27.02.2024

Обращение к благочинному протоиерею в письме. Как обращаться к священнику — церковный этикет


В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте".

Сам же священник, представляясь, должен сказать: "Иерей (или священник) Василий Иванов", "Протоиерей Геннадий Петров", "Игумен Леонид"; но будет нарушением церковного этикета сказать: "Я - отец Михаил Сидоров".

В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: "Отец настоятель благословил", "Отец Михаил считает...". Но режет слух: "Иерей Федор посоветовал". Хотя на многоклирном приходе, где могут оказаться священники с одинаковыми именами, для различения их говорят: "Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает". Или же в этом случае к имени добавляется фамилия: "Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки".

Сочетание "отец" и фамилия священника ("отец Кравченко") употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности. Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.

Рассмотрим некоторые ситуации. Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников? Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословение в первую очередь у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев (Вопрос в том, как это различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением - обязательно протоиерей, позолоченный - или протоиерей, или иерей, серебряный - иерей). Если вы уже взяли благословение у двух-трех священников, а рядом находятся еще три-четыре батюшки, возьмите благословение и у них. Но если видите, что это почему-то затруднительно, скажите: "Благословите, честные отцы" и поклонитесь. Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: "святой отец", говорят: "честный отче" (например: "Помолитесь за меня, честный отче") .

Другая ситуация: группа верующих во дворе храма подходит под благословение священника. В этом случае следует поступить так: вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь) - по старшинству, затем - женщины (тоже по старшинству). Если подходит под благословение семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: "Отец Петр, это моя супруга. Прошу вас, благословите ее".

Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в приемной мэра, магазине и т.п.)? Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословение, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословение ограничиваются легким поклоном.

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: "Простите, батюшка, и благословите".

Нормы поведения при разговоре со священником

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, поза, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргон, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека). В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд - кроткий, смиренный, потупленный - сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае - церковном.

Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своими многоречием и словоохотливостью. В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так* внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Надо ли говорить, что и миряне в общении между собой руководствуются теми же; нормами поведения.

Как правильно общаться между собой мирянам?

Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга "брат" или "сестра". Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: "Братья и сестры". Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: "Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие". В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина - тоже братья.

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: "Прости, брат (сестра)". - "Бог простит, ты меня прости". Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): "Всего доброго!", но: "Храни, Господи", "Прошу молитв", "С Богом", "Помощи Божией", "Ангела хранителя" и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, - то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: "Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех" или "Простите, но на это нет благословения моего духовника". И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как приглашают священника для исполнения треб?

Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.

Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как и при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: "Здравствуйте", но строят начало разговора так: "Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка" - и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: "Благословите". Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрать комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручцы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь.

По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая - это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие-то вопросы.

Иеромонах Аристарх (Лоханов)
Трифоно-Печенгский монастырь

Как правильно обращаться к духовному лицу?

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях принято следующим образом:

К монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: " отец", "ч естной брат";

К послушнику -"брат" (если послушник в преклонном возрасте -"отец");

В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка "схи" - например: "Прошу Ваших молитв";

К диакону (архидиакону, протодиакону): "отец (архи-, прото-) диакон" или просто: "отец (имя)";

К иерею и иеромонаху: " отец (имя)" или " Ваше Преподобие";

К протоиерею, игумену и архимандриту: "Ваше Высокопреподобие".

К наместнику можно обратиться с указанием его должности ("отец наместник, благословите") или с употреблением имени ("отец Лавр, благословите"), возможно, и просто "батюшка" (употребляется редко). В официальной обстановке: "Ваше Высокопреподобие" (если наместник - архимандрит или игумен) или "Ваше Преподобие" (если иеромонах). В третьем лице говорят: "отец наместник", "отец Лавр".

К благочинному обращаются: с указанием должности ("отец благочинный"), с добавлением имени ("отец Евангел"), "батюшка". В третьем лице: "отец благочинный" ("обратитесь к отцу благочинному") или "отец... (имя)".

К духовнику обращаются: с употреблением имени ("отец Сергий") или просто "батюшка". В третьем лице: "что посоветует духовник", "что скажет отец Сергий".

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним
можно обратиться "батюшка" и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: "отец эконом", "отец казначей"

Обращение к священнику "батюшка" является русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не должно употребляться при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать "сестра". Повсеместно распространенное у нас обращение "матушка" в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице. отец схиархимандрит".К Игумение женской обители будет учтивым обращение: "Досточтимая матушка (имя)" или "матушка (имя)".

Обращаться к епископу следует: "Ваше Преосвященство", "Преосвященнейший Владыка" или просто "Владыка" (либо используя звательный падеж славянского языка: "Владыко");

к архиепископу и митрополиту - "Ваше Высокопреосвящество" или "Высокопреосвященнейший Владыка".

К Патриарху, именуемому в титуле "Святейшим", нужно обращаться: "Ваше Святейшество".

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: "Здравствуйте", "Добрый день"; говорят "Благословите!". При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
Священник при произнесении слов: "Бог благословит" или "Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" - налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую благословляющую руку, которую мирянин целует.
Священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
Распространенная ошибка людей малоцерковных - накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священника.

При разговоре с членами духовенства титулы и обращения могут быть сложными. В зависимости от того, где находится духовенство, и где пребывает священник, титулы могут варьироваться от незначительных изменений до значительных сдвигов в формальности. Эта статья поможет вам определить, как идентифицировать и надлежащим образом обращаться к членам католического духовенства.

Шаги

    Определите иерархический статус священнослужителя или пост. Ниже приведены несколько выявляющих маркеров для различных личностей, которые находятся в пределах католической иерархии. Важно отметить, что это больше указания, чем правила; Пастор может быть Византийцем, но носить Римскую рясу, например.

    • Папу Римского легко отличить по тому факту, что его ежедневная ряса (одеяние, которое носят священники, когда ничего не делают литургическим образом) имеет белый цвет. Он, как правило, единственный, кто имеет белую рясу (существует маленькая вероятность, что члены Восточного духовенства могут носить белую рясу, поскольку цвета тесно не регулируются во всех Восточных церквях, и некоторым латинским священникам разрешается носить белые рясы в тропических странах).
    • У Кардинала красная ряса (хотя, следует отметить, что, по крайней мере, у одного обычного Восточного Епископа есть такая).
    • Митрополит или Восточный епископ могут носить свободную сутану, рясу (одежду наподобие плаща, которую носят поверх рясы с длинными, ниспадающими рукавами), высокую черную шляпу, возможно с вуалью; по некоторым славянским традициям, шляпа митрополита будет белой, и Панагию, медаль с иконой Пресвятой Богородицы на ней.
    • Латинского епископа можно признать по красной накидке, узорам и пуговицам на его черной рясе, красному поясу вокруг его талии, и по красной ермолке (Пилеолусу). Он также носит нагрудный крест.
    • Монсеньор известен красной накидкой, узорами и пуговицами на его черной рясе. Но он не носит нагрудный крест или красную ермолку. Это почетное звание, как правило, больше не дается на Востоке.
    • Протоиерей , возможно, Восточный католический эквивалент званию Монсеньор. Если он решает надеть шляпу, она может быть фиолетовой или красной. В литургической обстановке, он также может надеть крест, как епископ. Кроме этого, он одевается как священник восточного обряда.
    • Священник восточного обряда одевается также как епископ с некоторыми исключениями. Вместо Панагии, он носит нательный крест. Вместо клобука, он может носить черную камилавку. В некоторых церквях это награда, в то время как в других, это опция доступна любому священнику.
    • Латинский священник носит более тугую подходящую рясу. Он также носит белый воротничок.
    • Восточный диакон одевается так же, как священник восточного обряда, минус нагрудный крест.
  1. Обращение к Диакону: Во время официального представления Перманентный диакон должен быть представлен как «Диакон (Имя и фамилия)». Непосредственно к нему нужно обращаться, как «Диакон (Фамилия)» или на бумаге, как «Преподобный (Имя и фамилия)». Если это семинарист, который является переходным Диаконом, то его нужно представлять как «Диакон (Имя и фамилия)». Лично к нему нужно обращаться, как «Диакон (Фамилия)» или на бумаге, как «Преподобный (Имя и фамилия)».

    Обращение к Брату: Во время официального представления Брат должен быть представлен как «Брат (Имя) (имя сообщества)». Непосредственно к нему нужно обращаться как «Брат (Имя)» или на бумаге как «Преподобный брат (Имя), (инициалы его сообщества)».

    Обращение к Сестре: Во время официального представления, сестра должна быть представлена, как «Сестра (Имя) (Имя сообщества)». Непосредственно к ней нужно обращаться как «Сестра (Имя и фамилия)» или «Сестра», и на бумаге как «Преподобная сестра (Имя и фамилия), (инициалы ее сообщества).

    Обращение к религиозному священнику: Во время официального представления религиозный священник должен быть представлен как «Преподобный отец (Имя и фамилия) (название сообщества)». Лично к нему нужно обращаться как «Отец (Фамилия)» или просто «Отец», а на бумаге как «Преподобный Отец (Имя Отчество Фамилия), (инициалы его сообщества).

    Обращение к матери-настоятельнице. Во время официального представления, мать-настоятельница должна быть представлена как «Преподобная Мать (Имя и фамилия) (название сообщества). Непосредственно к ней нужно обращаться как «Преподобная Мать (Имя и фамилия)», «Преподобная Мать», или на бумаге как «Преподобная Мать (Имя и фамилия) (инициалы сообщества)».

    Обращение к епархиальному (или светскому) священнику: Во время официального представления епархиальный священник должен быть представлен как «Преподобный Отец (Имя и фамилия)». Лично к нему нужно обращаться как «Отец (Имя и/или фамилия)» или просто «Отец», а на бумаге как «Преподобный Отец (Имя и фамилия). Обратите внимание, что вы должны стоять, когда он войдет в комнату (пока он не разрешит вам сесть), и еще раз встать, когда он будет выходить из нее.

    Обращение к викарию, архиепископу, канонику, старшему священнику и пастору: Во время официального представления, он должен быть представлен как «Высокопреподобный Отец/Викарий (Имя и фамилия)». Лично к нему нужно обращаться, как «Преподобный (Фамилия)» или «Отец (Фамилия)», а на бумаге как «Высокопреподобный Отец (викарий, архиепископ, каноник и т.д.) (Имя и фамилия)». Обратите внимание, что также как и при Священнике, вы должны стоять, когда он входит в комнату (пока он не разрешит вам сесть), и еще раз встать, когда он будет выходить.

    Обращение к Монсеньору. Во время официального представления Монсеньор должен быть представлен как «Преподобный Монсеньор (Имя и фамилия)». Непосредственно к нему нужно обращать как «Монсеньор (Фамилия)» или просто «Монсеньор», а на бумаге как «Преподобный Монсеньор (Имя и Фамилия)». Обратите внимание, что также как и при Священнике, вы должны стоять, когда он входит в комнату (пока он не разрешит вам сесть), и еще раз встать, когда он будет выходить.

    Обращение к епископу. Во время официального представления, епископ должен быть представлен как «Его Преподобное Превосходительство, (Имя и фамилия), Епископ (место нахождения)». Непосредственно к нему нужно обращаться как «Ваше Превосходительство», или же на бумаге как «Его Превосходительство, Высокопреподобный (Имя и фамилия), Епископ (место нахождения)». Запомните, что вы должны стоять, когда он войдет в комнату (пока он не разрешит вам сесть), и еще раз встать, когда он будет выходить из нее. Снимайте шляпу во время его присутствия, и вам нужно целовать священное кольцо, как во время приветствия, так и во время ухода. Если это ваш Епископ, вы должны спуститься на колени, во время того, как будете целовать кольцо (тем не менее, наклон талии также приемлем); однако не делайте так в присутствии Папы.

    Обращение к архиепископу. Во время официального представления Архиепископ должен быть представлен таким же образом, указанным выше, как и Епископ. Однако в некоторых частях Канады, особенно на Западе, к Архиепископу обычно обращаются как «Его Преосвященство». В этом случае, во время официального представления, Архиепископ может быть представлен как «Его Преосвященство (Имя и фамилия), Архиепископ (Место расположения)». Непосредственно к нему нужно обращаться как «Ваше Преосвященство» или «Архиепископ (Фамилия)», или на бумаге как «Его Преосвященство, высокопреподобный (Имя и фамилия), Архиепископ (место нахождения)». Обратите внимание, что также как и при Епископе, вы должны стоять, когда он входит в комнату (пока он не разрешит вам сесть), и еще раз встать, когда он будет выходить. Снимайте шляпу во время его присутствия, и вам нужно целовать священное кольцо, как во время приветствия, так и во время ухода. Если это ваш Архиепископ, вы должны спуститься на колени, во время того, как будете целовать кольцо (тем не менее, наклон талии также приемлем); однако не делайте так в присутствии Папы..

    Обращение к Патриарху. Во время официального представления, Патриарх должен быть представлен как «Его Блаженство, (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Блаженство» (кроме Лиссабона, где к нему обращаются как «Его Высокопреосвященство»), или на бумаге как «Его Блаженство, Высокопреподобный (Имя и Фамилия) Патриарх (Место расположения)». Обратите внимание, что также как и при Архиепископе, вы должны стоять, когда он входит в комнату (пока он не разрешит вам сесть), и еще раз встать, когда он будет выходить. Снимайте шляпу во время его присутствия, и вам нужно целовать священное кольцо, как во время приветствия, так и во время ухода. Если это ваш Патриарх, вы должны спуститься на колени, во время того, как будете целовать кольцо (тем не менее, наклон талии также приемлем); однако не делайте так в присутствии Папы.

    Обращение к Кардиналу. Во время официального представления, Кардинал должен быть представлен как «Его Высокопреосвященство, (Имя) Кардинал (Фамилия), Патриарх (Место расположения)». Лично к нему нужно обращаться как «Ваше Высокопреосвященство» или «Кардинал (Фамилия)», а на бумаге как «Его Высокопреосвященство, (Имя) Кардинал (Фамилия), Архиепископ (Место расположения)». Обратите внимание, что также как и при Патриархе, вы должны стоять, когда он входит в комнату (пока он не разрешит вам сесть), и еще раз встать, когда он будет выходить. Снимайте шляпу во время его присутствия, и вам нужно целовать священное кольцо, как во время приветствия, так и во время ухода. Если это ваш Епископ, вы должны спуститься на колени, во время того, как будете целовать кольцо (тем не менее, наклон талии также приемлем); однако не делайте так в присутствии Папы.

  2. Обращение к Папе. Во время официального представления, Папа должен быть представлен как «Его Святейшество, Папа (Имя)». Непосредственно к нему нужно обращаться, как «Ваше Святейшество» или «Святой отец», а на бумаге как «Его Святейшество, Папа (Имя)» или «Верховный Понтифик, Его Святейшество (Имя)». Запомните, что мужчины должны носить темный костюм и галстук, а также шляпы в его присутствии, в то время как женщины должны носить черные платья и покрывать головы и руки. (Белый для женщин есть привилегией для Католических королев и избранных членов королевской семьи.) Встаньте, когда он будет заходить в комнату (пока он не разрешит вам сесть) и еще раз, когда он будет выходить из нее. При представлении, опуститесь на левое колено и поцелуйте его кольцо; повторите, прежде чем он уйдет.

    • Остается распространённым обычай целовать руки священника, который только что прославлял свою первую Литургию или кто был отмечен специальной Литургией, близкой ко времени его посвящения в духовный сан.
    • Если это относится к коммуникации, перечислите академические полномочия, такие как «Доктор философии» в конце приветствия.
    • Не следует преклонять колени перед епископом, который не является вашим епархиальным архиереем. Возникнет проблема, если будет присутствовать более чем один епископ. Кланяться, преклонять колени, потом кланяться, и т.д. неудобно в любом случае.
    • Когда целуете кольцо вашего епархиального архиерея, традиционно нужно преклонять левое колено, хотя, так же как и поцелуй, это может быть больше не принято в вашей местности. Сегодня, преклонять колени перед епископом, обычно не входит в состав обыкновенного протокола. Лучше всего рассмотреть обычай, при котором сам епископ будет чувствовать себя наиболее комфортно; понаблюдайте, как другие приветствуют его.
    • Священнослужители не могут обращаться к кому-либо не в официальной манере в любое время, за исключением частной беседы, и только если участвующие лица в неофициальных отношениях. Священнослужитель должен всегда обращаться к людям с их надлежащими названиями: Г-н, Г-жа, Д-р, Преподобный, Отец, Монсеньор, Епископ и т.д. Священнослужители могут обращаться к молодым людям по их имени. В официальной обстановке, например, при свадьбе, крещении или на похоронах, священник должен обращаться к людям в официальной манере.
    • Во многих местах, целование кольца Епископа или Кардинала – многолетняя традиция, которая до сих пор принята; в то время как в других местах, это редкость. Если вы не уверены в ее применении в вашей местности, понаблюдайте, как другие подходят к Епископу с вопросом; если никто не целует его кольцо или если у вас есть причина верить в то, что он предпочел бы, чтобы это уважение к его должности не было показано, просто вежливо пожмите руку епископа, если он протянет руку к вам.
    • Общее правило – всегда быть формальным. Фамильярность не допустима с любым священником, только если вы не родственник, а если так, то только при личной встрече. Неофициальность не допустима публично или с кем-либо, за исключением, если вы родственник или близкий друг, и находитесь при личных обстоятельствах. Если вы с вашим близким другом, который является Епископом, и вы на публике, вы должны обратиться к нему как «Епископ». Та же модель используется для лиц с другими профессиональными должностями, как «Доктор», и для почетных званий, таких как «Монсеньор». Обращаясь к своему близкому другу, который является Епископом, как «Джон» или «Марти» в общественных обстоятельствах неприлично, и это будет смущать вас.
    • В некоторых странах, традиционно практикуют целование руки священника, что остается обычным. И опять же, наблюдайте, практикуется ли это в той или иной ситуации.
    • Нужно также заметить, что Католические цвета часто путают с Православными цветами. Хотя есть сходства в обрядах и богослужениях, именах и названиях, Православные не являются Католиками.
    • Если священник имеет почетное звание Монсеньора, обращайтесь к нему как «Монсеньор (Фамилия)» вместо «Отец», следуйте тем же правилам, которые касаются устных и письменных форм обращения к священникам.
    • Использование слова «Отец», как словесное название, возникло в Европе и было использовано только со священниками, которые были членами монашеского ордена. Это отличало иеромонаха («Отца») от мирянина-монаха («Брата»), который не был священником. В Италии, например, приходского священника называли «Дон (Имя)». «Дон» означает «сэр» или вежливое «господин», и не является религиозным названием. «Дон» немного неформальное название, но уважительное. Его можно использовать по отношению к любому мужчине, которого вы лично знаете.
    • Никогда не добавляйте обозначения ученых степеней, которые ниже, чем докторские (например, бакалавра, магистра, бакалавра священного богословия, лиценциата священного богословия). Существуют исключения. Автор книги или учения пожелает указать степень магистра или лиценциата, присоединенные к его имени, как часть его идентификации в качестве автора. А в некоторых Католических религиозных орденах есть почетные звания, которые находятся вне докторантуры. Например, в Доминиканском ордене звание «Мастер священного богословия» дается только тем, кто опубликовал несколько международно признанных книг и преподавал на докторском факультете в течение 10 лет. Это, очевидно, находится далеко за рамками «доктора». Лучший принцип в этом – проверить использует ли священнослужитель с докторской степенью другое ученое звание вместо этого в своем новом стиле.
    • Католические епископы и католические священники в аудитории со Святым Отцом должны следовать протоколу, предписанному перед зрителями. Епископы и священники должны действовать равномерно с Папской аудиторией. Это означает, что если первый Епископ или Священник встретят Святого Отца и преклонят колени, чтобы поцеловать Папское кольцо, остальные должны сделать то же самое. Не инициируйте свой собственный протокол. Следуйте инструкциям, проведенным перед аудиторией со Святым Отцом.
    • В Северной Америке и Европе, к Католическим Священникам можно устно обращаться как «Преподобный (Фамилия)» или «Преподобный доктор (Фамилия)» (если у него есть докторская степень). В США вполне приемлемо называть любого Христианского священнослужителя «Преподобный». При любом священнослужителе вы должны включать докторскую степень или любое почетное звание, например, Преподобный д-р Джон Смит, доктор философии, или Преподобный Монсеньор Джон Смит. Не сокращайте «Преподобный», только если вы не пишите неофициальную записку, и всегда вставляйте определенные артикль перед «Преподобный».

    Предупреждения

    • Никогда не протягивайте руку тому, кого вы не знаете, и никогда к человеку высшего ранга (имейте в виду, что все мы Дети Божьи и в действительности не существует «рангов» в пределах церкви). В Американских приходах многие священники приветствуют прихожан после Литургии с физическим контактом или без. Если сомневаетесь, оставьте это.
    • Некоторые священнослужители чувствуют себя неловко, по богословским и личным причинам, при настаивании на титуле. Другие же предпочитают, чтобы звание использовалось. Если вы сомневаетесь, просто обратитесь с помощью самого формального доступного названия и предоставьте ему побудить менее формальный стиль обращения.

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Ваше Святейшество!

Мы, православные христиане России и Зарубежья, просим Вас обратить внимание на кампанию по целенаправленному очернению репутации известного проповедника протоиерея Владимира Головина, а также десятков тысяч христиан, которые слушают его проповеди и молятся по соглашению православными акафистами. На XXVI Международных рождественских чтениях священнослужитель Новосибирской епархии протоиерей Александр Новопашин выступил с незаявленным в официальной повестке докладом на тему «Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина», который практически полностью состоял из противоречащих правде слухов, заимствованных с раскольнического сайта vseeresi.com (всеереси.ком). Через несколько дней после его выступления была организована полноценная травля протоиерея Владимира Головина в сети Интернет. О том, что каждое обвинение доклада от коммерческих мотивов молитвы по соглашению и ее неканоничности до стремления о. Владимира к гуруизму и лжестарчеству не соответствует действительности, высказались уже и служители Русской Православной Церкви, и десятки тысяч православных христиан по всей России и за ее пределами. Проигнорировав 9 заповедь и евангельский завет «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17), о. Александр бросил тень на единство Русской Православной Церкви, образ православного священника и репутацию десятков тысяч православных христиан, которые помимо литургии, утреннего и вечернего правила приняли решение понести молитвенный труд в виде келейной молитвы по соглашению акафистом Господу Богу, Божьей Матери или православным святым. Мы живем в разных городах и странах, ходим в православные храмы разных епархий, окормляемся у разных духовников, преподаем в воскресных школах, поем на клиросе, входим в приходские собрания, возглавляем ревизионные комиссии храмов и не видим своей жизни вне Русской Православной Церкви, но о. Александр и его сторонники называют нас сектантами. Мы подходим к одной Чаше, вместе участвуем в церковных таинствах, молимся за священноначалие и Русскую Православную Церковь, а нас называют раскольниками. Мы встаем на всемирную молитву за Россию в день Казанской иконы Божьей Матери, а нам говорят, что наше понимание молитвы утилитарно и не соответствует многовековому опыту Православия. МЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ, а нас пытаются отделить от общей массы православных христиан за то, что мы принимаем решение молиться чуть больше, вставать на молитву не смотря ни на что с десятками и сотнями тысяч других православных христиан в определенное время еженедельно вне зависимости от желания, самочувствия и жизненных обстоятельств. Многие из нас пришли в храмы своих епархий и воцерковились после проповедей о. Владимира Головина, но разве можно называть за это головинцами? Разве этому учит Христос в притче о блудном сыне? Протоиерей Владимир Головин своим словом привел множество людей к литургической жизни. Тысячи православных христиан после проповедей о. Владимира пересмотрели свои взгляды в отношении целомудрия, гражданских браков, абортов, в результате соборной молитвы создали семьи в Господе. За молитвенный труд многие получили от Бога дар родительства и, что немаловажно, с рождения воспитывают детей в духе православия, причащая и приучая их к жизни со Христом. Проповедями о. Владимира уже воцерковленные люди, сердечно переживающие неверие своих близких, смогли зажечь в их сердцах огонек веры, привести к порогу храма, к первой исповеди, к Причастию, а кого-то и вовсе принять православную веру. Вы однажды сказали: «Не приходят люди с ведрами к колодцу, где нет воды. Никто бы не обращался к Небу, если бы Небо не отвечало». Это действительно так! Если бы Господь не благословлял молитву по соглашению, то не было бы того, что описано выше. Православные храмы не пополнялись бы людьми, опытно узнавшими, как Господь близок и как любит нас, грешных. Ведь именно к этому призывает о. Владимир. А скольких людей он вернул в лоно Русской Православной Церкви из раскольнических сообществ! Не счесть. Словами же о. Александра Новопашина сейчас совершаются совсем иные дела: верующие оставляют молитву, разочаровываются в священниках, которые осуждают своих братьев в непозволительной риторической манере, люди меняют отношение к посту, глядя, как новосибирский клирик и его сторонники в первую седмицу Великого поста и Страстную пятницу пишут скабрезные тексты на своего брата во Христе. Воистину, «Не может древо доброе приносить плоды худые, ни древо худое приносить плоды добрые… Итак, плодам их узнаете их» (Мф. 7:18, 20). Сказано: «Блаженны жаждущие и алчущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6), поэтому мы просим Вашего отеческого покровительства и заступничества! Сердечно просим Вас ознакомиться с прилагаемыми материалами и разобраться в происходящем со свойственной Вам заботой о своей пастве. Мы всецело доверяем Вам и уповаем на Ваше объективное мнение.

© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках