09.12.2023

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий. Католическая церковь - религии - самопознание - каталог статей - любовь без условий Церковь у католиков название


  • Сегодня в столице работают три католических храма , в которых идут богослужения на разных языках.
  • Первый католический собор появился в Москве в конце 17 века в эпоху преобразований Петра I.
  • Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы, который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии.
  • Кафедральный собор непорочного зачатия девы Марии находится на Малой Грузинской улице. Здесь проходят великолепные органные концерты.
  • Храм св. Людовика старейший в Москве. Здесь служат мессы на латинском, английском, французском, русском, литовском, итальянском и вьетнамском языках.

Католицизм – одна из традиционных конфессий России. История католической церкви в Москве насчитывает многие столетия и прошла путь от полного неприятия до доброжелательности. Сегодня в столице работает три католических храма — кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии, храм св. Людовика и храм св. равноапостольной княгини Ольги. В них идут богослужения на разных языках, организуются мероприятия скаутского движения, курсы катехизации, работают воскресные школы и проводятся замечательные концерты органной музыки.

История появления католиков в Москве

Рядовые москвичи впервые близко познакомились с католиками в конце XV века во время строительства Московского Кремля и его соборов. Все ведущие архитекторы — Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин, Марко Руффо — были . В XVI в. был известен Алевизов двор в Кремле, который был своеобразной гостиницей итальянцев, задействованных в строительстве.

В 1469 г. великий московский князь Иван III решил жениться на Софье Палеолог, наследнице византийских императоров. Она долгое время жила и воспитывалась в Италии при папском дворе. Папа римский Павел II, давая согласие на брак, рассчитывал, что это станет залогом сближения церквей и участия Руси в борьбе против . Заочное обручение великого князя и греческой принцессы произошло в 1472 г. в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме. Однако при въезде в Москву православное духовенство не пропустило католическую символику в город, и очный обряд венчания прошел по православным традициям.

Еще одной попыткой упрочить влияние римско-католической церкви на Руси был брак царя-самозванца Лжедмитрия I и польской дворянки Марины Мнишек в 1606 г., но новый царь был свергнут в том же году народным восстанием. В годы польской оккупации Москвы в начале XVII в. на Руси был провозглашен царем первый и единственный в истории страны монарх-католик — королевич Владислав, сын короля Польши Сигизмунда III. Его выбрал совет знатнейших московских бояр. Но Владиславу в итоге не суждено было венчаться на царство, поскольку он отказался принимать православие.

В XVI-XVII вв. католики в Москве были представлены многочисленными выходцами из польских земель, осевшими здесь в ходе затяжной эпохи войн и внутренних конфликтов в Польше. Они селились преимущественно в районах «Старые паны» (ул. Ильинка в ), «Литовском дворе» на ул. Тверской и на Крымском валу. Это были первые центры католической диаспоры в столице. Вскоре потомки польских переселенцев ассимилировались, и польские слободы исчезли.

Первые католические храмы

Первый католический собор появился в Москве в конце XVII века в эпоху преобразований . Он был построен в Немецкой слободе в 1690-е годы и располагался в Старокирочном переулке. Это было небольшое деревянное здание храма свв. Петра и Павла , которое позже заменили каменным и освятили его в честь Пресвятой Троицы.

В 1789 г. московские власти разрешили строительство католического храма на улице Малая Лубянка, в самом центре города. Одним из самых известных его священников был аббат Адриен Сюррюг. В 1812 г. император Франции Наполеон, вошедший в Москву, пожелал встретиться с ним, но аббат отказался, а позже остановил , напавших на храм, выйдя к ним в полном священническом облачении с крестом!

Еще один католический храм в Москве принадлежал польской общине. Это был костел св. апостолов Петра и Павла (Милютинский пер., д. 18). При храме в XIX веке действовали приходская школа, богадельня, дом польского благотворительного общества и женское училище. В костеле было выстроено шесть алтарей, хранились ковчеги с частицами св. Креста, с частицами мощей св. Станислава Костки, находился образ Матери Божией Ченстоховской. В приходе было около 15 000 верующих. Прихожанами храма были доктор Фридрих Гааз, архитектор Михаил Быковский, меценат Альфонс Шанявский, поэт Юргис Балтрушайтис.

В 1937 г. он был закрыт большевиками, а все священники репрессированы. В годы Великой Отечественной войны здание храма сильно повредила упавшая неподалеку бомба, а позже оно было перестроено как административное. Тем не менее, приход храма свв. ап. Петра и Павла сохранился до наших дней. Он является преимущественно русскоязычным и проводит службы в соседнем католическом храме св. Людовика на русском и литовском языках.

Католическая церковь, как и все остальные конфессии, сильно пострадала во второй четверти XX века от большевиков во время «антирелигиозной войны». Храмы всех церквей закрывали по всему Советскому Союзу, их имущество национализировали, а священнослужителей массово расстреливали или отправляли в тюрьмы и лагеря. В Москве работал только один католический храм св. Людовика. Там служили священники, которые были капелланами посольств западных стран и не могли быть репрессированы советскими властями в силу своего статуса.

Большую роль в сохранении католической церкви в советской России сыграл Мишель-Жозеф Бургиньон д’Эрбиньи. Будучи посвященным папой Пием XI в епископы, он тайно рукоположил в епископы священников Б. Слосканса, А. Фризона, А. Малецкого и П. Эжена Невё. Они стали апостольскими администраторами четырех крупных регионов страны: Москвы, Ленинграда, Минска-Могилёва и Одессы.

В 1936 г. епископ Бургиньон д’Эрбиньи выехал во Францию на лечение, и советские власти запретили ему возвращаться в СССР. Считается, что под влиянием его свидетельств была издана энциклика папы Пия XI Divini Redemptoris, в которой осуждался коммунизм.

Возрождение католической церкви в Москве

В начале 1990-ых гг. началось активное возрождение католической церкви в Москве. Не последнюю роль в этом процессе сыграло установление дипломатических отношений России с Ватиканом и открытие посольства Ватикана в особняке А. Маркина (Вадковский переулок 7 стр.1) . Этот особняк выстроен в 1904 г. в стиле модерн по проекту архитектора П. Харко, в его здании, помимо посольства, расположена небольшая католическая часовня. Над особняком реет бело-желтый Понтификальный флаг с золотым и серебряным ключами св. Петра, который является основателем католической церкви.

В 1995 г. католической церкви вернули здание собора Непорочного Зачатия Девы Марии (см.ниже). А в 1996 г. открыли монастырь Св. Франциска (Шмитовский пр-д., 2, стр. 2). Монастырь относится к Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского и принадлежит ордену францисканцев-конвентуалов. Его здание выстроено в классическом стиле в 1993-1996 гг.

Активная роль в московском католическом мире отведена Институту св. Фомы (ул. Фридриха Энгельса, д.46, стр.4, м. Бауманская), который был создан в 1991 г. как колледж католической теологии. При нем работает обширная библиотека и собственное издательство.

В 2011 г. во внутреннем дворике Библиотеки иностранной литературы (ул. Николоямская, д. 1) был открыт памятник Папе римскому Иоанну Павлу II (скульпторы А. Васякин, Илья и Никита Фёклины). Это дань уважения россиян главе римско-католической церкви.

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Девы Марии

Это истинное сердце католической общины Москвы. Собор находится на улице Малая Грузинская, д. 27. Его величественное зд ание было выстроено в 1906-1917 гг. под руководством архитектора Фомы Богданович-Дворжецкого. Собор Непорочного Зачатия Девы Марии проработал до 1938 г. и был закрыт большевиками одним из первых. Его имущество было разграблено, а фасад и интерьеры сильно обезображены перестройками.

В 1995 г. собор был передан католической церкви. Ныне он полностью восстановлен. В нем идут службы на разных языках мира, проводятся Божественные Литургии армянского обряда. Здесь же проходят великолепные органные концерты, работает библиотека и церковная лавка. В настоящее время в соборе несут служение салезианцы (общество св. Франциска Сальского, основанное св. Иоанном Боско), а также сёстры Святейшего Сердца Иисуса. Настоятелем собора является о. Иосиф Заневский. В здании курии находятся секретариат и резиденция архиепископа, который руководит учрежденной в 2002 г. Архиепа рхией Божией Матери в Москве.

В алтарь Собора Непорочного Зачатия Девы Марии помещены частицы мощей св. ап. Андрея, свв. Косьмы и Дамиана, св. Зенона, св. Анастасии, св. Григория Назианина, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии, которая была подарена Веронской епархией. В крипте собора находится Большая часовня, в которой служат тридентскую мессу. Алтарь в северном конце часовни происходит из США. Поскольку реставрация храма шла медленно, он использовался первоначально в качестве дарохранительницы, а потом был перенесен в крипту собора. В нем также заложены мощи святых. На передней стенке алтаря изображены святые Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. В соборе имеются часовня Божия Милосердия в конце левого нефа (с дарохранительницей и алтарем Святых Даров), реликварий с мощами св. Терезы Младенца Иисуса (дар Посольства Гватемалы). В западной части двух трансептов установлены еще два алтаря: слева - Фатимской Божией Матери, справа - св. Иосифа. В нартексе храма можно видеть вмурованный кирпич из святых врат Латеранской базилики и медаль Юбилейного 2000 г. Под иконой выгравированы тексты молитв на церковнославянском и польском языках.

Орган собора был установлен в 2005 г. Он был создан фирмой Kuhn, и ранее стоял в соборе швейцарского Базеля. Это один из самых больших органов в России: в нем 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы.

Пять колоколов звонницы собора были подарены Тарновским епископом Виктором Скворцом: это «Фатимская Божья Матерь» «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» «Юбилей-2000» и «Святой Виктор».

12 декабря 1999 г. собор был освящен легатом папы Иоанна Павла II государственным секретарем Ватикана, кардиналом Анджело Содано и стал кафедральным собором Москвы. В 2000 г. в здесь был проведен Всероссийский евхаристический конгресс, и прошла евхаристическая процессия по улицам Москвы, а в 2001 г. в соборе завершилось празднование Великого Юбилея, посвященного 2000-летию Рождества Христова, которое завершилось коронацией статуи Фатимской Божией матери. В притворе храма установлена памятная доска в честь Иоанна Павла II, а на одном из шпилей собора и витражах – гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Раннехристианская архитектура стала последним периодом античного зодчества, и отличалась от предыдущего особенной организацией внутреннего пространства и применением новых техник изобразительного искусства.

Первые христианские храмы официально стали возводить в IV столетии и связан этот процесс с именем императора Константина.

Место, где прославляют Бога, старались сделать величественным и монументальным, потому многие культовые строения были больших размеров. Рассмотрим шедевры мировой архитектуры, и узнаем, какой самый большой католический собор.

Кёльнский собор. Кёльн

Красивейший собор в немецком Кёльне возведен в классическом готическом стиле, присущем периоду Средневековья. Первый камень в фундамент нового сооружения был заложен в 1248 году, а вот строительство растянулось на несколько столетий.

Свой окончательный вид католическая святыня приобрела в 80-е годы XIX столетия. Именно тогда завершили возводить шпили, которые взметнулись в небо на 157 метров, что сделало церковь одной из высочайших в мире.

Одна из легенд гласит, что с окончанием строительства собора в Кёльне наступит конец света, поэтому здание постоянно перестраивают, внося новые архитектурные элементы.

В современной архитектуре собор Пресвятой Богородицы в Милане считается крупнейшим зданием, возведенным из белого мрамора. Выполнен он в классическом пламенеющем готическом стиле, для которого характерны витиеватые элементы и причудливая орнаментация.

Строили его в течение 5 веков, а первый камень был заложен в далеком 1386 году. Облик храма уникален, и тысячи туристов приезжают насладиться великолепием здания и его внутренним убранством.

В стране, где ревностно относятся к христианским святыням, в премьер-министра Берлускони однажды бросили моделью Миланского собора.

Пражский храм, возведенный в честь христианских святых, считается самым длинным культовым сооружением католицизма. Шедевр архитектуры настоящая жемчужина ческой столицы и образец готики.

Как и многие культовые сооружения, Храм святого Вита возводили и в течение долгого времени и неоднократно перестраивали. Интерьер украшен резными арками и множеством витражных окон. Стены расписаны лучшими мастерами живописи эпохи Возрождения, а колоны выложены прекрасной мозаикой.

Католики всего мира съезжаются в канун христианских праздников, чтобы прикоснуться к святыням. Внутри храма находится мавзолей и склепы, где покоятся императоры, их жены и епископы.

Католицизм - самое крупное и влиятельное направление в христианстве. Число его приверженцев превышает 1,2 миллиарда человек. История католической церкви началась с Великого Раскола, когда христианство поделилось на две ветви. Читается, что основателем и главой ее является Иисус Христос, видимым же руководителем является Папа Римский. Он возглавляет Святой Престол в Ватикане. Сегодня католицизм распространен по всему миру, даже в России верующих сотни тысяч. Но мы плохо знаем об этой религии, считая ее историческим противником традиционного для нас православия. Именно поэтому о католической церкви сложилось немало мифов, которые мы и постараемся развенчать.

Церковь запрещает читать Библию. Первая христианская Библия была как раз и создана католической церковью. Материал для этой книги собрали ученые во II и III веках, затем его утвердили Высшие католические советы Гиппона и Карфагена. Да и самую первую печатную Библию создала именно католическая церковь, в лице изобретателя-католика Гутенберга. Первую же Библию с главами и пронумерованными стихами создал Стефан Лэнгтон, Архиепископ Кентерберийский. И во время каждой мессы священник вслух читает выдержки из Библии. Обычно это цитаты из основной части текста и две части из Евангелия. В современной католической мессе читаются две части из общей Библии и только одна из Евангелия. Сегодня священная книга есть в каждом доме верующих, ее изучают в католических школах. А сам этот миф появился потому, что Библии часто запирали в церквях. Но делали это не для того, чтобы запретить людям чтение книги, а чтобы защитить ее от воровства. Обычно речь идет о старых рукописных Библиях, очень редких и потому ценных. Люди считают, что Библия запрещена из-за ее помещения в Индекс запрещенных книг. Однако в данном случае речь идет о протестантских вариантах, заметно отредактированных или плохо переведенных. Самой известной такой редакцией является Библия короля Якова, от ее использования католики уже отказались.

Католикам-мирянам нельзя самостоятельно читать Библию. Когда-то такой запрет действительно был, но он был формальным. Сперва запрет существовал на чтение Библии на народных языках. Переводы должна были утверждать церковь. Те же Кирилл и Мефодий на свою работу со славянским языком предварительно получали разрешение. Но это позволяло избежать ошибок и ереси. Немного было таких, кто мог читать Библию на латыни, многие и свой родной язык не всегда знали. В церкви священник рассказывал и толковал эпизоды из книги, которые потом пересказывались родным и детям. Так что паства, даже не читая Библии, ее, в общем-то, знала. А запрет позволял избежать ереси из-за необразованности простых людей. Сейчас мало того, что запрета нет, так священники еще и призывают читать как можно чаще и думать над текстами. Но справедливости ради стоит отметить, что до протестантов католикам далеко в плане чтении Библии.

Католики занимаются идолопоклонством. Есть мнение, что факт поклонения Деве Марии означает не что иное, как идолопоклонство. На самом деле в католическом богословии есть три варианта вероисповеданий. Латрия предусматривает поклонение единому Богу, отход от этой нормы считается смертным грехом. Гипердулия является почитанием Девы Марии, но это именно почитание, а не идолопоклонство. Особым типом вероисповедания является поклонение ангелам и святым. Такое разделение утвердил Второй Никейский собор еще в 787 году н.э. Этот совет специально собрали для того, чтобы осудить тех, кто считал идолопоклонством отношение к иконам и статуэткам святых. Если католик становится перед статуей на колени во время молитвы, то он ей не молится и не поклоняется, а вот протестант с Библией в руках, стоя на коленях, именно поклоняется. Те изображения святых, которые есть у католиков, просто напоминают о святости этого персонажа.

Католики настоящими христианами не являются. Именно католики и являются первыми христианами. При изучении ранних христианских текстов видно, что доктрины и учения точно совпадают с тем, что проповедует сегодня католическая церковь. Речь идет о епископах, девственницах-монахинях, исповеди, священниках, крещении, Римском Епископе, как главе всей религии. Высказывания ранних отцов церкви, которые являлись апостолами, очень напоминают современные доктрины католицизма. Большинство историков признает, что именно католическая церковь является первой христианской, это нетрудно доказать с помощью древних текстов.

Папа Римский является полностью непогрешимым. По мнению католиков, их глава может быть безгрешным лишь при определенных условиях. Свои заявления он должен совершать по канонам веры и нравственности, его декреты должны касаться всей церкви и объединять ее, и он должен выступать не лично от себя, а от лица всего Папства. Следовательно, разговор Папы о вопросах науки, допускает его ошибки. А вот в вопросах религии, при соблюдении вышеизложенных пунктов, он говорит от лица Бога. Именно поэтому католики должны верить Папе. В конце его непогрешимого заявления звучит фраза «да будет анафема».

Католическая церковь выступает против науки и не верит в эволюцию. Стоит учитывать, что многие крупные научные открытия появились, благодаря образованию в католическом мире. Например, бельгийский священник Жорж Леметр стал тем человеком, который первым выдвинул Теорию Большого Взрыва. Когда она дошла до Эйнштейна, тот ее отклонил, заявив о правильности математики, но отвратительной при этом физике. В конечном счете мэтр принял теорию священника. И католическая церковь не отрицает теории эволюции, как это делают многие американские протестантские или евангелистские церкви. С момента появления этой теории католическая церковь официально не высказывалась по этому поводу. Впервые какое-либо публичное заявление на данную тему сделал Папа Пий XII. Он сказал, что церковь не запрещает учение эволюции. Оно исследует, как были созданы человеческие тела, а вера говорит о том, что души созданы Богом. В 2004 году специальная теологическая комиссия сделала заявления о логичности теории Большого Взрыва и теории эволюции. Есть только расхождения по темпам и механизмам развития жизни на планете. В настоящее время католические школы по всему миру, в том числе и в Штатах, преподают именно научный подход к появлению жизни, это неотъемлемая часть учебного плана.

С помощью индульгенции можно деньгами откупиться от грехов. Сперва надо понять, чем же вообще является индульгенция. Католическая церковь учит верующих, что те за грехи получают два вида наказаний. Вечное, предусматривает ад после смерти, а временное - это кара при жизни или в чистилище после смерти. Чтобы избежать ада, человеку надо покаяться, он тогда будет прощен. А вот временное наказание никуда не исчезнет. Индульгенция является таким специальным благословением, которое позволяет отменить временное наказание. Для этого надо совершить некие благие дела или прочитать определенные молитвы. В средние века хитрые епископы действительно за деньги продавали поддельные индульгенции, направляя средства на нужды церкви. Официальный Рим долго боролся с такими злоупотреблениями, понадобилось почти триста лет, чтобы искоренить такой бизнес. А настоящие индульгенции существовали еще с самого начала, церковь и сегодня их выдает. Но с зарабатыванием денег это уже не имеет ничего общего.

Католическая церковь была создана императором Константином в 325 году. В 313 году этот император объявил о терпимом отношении властей к христианству. Это было закреплено с помощью Миланского эдикта, что означало отмену штрафов за это вероисповедание. А в возрасте 40 лет Константин сам покрестился, а потом созвал Первый Никейский собор. Из-за важности этого события и считается, что император создал церковь. Но до этого собрания были и другие, правда, не такие масштабные и знаменитые. Да и структура церкви уже сформировалась. На том соборе Константин был простым наблюдателем, а решения принимались епископами и представителями Папы. До Никейского собора уже нормой было безбрачие у священников, крещение младенцев, а структура епископов и священников существовала уже 300 лет.

Католические священники не имеют права жениться. Прежде чем развенчать миф о существовании целибата, стоит понять саму природу католицизма. В юрисдикции Папы Римского находятся две церковные секции - Римская католическая и Восточная католическая. Все они следуют общим канонам. Различия же заключаются в стиле вероисповедания и внешних правил. Так, в Восточной церкви священникам разрешают вступать в брак, но в таком статусе он уже не сможет стать Папой. Бывает, что пасторы переходят в католицизм из других религий уже женатыми, например, из англиканской церкви. Им сохраняют сан, так что в Римско-католической церкви женатые священники не такая уж и редкость.

Церковь добавила в Библию несколько книг. В католической версии Ветхого Завета на 7 книг больше, чем в протестантской. Эта разница породила миф о том, что Рим добавил в Библию некую информацию. На самом деле книги эти считались официальными в христианстве еще до появления протестантства. И уже Мартин Лютер убрал ненужные по его мнению части Библии. Некоторые из них подтверждают те доктрины, от которых отказался реформатор. Католическая церковь использует «греческий выпуск», которым пользовались на проповедях апостолы. А вот Лютер выбрал еврейский масоретский канон, датируемый 700-1000 годами н.э. Протестанты отказались от Книги Иудифи, двух книг Маккавейских, Книги Премудрости Иисуса, Книги Товита, Книги пророка Варуха и сына Сирахова. А вот католический Новый Завет Лютер сохранил полностью. Интересно, часто упомянутый в Маккавейских книгах праздник Ханука, ни в еврейский, ни в протестантский Новый Завет не попал.

Папство придумали уже в средние века. Папа Римский являлся Епископом Рима, его с самого начала христиане считали главой церкви. Об этом говорят древние документы, да и сама Библия. В Евангелии сказано, что первым Епископом Римской церкви являлся сам Петр, который оставался на этом посту до своей смерти в 64 году. Вторым Папой стал святой Ириней Лионский. Затем на этом посту был Клет, четвертым был Климент, создавший епархию против ереси. А Папа Лин ввел правило, что женщины должны покрывать голову в церкви. Оно действует до сих пор.

Католическая церковь ввела много новых догматов. Догматы были вовсе не придуманы, а выведены согласно закону соответствующего развития. Церковь и раньше верила в некоторые постулаты, просто они не были догмами. А новые догматы появляются не из ниоткуда, а на основе Священного Писания. Понадобилось время, чтобы их пояснить и уточнить, чтобы у верующих была ясность в голове. В свое время и догмат о Троице считался новым, его вывели на основе христианского учения. Церковь и так верила в это, но со временем закрепило это постулат. В католичестве пока информация полностью не проверится, догматы вводиться не будут.

Дева Мария в католичестве почитается больше Бога. Если изучить Чин Мессу, то становится все понятно. О Деве Марии там упоминается вскользь, а вот имя Христа звучит постоянно. Католики очень любят Богородицу, как дети любят свою мать, видя в ней заступницу и утешительницу. Католическая церковь никогда не будет почитать Марию так, как Иисус удостоил ее славой, как Бог Отец наградил ее, сделав матерью своего сына и как Святой дух, выбрав ее для зачатия.

Католики молятся здравствующему Папе Римскому. Папа Римский является видимой главой церкви, его слушаются и уважают. А молитвы к Папе Римскому возносятся не ныне здравствующему, а к одному из умерших и признанных святым или блаженным.

Католики считают, что Богородицу зачали аналогично Христу. Действительно, есть догмат о непорочном зачатии пресвятой Девы Марии. Однако в данном случае не имеется в виду, что дело обошлось без мужчины. Богородицы не коснулся первородный грех, именно поэтому зачатие и может считаться непорочным. У нее не было греховной природы обычного человека, она получила ту же природу, что и была до грехопадения. А личная праведность Девы Марии - это результат ее свободного выбора. Бог ради будущей жертвы Христа дал ей милость и не коснулся первородным грехом, чтобы Мария стала обителью для Божественного Младенца.

Католики изменили Символ веры. В свое время возникла проблема Филиокве, об изменении символа веры. Но она скорее не богословская, а филологическая, опирающаяся на разные переводы. Католики не считают Сына отдельным источником Святого Духа. Святая Троица - своеобразный цветок. Корнем является Отец, на нем все и растет. Стебель - это сын, он своеобразный посредник между людьми и отцом. Святой Дух - это цветок, который исходит и от Отца, и от Сына, от корня через стебель. Так что Филиокве не изменила символ веры, а просто уточнила его.

Католикам не надо исповедоваться перед Причастием. Ни одного человека церковь не допускает к причастию без исповеди, ведь у него может быть смертный грех за душой. А вот если такого нет, то исповедь перед каждым Причастием не требуется. Дело в том, что повседневные грехи, которые сохраняют связь с Богом, могут быть отпущены во время общей исповеди и того же Причастия. В таком же виде практикует это и православная церковь.

Католики не постятся перед Причастием. У католиков перед причастием есть Евхаристический пост, который составляет час до причастия. Но рекомендуется поститься час до мессы. Так сделано для того, чтобы люди могли чаще причащаться. Когда-то мессу служили только рано утром, и пост был то ли с утра же, а то ли с полуночи. Потом мессу разрешили служить вечером, и столь длительный отказ от пищи потерял смысл. Пост сократили сперва до трех часов, а потом и до часа. Да и еда в желудке не может осквернить Причастие, к тому же впервые оно вообще свершилось во время плотного ужина. Пост является дисциплинарной мерой, которую легко можно изменить. Церковь считает, что люди должны причащаться как можно чаще, это не награда за духовность, а лекарства.

Католики не причащают маленьких детей. Тут стоит сделать разъяснения. В Латинском обряде католики не допускают к обряду детей до возраста распознавания. Ребенок должен уметь отличить обычный хлеб от евхаристического, понимать разницу между добром и злом, уметь исповедоваться. Кто-то уже в 5 лет соответствует этим нормам, а кто-то и в 16 не готов подойти ответственно к таинству. Считается, что перед первой исповедью дети должны год-два отзаниматься в воскресной школе. Ребенку надо знать основные символы веры, суть таинств и основные молитвы. А вот в византийском обряде младенцы причащаются с самого момента крещения и миропомазания. Логично, чтобы Причастие все же происходило в сознательном возрасте. Но и другая практика имеет право на жизнь: в окружении близких дети хотя и не понимают все суть, но ощущают, что это важно и хорошо. И тут нет ничего плохого.

У католиков используется только пресный хлеб. Это утверждение справедливо только лишь для Латинского обряда. Там пресный хлеб - дань памяти иудейской традиции использовать опресноки на Пейсах. Во время Тайно вечери Христос совершил те же древние иудейские обряды, но с иными словами, придав им новый смысл. К иудейской пасхе все квасное уничтожалось, так что выбор пресного хлеба неслучаен. А в восточных традициях используют дрожжевой хлеб, что является символом воскрешения Христа. Это красиво, но традиция уже другая. На самом деле это все детали - во время войны священники служили мессы и литургии с помощью хлеба из опилок, а армяне используют неразбавленное вино. Суть Евхаристии вовсе не в том, какое вино или хлеб используется.

Католики всю службу службы сидят. Этот миф можно развенчать, если хотя бы раз побывать на богослужении. Скамейки тут стоят не для красоты, но используют их не всю службу. Процессия священников встречается стоя, верующие садятся во время чтения отрывков Ветхого Завета. А вот при чтении Евангелия все стоят. Евхаристическую Литургию люди также проводят на ногах, опускаясь на колени в самые важные моменты. После Причастия также рекомендуется молиться на коленях. Всего удается посидеть максимум треть времени. А вот Литургии Часов можно послушать сидя, но и там во время молитв и гимнов рекомендуется вставать. Скамейки стоят для того, чтобы люди могли лучше слушать. В большие же праздники сесть удается далеко не всем, на Пасху стоят даже в центральном проходе. Но это никого не смущает - сюда идут не за посиделками.

Католические службы ведутся на латыни. В западных обрядах католической церкви латынь действительно является основным языком. Но при необходимости разрешается служить и на национальных языках. В реальности именно они и звучат чаще всего, латынь люди уже попросту не понимают. По желанию священника на этом языке служат лишь некоторые избранные главные мессы. Армяне-католики используют древнеармянский, греки-католики - церковнославянский, украинский, русский и так далее в зависимости от страны. Да и прочие обряды служатся на родном языке. Церковь хочет, чтобы богослужение было понятно и для необразованных прихожан, поэтому был сделан такой шаг.

Во время мессы католики играют на музыкальных инструментах. Так происходит далеко не всегда. Если музыкантов нет, то служба все равно состоится. А есть тихие мессы, где посторонние звуки в принципе не предусмотрены. И в этом есть своя прелесть.

Католические таинства являются недействительными. Католики и православные взаимно признают все семь таинств. Дело не в том, что недействительны таинства, а в том, что нет Евхаристического общения, то есть совместного ведения священниками литургии.

У католиков присутствует другой календарь. Многие католики живут по григорианскому календарю, но есть и те, кто выбрал юлианский. И речь идет не только о католиках восточного обряда в странах СНГ, но и о некоторых верующих по латинскому обряду. Так, на Святой Земле было решено перейти на юлианский календарь, чтобы было единство с проживающими там православными. Но насколько это вообще принципиальный вопрос, разве истина скрыта в том, какой календарь используется?

У католиков Рождество важнее Пасхи. Никакая христианская церковь не может так считать. Если бы не было Страстной Пятницы и Пасхи, то и Рождество потеряло бы свой смысл. Рождество - любимый и ожидаемый праздник, но Пасха - настоящая вершина Литургического года. Подготовка к ней - самое важное в году. А миф мог появиться из-за того, что на Западе перед Рождеством людей охватывает настоящая истерия, касающаяся подарков. Этот праздник является любимым семейным даже у атеистов. Люди уже толком и не помнят, что именно они отмечают. Но это проблемы общества, которое переняло церковный праздник. А в католицизме важность и первенство Пасхи сомнению не подвергается.

У католиков нет постов. Если в православной традиции принято поститься в среду, пятницу и есть еще четыре многодневных поста, то у католиков с латинским обрядом пары летних постов вообще нет. Существует предпасхальный Великий Пост и предрождественский Адвент, который и постом назвать сложно. Скорее, это окаянный период. А ведь еще недавно посты у католиков были очень суровыми, просто церковь поняла, что подобная практика вредна как для физического, так и для духовного здоровья людей. Воздержание приводило к обжорству, что вообще-то и грешно и опасно для здоровья. Разве этого хочет Бог? В настоящее время строгий пост существует для всех верующих в возрасте 18-60 лет. Это Пепельная среда, с которой начинается Великий Пост и Страстная Пятница. Некоторые католики по старой памяти соблюдают и другие дни, но это уже личная инициатива. Церковь обычно ставит верующим обязательный минимум - два дня надо провести в строгом посту без мяса, с молитвами по утрам и вечерам, мессой в воскресенье, исповедью и причастием раз в год в пасхальное время. А вот католики византийского обряда, греко-католики или униаты, постятся, как и православные. Церковь позволила сохранить традиции.

В католической церкви рукополагают и венчают геев. Церковь запрещает однополые браки, осуждая и сами такие связи. Сам по себе гомосексуалист отлучен не будет, но ему надо жить в целомудрии. Если он не поддается своим желаниям, то это грехом самим по себе не является. Открытый гомосексуалист в священники не может быть рукоположен, он считается нездоровым и не может нести службу в церкви. Следует различать ориентацию и поведение. Гомосексуальность может быть случайной и преходящей, что отмечается в возрасте формирования сексуальной идентичности. Через это можно пройти. Другая крайность - укоренившееся и привычное поведение. Сама по себе ориентация требует осторожности в выборе пути, но барьером на пути к вере не является. Церковь не отворачивается от своих прихожан, пытаясь помочь им в борьбе с грехом, особенно подросткам, которые проходят через это испытание. Но и поощрять грех католическая церковь не будет.

У католиков допускается, чтобы крестными были и православные, и другие христиане. Это неправда, крестными могут быть только католики. Другие же верующие могут быть допущены на церемонию, как свидетели.

Католики крестят даже животных. Такого в природе не существует. А сам миф появился, благодаря существующей в некоторых странах традиции приносить в храм на день святого Франциска Ассизского домашних животных на благословение. Дело в том, что этот католический святой очень любил животных. По просьбе этого покровителя существа и окропляют водой, благословляя. Но этот шаг сродни тому, что окроплять жилье или транспортное средства.

Человеку надо принять соответствующую веру, если он хочет вступить в брак с католиком. Это вовсе не обязательно. Епископ может выдать разрешение на смешанный брак, а после 2-3 месячной подготовки к таинству брака можно будет совершить венчание. При заполнении брачного протокола выясняется, если ли препятствия к браку. Католическая сторона обязуется хранить веру и сделать все возможное, чтобы в ней было крещено и воспитано потомство. Другая же сторона дает обещание, что супругу не будет чиниться препятствия к его вере, а также, что известно об обещании воспитать детей в католической вере.

Католическая церковь запрещает контрацепцию. Церковь запрещает пользоваться искусственными средствами контрацепции и репродуктивными технологиями. Супружеский акт считается священным, и ничто не должно нарушать его целостности и направленности на появление детей. Однако разрешается планировать свою семью, изучая свое тело и законы работы репродуктивной системы. Во многих приходах перед венчанием этому обучают молодых. Такие методы требуют дисциплины, но их точно соблюдение позволяет добиться нужного результата.

Католикам запрещены разводы. А вот это утверждение мифом не является. В католической церкви нет такого явления, как развод. Второй раз венчаться не получится, если же жить с кем-то еще без венчания, то этот грех может повлечь за собой отлучение от Причастия. Бывает, что супруги по каким-то серьезным причинам не могут продолжать совместную жизнь. Это могут быть факты насилия, наркотики, алкоголь, измены. Тогда церковь дает возможность пожить людям отдельно, при этом ни одна из сторон в новый брак вступить не может. Может недействительным признаться и брак, но и это не развод. Просто церковь утверждает, что и брака как такового не было, так как его суть изначально была нарушена. Например, один из супругов скрыл правду о своем здоровье, кто-то был несвободен в выборе, принужден к нему, у кого-то была связь на стороне, нежелание принимать посылаемых Богом детей. Но эта процедуру довольно длительная и сложная. Чтобы рассчитывать на такую форму «развода» придется доказать, что сложились такие условия.

Католики считают, что спастись могут только они. Католическая церковь считает, что и в других религиях есть зерна истины, относясь к ним с уважением. Никому не отказывается в спасении, если человек исполнял божью волю в рамках своего мировоззрения и воспитания. Надо просто принять добровольно Господа и то, что именно католическая церковь владеет всей полнотой истины и средствами к спасению. Те, кто не знал и не понимал этого, никакой вины не несут. А вот те, кто знал о глубине католической церкви и истинности ее веры, но из каких-то побуждений вышли из нее, спастись не смогут. Чем ближе конфессия по своему учению к католической церкви, тем больше там средств к спасению. В церковном поминовении и погребении отказывают лишь самым принципиальным еретикам, но не в виде наказания, а потому что они сами сделали свой выбор, отказавшись от сотрудничества с церковью. При этом никто не утверждает, что эти люди непременно попадут в ад.

В результате Брестской Унии появились католики восточного обряда. Восточнокатолический обряд насчитывает на самом деле более 20 разных обрядов. И это отнюдь не только славяно-византийский, есть еще армянский, коптский. Есть к тому же восточнокатолические церкви, которые вообще никогда в раскол с Римом не вступали. Это, например, итало-албанская католическая церковь византийского обряда. Единое вероучение и церковное управление в католической церкви практиковалось всегда, даже с учетом разных литургических обрядов и традиций.

То, что у православных зовется церковью, у католиков - костелом. Само слово «костел» на польском языке и означает «церковь». В свое время полонизм неплохо прижился в России. Были времена, когда католичество могли у нас исповедовать только иностранцы или их потомки, эту нишу заполнили поляки. В настоящее время российские католики в большинстве своем являются русскими, чьих иностранных корней уже и не найти. Они спокойно употребляют привычные нам слова «храм», «собор», «церковь». Да и в западных странах католические храмы костелами не называют.

Католики обманывают верующих, переманивая их в свою веру. Этот миф легко развенчать, если знать, как же непросто соблюдать эту веру. Новообращенным приходится проходить катехизацию от нескольких месяцев и вплоть до трех лет. Все это время люди должны подробно изучать учение католической церкви, научиться искать в своей жизни волю Божью, размышлять и принимать решения о своей духовной жизни, нести за них ответственность. И это утомляет, ведь куда проще, когда тебе прямо говорят, что именно надо делать. Желающим принять католичество нужда сильная мотивация, иначе испытание можно и не выдержать. Новообращенным не разрешается участвовать в таинствах, а вот на все остальное ограничений нет. Разрешается посещать все богослужения, участвовать в мероприятиях, общаться с монахами и священниками. Это дает возможность прикоснуться ко внутренней жизни церкви, примерить на себя будущий образ прихожанина. И если человек вдруг передумает делать такой выбор, его никто удерживать не будет. Если же верующий становится католиком, то тут уже не до демократии - надо принимать все вероучение целиком.

Католические крестики отличаются от православных. Так рассуждать не совсем верно. Есть латинская традиция изображения креста. Он изображается четырехконечным, с тремя гвоздями и без нижней перекладины. В византийской же или православной он выглядит иначе. Католикам вообще не принципиально, какой крест носить: православный, кельтский, армянский или вообще францисканский в виде буквы «Т». Некоторые выбирают вместо него медальон или ладанку, символов может быть сколь угодно много.

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

98. Православный и католический взгляд на Святую Троицу. О философском смысле филиокве Арианство как течение христианской мысли к VI в. утратило свое значение. Однако разногласия в понимании Триединства в Святой Троице продолжали волновать богословов. Различия между

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Римско-католический церковный год Нынешний римско-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кардиналу

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Римско-католический табель праздников В римско-католической церкви праздники по степени торжественности делятся на 6 разрядов. Праздники первых 4 разрядов, так как обнимают собою каждый около двух дней (некоторые имеют канун или вигилию, другие продолжаются на некоторых

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Католический ответ: Тридентский собор об оправдании Вполне очевидно, что Католическая Церковь должна была дать официальный и определенный ответ Лютеру. К 1540 г. имя Лютера приобрело известность во всей Европе. Его сочинения читались и усваивались с различной степенью

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Католический ответ: Тридентский собор о Писании Тридентский собор мощно отреагировал на то, что он посчитал протестантской безответственностью в отношении вопросов авторитета и толкования Писания. Четвертая сессия собора, закончившая свои заседания 8 апреля 1546 г.,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

Католический ответ: Тридентский собор о таинствах Тридентский собор не спешил с выражением своего отношения к реформационным взглядам на таинства. Седьмая сессия Тридентского собора завершилась 3 марта 1547 г. изданием «Декрета о таинствах». Во многом это была временная

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

2. Римско–католический экуменизм Хотя Римско–католическая церковь поначалу противилась целям, выраженным в программе ВСЦ, она затем решила широко сотрудничать с этим органом. Второй Ватиканский Собор (1962–1965), который все больше рассматривал папство в

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

Раздел II. Католический культ «Освящающая задача Церкви» Культ в любой религии (от лат. cultus - почитание, поклонение) – это совокупность обрядовых действий, при помощи которых верующий воздает почести сверхъестественной реальности. Католический культ отличается

Из книги Основы искусства святости, том 4 автора Варнава Епископ

МОДЕРНИЗМ КАТОЛИЧЕСКИЙ И БИБЛЕИСТИКА Под католич. М. подразумевается движение внутри католич. мысли, к–рое заявило о себе на рубеже 19 и 20 вв. и стремилось согласовать церк. принципы с состоянием культуры своего времени (философией, естествознанием, историч. наукой,

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

§105. Еретический и католический аскетизм Но мы должны сейчас провести разграничение между двумя разными типами аскетизма в христианской древности: еретическим и ортодоксальным, или католическим. Первый основан на языческой философии, второй - на христианских

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА III. КАТОЛИЧЕСКИЙ ДОГМАТ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Вера в личную безгрешность Богоматери в Православии есть, так сказать, благоуханное курение, молитвенное облако, сгущающееся из фимиама благочестивого Ее почитания в Церкви. Если задать себе вопрос, что именно

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Из книги автора

Из книги автора

Поучение 2-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Уроки из празднуемого события: а) мы должны чаще посещать храм Божий; б) должны твердо хранить данные обеты, и в) родители должны водить в храм своих детей с ранних их лет) I. Родители Пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким

Из книги автора

Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятой Богородицы (Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?) I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им

Из книги автора

Католический храм св. Екатерины В один из дней 1828 г. в петербургском католическом храме Св. Екатерины было особенно празднично. Здесь при огромном стечении народа венчался Л.П. Витгенштейн, сын знаменитого фельдмаршала, «спасителя града Петрова», как его называли

Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, г.Москва

До конца XIX века в Москве существовало два католических храма – св.Людовика (на Малой Лубянке) и свв. апостолов Петра и Павла (в Милютинском переулке д.18, ныне закрыт). К тому времени число прихожан достигло 30 тысяч человек, и в 1894 году было принято решение возвести новый филиальный храм прихода свв. апостолов Петра и Павла. Когда разрешение на строительство, одобренное императором Николаем II, было получено, огромная община московских поляков принялась собирать средства для постройки. Деньги присылали со всей страны и из-за границы: многие русские, белорусы, поляки (включая ссыльных), отправляли свои пожертвования.

В архивах (ЦГИА г.Москвы и ЦГИА СССР) сохранились документы, рассказывающие о деятельности строительного комитета. Например, до наших дней дошел акт о покупке за 10 000 рублей золотом 10 га земли под новый храм в районе Малой Грузинской улицы и ведомости сбора пожертвований, где записаны все дарители, независимо от величины взноса.

Проект храма разработал прихожанин церкви свв. апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здание было спроектировано в неоготическом стиле (т.е. стиле «новой готики», отличительные особенности которой: кладка из красного кирпича, высокие черные крыши, стрельчатые окна). Прообразом фасада послужил готический Собор в Вестминстре (Англия).

Филиальная церковь прихода Свв.Апостолов Петра и Павла в честь Беспорочного зачатия Пресвятой Девы Марии строилась с 1899 по 1911 год. Открытие храма состоялось 21 декабря 1911 года, а отделочные работы продолжались вплоть до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были поставлены только в 1923 году.

Храм действовал до 1937 года и был отобран у католиков 30 июля 1938 года. Церковное имущество было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад обезображен.

В 1976 году московские власти планировали передачу здания Храма главному управлению культуры. Разработали проект его реконструкции под зал органной музыки. Но идея не была реализована из-за сопротивления расположившихся в здании организаций.

После 1989 года, когда московские католики и ассоциация «Дом Польский» потребовали вернуть Храм его владельцам – католикам и Католической Церкви, Храм начинает потихоньку возрождаться.

С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма. Несколько сот человек в холод молились о возвращении им Храма.

12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Католический храм святого Людовика Французского (Москва)

Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с кафедральным собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. При церкви действует воскресная школа, скаутское движение (Скауты Европы). Регулярно проводятся благотворительные органные концерты.

В 1789 году проживающие в Москве французы подали прошение о разрешении им строительства католического храма. После получения разрешения от московских властей и его одобрения императрицей Екатериной II был построен небольшой деревянный храм на участке между Малой Лубянкой и Милютинским переулком. Освящение церкви во имя французского короля Людовика IX Святого состоялось 30 марта 1791 года.

В XIX веке было осуществлено строительство современного здания храма на месте прежнего. Строительство было начато в 1833 году, а закончено двумя годами позже. Храм был сооружён по проекту известного архитектора А. О. Жилярди. Освящение состоялось, однако, лишь 17 июня 1849 года, о чём напоминает мраморная доска в алтарной части церкви.
Статуя св. Людовика

При храме св. Людовика существовали две гимназии - мужская гимназия св. Филиппа Нери и женская гимназия св. Екатерины; а также благотворительный приют св. Доротеи.

К 1917 году число прихожан насчитывало 2700 человек.

После революции 1917 года для храма наступили тяжёлые времена, храм многократно разорялся, настоятель был выслан из страны. До 1926 года французский приход опекался отцом Зелинским, настоятелем храма св. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке. В 1926 году епископ Мишель д’Эрбиньи в тайне от советских властей рукоположил в епископы в храме святого Людовика ассумпциониста П. Э. Невё и ещё двух священников - А.И. Фризона и Б. Слосканса. Однако его тайна была раскрыта и Д’Эрбиньи был выслан из СССР. Предпринимались попытки выслать и епикопа Невё, однако его оставили в стране после протестов французского посольства.

Всё время существования СССР храм св. Людовика оставался единственным открытым католическим храмом Москвы и одним из двух (наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде) католических храмов в РСФСР.

С начала 90-х годов в жизни храма начался новый период. 13 апреля 1991 г. папа Иоанн Павел II объявил о создании Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России. Торжественное вступление в должность апостольского администратора архиепископа Тадеуша Кондрусевича состоялось в храме святого Людовика 28 мая 1991 г.

В настоящее время, в связи с тем, что третий католический храм Москвы - храм св. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке так и не был возвращён Церкви, в храме святого Людовика проводят службы как приход святого Людовика (преимущественно франко- и англоязычный), так и приход св. Петра и Павла (преимущественно русскоязычный).

Храм апостолов Петра и Павла (г. Москва)

Земельный участок для строительства костёла был приобретён Римско-Католической церковью в 1838 г. В 1839 г. по Высочайшему соизволению Государя императора и с разрешения Священного синода в торжественной обстановке генерал-губернатор Москвы заложил первый камень в основание храма. Строительство костёла производилось на добровольные пожертвования прихожан и московских благотворительных организаций по проекту одного из величайших архитекторов того времени А.О. Жилярди и в 1845 году храм был освящён в честь небесных покровителей прихода Св. апостолов Петра и Павла. С 1840х гг. по 1905 г. вокруг здания костёла на церковной земле были возведены здания богодельни для престарелых, библиотеки, правления Благотворительного общества вспомоществования бедным, корпус женского училища, дом причта и церковно-приходской школы. После октябрьской революции 1917 года в 20-х годах храм был закрыт властями и в 1940 г. началась его частичная перестройка под кинотеатр, но война 1941-1945 гг. прервала реконструкцию. В 1946 г. здание храма было перестроено под административное здание НИИ "Гипроуглемаш", который арендует его до настоящего времени и большую часть храма сдаёт в субаренду различным коммерческим структурам под офисы.

Так Храм выглядел раньше.

Костел Пресвятой Троицы (г. Тобольск)
Римско-католический (польский) костел Пресвятой Троицы строился в 1900-1909 гг. на пожертвования прихожан - участников Польского восстания, сосланных в Тобольск,и их потомков. Он расположен на пересечении улиц Алябьева и Р. Люксембург прямо под горой, на которой находится Кремль. План костела составлял варшавский архитектор К. Войцеховский. До революции соборнасчитывал 5 тыс. прихожан. После 1917 г. он был закрыт. Полуразрушенный храм использовался под склад, столовую, хранилище кинолент. В 1993 г. возвращенное общине здание восстановила краковская фирма "Реальбуд". Вторично храм освящен 13 августа 2000 г. В 2004 г. в храме установили орган.

Петрозаводский костёл

Настоятель Петрозаводского прихода Неустанной Помощи Божией Матери - отец Целестин (Дерунов).

Адрес костела - 185035 Республика Карелия, г.Петрозаводск, пр.Ленина, д.11-а.

Богослужения совершаются в храме. На богослужения обычно собирается до сотни прихожан.

Костел находится в центре города, рядом с перекрестком пр. Ленина и ул. Кирова, напротив аптечного центра "Индустрия здоровья" (на противоположной стороне пр.Ленина), и виден в проходе между двумя пятиэтажными домами как здание из темно-красного кирпича высотой в два-три этажа.

Доехать до него можно автобусами NN 3, 4 и 12, троллейбусами NN 1, 2,4, 6 или "маршрутками" 4, 6, 8, 13, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 41, 44, 45, 46, 71. Остановки - "Театр Творческая мастерская", "ул.Куйбышева", "ул. Еремеева и "Роддом N 1". Все эти остановки находятся рядом с означенным перекрестком.

Здание костела Неустанной Помощи Божией Матери в Петрозаводске

Костел построят в Костомукше
Католический храм в городе горняков может появиться уже в начале лета.

Как сообщает сайт администрации Костомукши, сейчас верующие при поддержке городских властей выбирают место для будущего костела. По словам костомукшских католиков, при удачном стечении обстоятельств здание костела может появиться в городе уже в начале лета. "Средства для строительства и благоустройства нового Дома для паствы этой конфессии выделил Ватикан, заинтересованный, как оказалось, в появлении подобных заведений в различных уголках мира", – говорится в сообщени

Храм Святой Екатерины Александрийской - католический храм в городе Санкт-Петербург, один из старейших католических храмов России. Памятник архитектуры. Расположен по адресу: Невский проспект, д. 32-34.

Приход храма административно относится к Северо-западному региону Архиепархии Матери Божией (с центром в Москве), возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци.

Католический приход святой Екатерины Александрийской был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна подписала разрешение на возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте), однако строительство шло с большими проблемами. Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, начавшиеся под его руководством работы были прекращены в 1751 году после отъезда зодчего на родину. Попытка закончить строительство в 60-х годах XVIII века, предпринятая архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, также была неудачной. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.
[править] Храм во времена Российской империи

Храм Св. Екатерины связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался, крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию.
Траурная месса по эрцгерцогу Францу-Фердинанду

Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католицизм: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие.

Служение в церкви осуществляли представители различных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы.

В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками, однако доминиканская община при храме продолжала существовать.

Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан.
[править] После 1917 года

При большевистском режиме некоторые члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году.

Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; служили французские священники. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; утварь, иконы и книги из великолепной храмовой библиотеки выбросили на улицу. Окончательно разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого сгорели деревянные детали внутреннего убранства церкви и орган.

Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции здания и преобразовании его в органный зал филармонии. В 1984 году, впрочем, в здании вспыхнул ещё один пожар, который свёл на нет работу реставраторов. В здании, находящемся в аварийном состоянии, были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры.
[править] Возрождение

Восстановление нормальной деятельности Католической церкви в России началось в начале 90-х годов XX века. В 1991 году был зарегистрирован вновь образованный приход святой Екатерины, в феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы в здании храма, находившемся в ужасном состоянии. К октябрю 1992 года завершился первый этап реставрационных работ, был установлен временный алтарь. В октябре 1998 года была открыта часовня Благовещения, а 16 апреля 2000 года была освящена алтарная часть храма. В 2003 году было закончено восстановление основной части храма и впервые открыты центральные ворота. Работы над восстановлением внутреннего интерьера продолжаются до сих пор.

11 марта 2006 храм Св. Екатерины принял участие в совместной молитве Розария с католиками из десяти европейских и африканских городов, организованной посредством телемоста. В молитве принял участие Папа Римский Бенедикт XVI.
Интерьер церкви (2009)

29 ноября 2008 года после многолетних реставрационных работ был освящён главный неф церкви.
[править] Архитектура

Здание имеет форму латинского креста, с поперечным трансептом, увенчано большим куполом. Длина здания храма - 44 м, ширина - 25 м, высота - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея (на латыни): «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф 21. 13) и дата завершения строительства собора. Над главным престолом был помещён большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины», написанный художником Якобом Миттенлейдером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках