сознательности самого человека, на его понимание этих норм и необходимости их соблюдения. Следование этическим правилам, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же данных правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого и побуждает человека вести себя в соответствии с этическими требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и его моральное развитие.

Приоритетной целью нравственного воспитания студентов является обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей, формирования у обучающихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли. Основные задачи, которым должны следовать преподаватели в нравственном воспитании студента, таковы:

- воспитание гуманизма, благосклонного отношения к людям, умения сочетать свои интересы с общественными;

- воспитание принципиальности, честности;

- воспитание ответственного отношения;

- воспитание культуры поведения, культуры общения;

- воспитание чувства собственного достоинства;

Развитие желания знать, понимать и действовать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках