21.01.2024

Мониторинг образовательного процесса в детском саду: методика проведения и анализа. Педагогическая диагностика детей по фгос до Проведение мониторинга в доу соответствии с фгос



Для выбора оптимального курса развития образовательной системы требуется объективная и разносторонняя информация, получить которую позволяют мониторинговые процедуры, составляющие целостное представление о системе работы с детьми за выбранный период времени, количественных и качественных изменениях, которые происходят в системе образования.


Мониторинг в ДОУ предполагает систему сбора и обработки информации, отражающей уровень развития детей в интеллектуально, физической, социальной и личностной сфере, готовность дошколят к школе. Мониторинговые процедуры используются в роли инструмента контроля эффективности и качества образовательного процесса в детском саду. С их помощью можно:

  • отследить и проанализировать динамику развития и детей, их образовательные достижения;
  • систематически отслеживать результативность педагогической системы, планируя ее работу и прогнозируя результаты;
  • ставить оперативные и перспективные цели, определяя связи между участниками образовательного процесса.
Мониторинг является регулярной и систематической процедурой сбора информации и оценки качества оказания образовательных услуг в детском саду.

Комплексный и мониторинг в детском саду по ФГОС по областям предполагает аналитическую работу, направленную на установление взаимосвязи между структурными элементами, качеством постановки образовательного процесса, поиском и преодолением затруднений. Оценивается состояние развивающей среды и разнообразие видов деятельности детей, взаимоотношения воспитанников и уровень их физического/психического здоровья, сформированность личных качеств и отношением к себе и окружающим.

ФГОС дошкольного образования регламентирует потребность в анализе образовательных результатов воспитанников, включающем:

  • промежуточное оценивание степени освоения программы - опирается на особенности развития интегративных качеств;
  • итоговое оценивание, осуществляемое при завершении этапа дошкольного образования и переходе в школу.

Система мониторинга в старшей группе или младшей предполагает анализ полученных промежуточных и итоговых результатов с последующей оценкой динамики развития дошколят.

Мониторинг позволяет диагностировать личностные, интеллектуальные и физические качества воспитанников посредством экспертных оценок, наблюдений, бесед, использования тестирования и методик нетестового типа. К ключевым методам диагностики педагогического процесса в ДОУ по ФГОС относят игровые задания и создание проблемных ситуаций, социометрию, наблюдение и опросы (интервью), экспериментирование (лабораторное, психолого-педагогическое и естественное), анализ результатов детского труда, проектирование, собеседования с родителями воспитанников и педагогами, контрольно-оценочные занятия, анкетирования.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебный курс «Компетенции воспитателя»

За прохождение курса - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Сочетание всех типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг образовательного процесса в детском саду

Система мониторинга в ДОУ прошла непростой путь становления. Понятие мониторинга прочно вошло в педагогическую практику только после внедрения федеральных государственных требований в состав образовательной программы, закрепивших потребность в диагностике в младших, средних, старших и подготовительных группах . Но и на этом этапе педагоги столкнулись с отсутствием разработанной методологии и инструментария мониторинговых процедур. К счастью, в достаточно сжатые сроки были представлены действенные методики мониторинга освоения образовательной программы и оценки личностных качеств авторства:

  • Афонькина Ю.А;
  • Веракса Н.Е. и Веракса А.Н.;
  • Верещагина Н.В.;
  • Калачева Л.Д. и прочих.

Первоначально сложилось остро негативное восприятие мониторинга в педагогической среде, вызвавшее формальный подход к выполнению процедуры и заполнению итоговых таблиц, а также непонимание потребности в диагностике. Таким образом, диагностика по Вераксе по ФГОС или иные мониторинговые процедуры не отражали истинную картину результативности образовательного процесса, поскольку полученные данные не были связаны с системой работы в детском саду (коррекцией ошибок, планированием, взаимодействием с семьями воспитанников). К сожалению, не все педработники знают, чем отличается мониторинг от диагностики в ДОУ , ведь эти процедуры являются во многом схожими.

Опыт ведущих дошкольных учреждений доказал эффективность следующего алгоритма проведения мониторинга:

  1. определение и обоснование объектов мониторинга;
  2. поиск подходящих методов оценки;
  3. планирование и реализация мониторинговых процедур;
  4. анализ, систематизация и структурирование собранных сведений;
  5. оценка и интерпретация данных;
  6. соотнесение с результатами прошлых исследования;
  7. прогнозирование возможных изменений;
  8. принятие управленческих решений.

Мониторингом в детском саду занимается аналитико-диагностическая группа, в которую входят воспитатели, музыкальные руководители, физруки, медицинский работник, педагог-психолог, преподаватель ИЗО, заместитель заведующей по УВР. На основании полученных сведений экспертная группа делает вывод по диагностике в средней группе , старшей или младшей. Служба мониторинга качества образования опирается на работу пяти ключевых специалистов:

  • заведующий ДОУ - руководит оценочными процедурами, проводит социологический мониторинг, контролирует кадровое обеспечение процесса, собирает данные для формирования госзаказа;
  • заместитель по АХЧ - проводит оценку материально-технического оснащения;
  • заместитель по воспитательно-методической работе - курирует педагогическую диагностику, соотносит результаты образовательного процесса федеральным требованиям;
  • медицинская сестра - выполняет медико-валеологический контроль, проверяя состояние здоровья детей и их основных функциональных систем, уровень физического развития;
  • педагог-психолог - ответственен за социально-психологический мониторинг, оценивая личностное и когнитивное развитие воспитанников, отслеживает характер взаимоотношений между дошкольниками.

Цели и задачи мониторинга в ДОУ

Педагогическая диагностика или мониторинг в ДОУ необходимы для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми и лежим в основе перспективного планирования. Мониторинг сводится к диагностике индивидуальных достижений воспитанников в процессе освоения программы. Такие показатели гуманистической образовательной модели, как умения, знания, навыки и способы творческой деятельности рассматриваются с позиции средств, которые способствуют развитию личностных качеств и ценностных ориентаций ребенка.

Мониторинг по ФГОС в младшей, средней , старшей и подготовительной группе проводится в целях развития учреждения, выявления результатов его деятельности и определения их соответствия нормативным требованиям. Он тесно связан с исследовательской и аналитической работой, определением и устранением затруднений.

Мониторинг ставит целью:

  • определение и анализ уровня достижений в художественно-эстетическом, познавательно-речевом, социально-личностном и физическом развитии в соответствии с нормативными показателями;
  • контроль динамики развития личностных качеств и последующего психолого-педагогического сопровождения детей.

Задачи мониторинга в ДОУ :

  • определение уровня развития интегративных качеств воспитанников детского сада, актуальных на момент диагностики на каждом возрастном этапе;
  • оценка степени освоения образовательной программы и стартовой готовности к школьному обучению (для воспитанников подготовительных групп);
  • обозначение личностные достижения дошколят и на основании их разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Посредством мониторинга как во 2 младшей группе , так и в старшей по ФГОС для достижения комплексного подхода к оцениванию результатов можно изучить качество:

  • образовательной деятельности - то, как дети осваивают образовательную программу, какие достижения и качества демонстрируют, насколько они готовы к школе и в какой мере родители воспитанников удовлетворены качеством оказываемых в детском саду услуг;
  • учебного процесса - как в учреждении организована образовательная и самостоятельная деятельность, налажено взаимодействие с родителями;
  • условий в ДОУ - как в детском саду обустроена развивающая среда, каков кадровый потенциал.

Оценочные процедуры опираются на принципы динамичности, прогностичности, непрерывности, научности, коллегиальности и междисциплинарности, а потому предполагают систематический сбор информации, унифицированный формат сбора данных, обеспечение оперативной обратной связи.

Периодичность проведения мониторинга в детском саду

Дошкольные учреждения самостоятельно определяют сроки проведения мониторинговых процедур. Мониторинг «От рождения до школы» по ФГОС , как и диагностика степени освоения других программ проводится дважды в год (чаще всего в августе и мае), что позволяет оценить динамику развития воспитанников и их личностных достижений.

  • в младших группах параллельно с педагогической диагностикой проводить мониторинг нервно-психического развития детей, предложенную Пантюхиной Г.В. и Печорой К.Л.;
  • в средних группах целесообразнее проводить диагностику не один-два раза в год, а после освоения каждой темы, благодаря чему удастся не просто констатировать итоговый результат, но и проанализировать процесс освоения программы детьми на каждом ее этапе;
  • мониторинг в подготовительной группе проводится ежегодно при выпуске воспитанников, включая оценку интегративных свойств детей. Воспитатель составляет портрет выпускника детского сада, опираясь на основную образовательную программу, особенности образовательного процесса в учреждении, кадровое обеспечение.

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях.

Отчет по мониторингу в ДОУ включает оценку интегративных качеств воспитанников, отражая их физически и культурно-гигиенические навыки, эмоциональную отзывчивость, активность и любознательность, коммуникабельность, способность планировать и управлять своим поведением, умение решать личностные и интеллектуальные задачи, владение предпосылками универсальных учебных действий, первичными представлениями о мире, государстве, природе.

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи реализации образовательных технологий по ФГОС в ДОУ по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно планировать использование всех имеющихся в ДОУ ресурсы.

Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДО

(доклад подготовлен с использованием статьи из журнала «Старший воспитатель» № 5 от 29 апреля 2015)

В настоящее время формирование организационной структуры управления ДОУ, как и повышение качества образования, является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем. Качество образования можно рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).

С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как мониторинг и диагностика.

Традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для мониторинга и диагностики.

Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:

    создать банк информации;

    подвести итоги;

    наметить перспективу;

    определить направление в деятельности педагогов.

Цель мониторинга: выявление степени соответствия результатов
деятельности ДОУ ФГОС дошкольного образования.

Необходимо постоянное изучение и оценка развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации от всех специалистов: воспитателя, психолога, музыкального руководителя, логопеда, инструктора по физическому воспитанию и др. Данная информация заносится в индивидуальную карту развития ребенка, анализируется педагогами, и на ее основе оценивается развитие, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.

К методам мониторинга качества образования в ДОУ относятся:

    изучение продуктов детской деятельности;

    игровые тестовые задания;

    проведение контрольно-оценочных занятий;

    собеседование с педагогами, родителями и детьми;

    анкетирование;

    анализ документации и хронометраж режима дня и др.

К методам мониторинга изучения образовательного процесса относятся:

в естественных условиях: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ
документов, продуктов деятельности, опыта работы педагогов;
– в специально измененных условиях: эксперимент и опытная проверка выводов исследования;

качественный анализ и количественная обработка результатов;
– индивидуальная и групповая экспертная оценка.

Основные идеи педагогического мониторинга:

    выявление особенностей развития детей для последующего учета при
    планировании и проведении образовательного процесса;

    выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;

    выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Виды мониторинга

    Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации.

    Базовый мониторинг – выявляет проблемы, позволяет собрать информацию для проведения последующих исследований.

    Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность принятых управленческих решений.

    Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.

Объектами мониторинга могут быть

    Качество образовательного процесса

    Качество ресурсообеспечения

    Качество управления

    Качество результатов работы образовательной системы ДОУ

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в частности в программах: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), «Истоки» (под ред. Л.А. Парамоновой), «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) и др.

Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области). Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме: * не сформирован;

* находится в стадии становления;

*сформирован.

В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Данные мониторинга должны отражать динамику становления показателей, которые развиваются у дошкольников на протяжении всего образовательного процесса. Прослеживая динамику развития ребенка по показателям, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого-педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап. Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

На наш взгляд, в случае отсутствия такого мониторинга, направленного на индивидуализацию образования, не будет отслеживаться динамика развития каждого воспитанника от 3 до 7 лет, не будет формироваться и пополняться портфолио детей с учетом их достижений, особенностей и способностей, что может привести к потере преемственности между дошкольным и начальным образованием.

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики де тей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций (Кирьянова Р.А.) :

1. П ри диагностике детей педагоги используют технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную на учную и практическую ценность методы диагностики .

2. П едагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.

3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не им еющие соответствующей квалификации .

4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.

5. Р езультаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.

Тенденции указанной негативной практики обследования, тестирования детей, вызваны целым рядом объективных причин, среди которых:

недостаточная обеспеченность ДОУ квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог);

отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики.

Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе ДО» от 01.01.00 №10/23-16).

Социально-коммуникативная компетентность ребенка

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis - общий, общественный), а также вне его общения и активного взаимодействия с окружающим миром, т. е. вне коммуникации (от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь).

Конкретизация социально-коммуникативного развития в примерной ООП ДО «От рождения до школы» представлена несколькими блоками:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание;

Ребенок в семье и сообществе, патр. воспитание;

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание;

Формирование основ безопасности.

Социально-коммуникативное развитие в ДОУ направлено на формирование у детей социально-коммуникативной компетентности. Всего же выделяют три основные компетенции, которыми необходимо овладеть ребенку в рамках данного учреждения: технологическая, информационная и социально-коммуникативная.

Организация работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников предполагает также соблюдение следующих условий эффективного общения:

Желания вступать в контакт с окружающими;

Умения организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

Знаний норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окру-

жающими.

Формы образовательной деятельности

по социально-коммуникативному развитию дошкольников

Формы организации деятельности детей

групповые

подгрупповые

индивидуальные

подгрупповые

Образовательная деятельность

в режиме дня

Самостоятельная деятельность детей

- интегрированные занятия;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (словесные, настольно-печатные), подвижные, народные, шансовые), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные);

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие

пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др .

индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой

труд; самостоятельная деятельность в уголках уединения, зонированных сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке;

Самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Процесс реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников направлен на приобретение опыта в различных видах детской деятельности и каждый вид деятельности вносит свой особый вклад в этот процесс:

Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В процессе игры у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат;

Исследовательская деятельность дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений;

Изобразительная деятельность позволяет ребенку с помощью элементарного труда в процессе создания продуктов детского творчества на основе воображения и фантазии познакомиться с миром взрослых, познать его и принять в нем участие;

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства;

Коммуникативная деятельность (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке;

Конструктивная деятельность дает возможность сформировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением;

Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

В свою очередь, социально-коммуникативная компетентность включает в себя два аспекта: Социальный – соотношение собственных стремлений со стремлениями окружающих; продуктивное взаимодействие с членами группы, объединенными общей задачей. Коммуникативный – умение получать необходимую информацию в процессе диалога; готовность представлять и отстаивать собственную точку зрения при непосредственном уважении позиции других людей; умение использовать данный ресурс в процессе коммуникации для решения тех или иных задач.

Программа предоставляет организации право САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Поэтому используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы и свой практический опыт, каждый ДОУ должен создать свою систему мониторинга в ДОУ.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения содержания социально-коммуникативной образовательной области с помощью методик:

Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.

Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности - это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.

Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них:

Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе;

И.А. Лыкова (2008) - Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры;

М.И. Лисина «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет»

Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет»

А.М. Щетинина «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу»

Е.О.Смирнова, Е.А. Калягина Тест «Картинки»

Методика Т.А.Репиной «Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»;

В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.

Методика по изучению понимания нравственных норм:

Р.М. Калининой «Сюжетные картинки»;

Р.М. Калининой «Закончи историю» Методика «А это могло быть с тобой?» по изучению благополучия взаимоотношений старших дошкольников с педагогом группы;

Методика «Моя семья» по изучению представлений дошкольников о своей семье, характере отношений к близким;

Методика А.Б.Венгера по изучению сформированности образа «Я»;

Методика Е.И.Николаевой, М.Л.Поведенок по изучению этнотолерантности у старших дошкольников;

Методика по изучению особенностей представлений о родной стране;

Методика Е.О.Смирновой «Метод вербальных выборов» по изучению взаимоотношений детей со сверстниками.

В качестве примера в приложении представлены некоторые показатели развития личности ребенка по образовательной области социально-коммуникативное развитие по программе Веракса (Приложение № 1).

(Работа в группах )

Мне бы хотелось услышать достоинства и недостатки каждой из представленных диагностик.

Количественные уровни социально-коммуникативного развития дошкольников

В зависимости от степени сформированности навыков, определяющих социально-коммуникативное развитие по ФГОС, можно выделить: Сформирован , соответственно, имеет место при высокой степени развития рассмотренных выше параметров. При этом одним из благоприятствующих в данном случае является фактор отсутствия проблем в сфере общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Доминирующую же роль играет характер отношений в семье дошкольника.

Находится в стадии становления , отличается недостаточностью сформированности навыков по некоторым из выделенных показателей, порождающей, в свою очередь, сложности в сфере общения ребенка с окружающими. Однако данный недостаток развития ребенок может компенсировать самостоятельно, при незначительной помощи со стороны взрослого. В целом же процесс социализации проходит относительно гармонично.

Не сформирован , т.е. по некоторым из выделенных параметров может порождать значительные противоречия в сфере общения ребенка с семьей и окружающими. В данном случае дошкольник не в состоянии справиться с проблемой самостоятельно – требуется содействие со стороны взрослых, в том числе психологов и социальных педагогов.

В любом случае социализация детей дошкольного возраста требует постоянного сопровождения и периодического контроля со стороны как родителей ребенка, так и ОУ.

Вывод: подборка диагностических комплексов методик (акцентирует внимание Марцинковская Т.Д.) позволяют рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)» и способствуют:

    более успешной работе ДОУ, чье функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы;

    быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг;

    повышению эффективности управления на основе умения руководителя ДОУ работать не с отдельными личностями, а с группой подчиненных;

    профессиональному росту каждого члена коллектива ДОУ.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1.Имеет представления о навыках организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

2. Умеет общаться спокойно, без крика.

3. Проявляет элементарные правила вежливости (умеет здороваться, прощаться, благо дарить за помощь).

4. Стремится поддержи вать чистоту и порядок в группе, бережно относится к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.

5. Уважительно относится к сотрудникам детского сада, их труду; при напоминании знает их имена и отчества.

6. Проявляет интерес к малой родине и имеет первичные представления о ней.

7. Использует простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

8. Умеет самостоятельно одеваться и разде ваться в определенной последовательности.

9. Проявляет желание участвовать в посильном труде.

10. Проявляет желание участвовать в уходе за растения ми в уголке природы и на участке с помощью взрослого.

11. Положительно относится к труду взрослых, имеет представле ния о трудовых действиях, результатах труда.

12. Знаком с правилами поведения в природе.

13. Имеет первичные представления о безопасном поведении на дорогах.

14. Знаком с источ никами опасности в помещении и на улице.

Условные обозначения:Высокий-В, Средний-С, Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Умеет сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды.

2. Умеет группировать и классифицировать знакомые предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

3. Узнаёт по подсказке название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная).

4. Может подбирать предметы по цвету и величине.

5. Имеет представления о понятных профессиях, трудовых действиях людей этих профессий, о результатах их труда (воспитатель, по- мощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

6. Умеет различать количество предметов (один — много).

7. Различает предметы контрастных размеров и их обозначает посредством речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

8. Умеет различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

9. Различает части собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

10. Умеет ориентироваться в окружающем пространстве (помещении группы и участка детского сада).

11. Имеет представления о домашних и диких животных, их детенышах, особеннос тях их поведения и питания.

12. Наблюдает за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливает их зимой.

13. Умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, поми дор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

14. Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.), имеет пред ставления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

15. Имеет представления о характерных особенностях следующих друг за дру гом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

16. Имеет представления о правилах поведения в природе (не рвать без надобнос ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Условные обозначения:Высокий-В,Средний-С, Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима

Образовательная область «Речевое развитие»

В быту, в самостоятельных играх может посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.

Самостоятельно рассматривает картинки, книги, наборы предметов.

Слушает рассказы воспитателя о забав ных случаях из жизни.

Знает названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Различает и называет существенные детали и части предметов, некоторые материалы и их свойства, место- положение.

Внятно про- износит в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Умеет отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Согласовы вает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Упот ребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.

Ведёт диалог с педагогом: слушает и понимает за данный вопрос, понятно отвечает на него, говорит в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Умеет слушать новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает героям произведения.

Повторяет наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произве дения.

Может с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.

Читает наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Условные обозначения:Высокий-В,Средний-С,Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Пермяков Дима

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

1. Изображает отдельные предметы.

2. Изображает простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

3. Подбирает цвета соответствующие изображенным предметам.

4. Правильно пользуется карандашами, фломастерами.

5. Правильно пользуется кистью и красками.

6. Знает названия цветов (красный, синий, зеленый, жел тый, белый, черный), отличает оттенки (розовый, голубой, се рый).

7. Располагает изображения по всему листу.

8. Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки.

9. Умеет раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней.

10. Умеет раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней.

11. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

12.Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

13. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

14. Изменяет постройки, надстраивая, или заменяет одни детали другими.

Условные обозначения: Высокий-В, Средний-С,Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима

Образовательная область

«Физическое развитие»

1.Умеет различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), имеет представление об их роли в организме и о том, как их бе речь и ухаживать за ними.

2.Имеет представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

3. Имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, фи зические упражнения вызывают хорошее настроение.

4.Имеет представление о том, что с помощью сна восстанавливаются силы.

5. Имеет представление о необходимости закаливания.

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогический мониторинг в дошкольной организации: Подготовила методист Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 402 Морозова Е.А.

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя? Интерпретации текста ФГОС ДО управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»

Первые законодательные документы, в которых упоминается о мониторинге. Национальный стандарта РФ, дата вступления в силу с 1 июня 2007 года: обоснована необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения, описаны элементы этой системы: направления деятельности, подвергающиеся регулярной экспертизе, субъекты, принимающие участие в оценочных процедурах, методы, позволяющие получить наиболее полную информацию об объекте изучения. о пределено значение процедур мониторинга для обеспечения качества деятельности образовательного учреждения, раскрыты требования к разработке и проведению процесса мониторинга, выделены направления мониторинга.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р) при создании программы были учтены Положения Национального стандарта особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, важность обеспечения условий для создания и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех его уровнях обеспечение условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.

Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятся Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В документе говорится о необходимости создания системы оценки достижения детьми планируемых результатов, и раскрываются требования к этой системе (комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, выявление динамики достижений детей, описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга).

Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что и стали делать педагоги детских садов (поначалу с большим трудом, потому что такого опыта в практике дошкольного образования в России (и СССР тоже) не было). За три года реализации ФГТ педагогам стало немного понятнее, зачем и как проводить мониторинг. Но… был принят ФГОС ДО, и проблемы начались снова. Противоречивость текста стандарта о педагогическом мониторинге привела к разному пониманию необходимости проведения мониторинга в ДОУ.

ФГОС дошкольного образования: с одной стороны в Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4); что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга.

ФГОС дошкольного образования: с другой стороны « Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.

Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?

ФГОС дошкольного образования: о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации « построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей », «… с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», « учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей», « ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывающего социальную ситуацию его развития », « построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей »… Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно!

Закон «Об образовании в РФ» В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения . Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации, проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования .

Закон «Об образовании в РФ» Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ! МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!

Мониторинг и диагностика это… Понятия тождественные, означают практически одно и то же. Понятие мониторинг шире и включает в себя диагностику. Это совершенно разные понятия и сравнивать их нельзя.

Периодичность мониторинга устанавливается Образовательным учреждением Министерством образования Департаментом образования Комитетом по вопросам образования

В процессе мониторинга оцениваются: Интегративные качества Знания, умения и навыки Знания детей

Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия? Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Образовательный мониторинг направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы, на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы, на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО). Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада, предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей. Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.

Этапы мониторинга сбор информации, анализ полученной информации и принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации, т.е диагностика - это первый этап мониторинга; а если посерьезнее выбрать слова,то так: мониторинг – процесс слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в ДОО, в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения. Мониторинг позволяет отследить результативность программ, направлений деятельности педагогов за определенный период по заранее разработанным критериям, показателям, уровням. Мониторинг всегда предполагает сопоставление результатов первичной и итоговой диагностики.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие « реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Алгоритм действия при наблюдении Определение цели и задач Определение группы детей для изучения Определение ситуации наблюдения Способ фиксации результатов наблюдения

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий Определите цели и задачи наблюдения Определите 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой играл в тот момент Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов. Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

Педагогическая диагностика Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования. В частности в программах: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Вераксы Н.Е.), «ИСТОКИ» (под ред Л.А. Парамоновой)

Оценка индивидуального развития детей Результаты используются только для: оптимизации образовательной работы с группой дошкольников для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Родители (законные представители) воспитанников ИМЕЮТ ПРАВО знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических), давать согласие или отказаться на проведение таких обследований или участие в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Диагностика и Мониторинг (Отличаются параметрами) - Знания - Умения - Навыки Уровень освоения программы (Статические наблюдения) Процесс отслеживается в динамике Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки

диагностика мониторинг контроль результата контроль процесса

Структура мониторинга ОБЪЕКТ СБОР ИНФОРМАЦИИ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Процедура проведения мониторинга Определение цели Обозначение критериев Подбор методов Анализ информации Проектирование работы с детьми

Методы проведения мониторинга Высокоорганизованные Тесты Стандартизированные задания Проектные методы (проводят только специалисты! В специально организованной обстановке) Низкоорганизованные Наблюдения Беседы Анализ продуктов детской деятельности (проводят воспитатели, в обычной обстановке)

Периодичность проведения мониторинга определяется самим образовательным учреждением и прописывается в положении о внутреннем мониторинге, там же определены цели и задачи, направления, инструментарий и методы.

первичная промежуточная итоговая диагностика диагностика диагностика ВЫЯВЛЕНИЕ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Таким образом, Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения потенциально безопасен для объекта, а второй может навредить. Диагностика призвана выявить те недостатки, которые лежат на поверхности. Мониторинг позволяет глубже проникнуть в проблему и понять природу её появления. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале, середине и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой: наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Мониторинг позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саде.

Задача диагностики: Задача мониторинга: выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности выявление педагогической эффективности работы ДОО

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики Процесс обследования должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Необходимо активно использовать игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ребенком в педагогическом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводя разговор на интересующее Вас содержание. Ваши дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия. В ходе беседы педагог демонстрирует ребенку культуру общения, обращается нему по имени, с уважением, используя такие обороты, как «Маша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»; «Никита, подумай и ответь мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?»; «Спасибо! Ты дал полный ответ» и т.д.

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики С опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос, поэтому использование в ходе обследования наглядных средств необходимо, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста Следует помнить, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после занятий, то не стоит делать поспешных выводов об его особенностях, представление о развитии ребенка складывается из множества частных оценок (наблюдение проходит в течение двух недель) оценка уровня развития исходит из личности ребенка, сравнивать результаты диагностики можно только с собственными результатами развития ребенка, в процессе диагностики идет сравнение с нормой и динамикой

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре), состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/), анализ коррекции речевых нарушений (проводит учитель-логопед); развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

Оценка индивидуального развития детей Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Назначение Оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования Выявление и изучение индивидуально ‑ психологических особенностей детей (используется при необходимости) Кто проводит Педагогический работник Квалифицированный специалист Использование полученных результатов Исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей Для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей Участие ребёнка Свободное Допускается только с согласия родителей

Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем


Вера Боярских
Система мониторинга в ДОУ в соответствии с ФГОС

«Педагогический мониторинг .

Оценку индивидуального развития детей в новом контексте образовательной деятельности.»

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя?

Интерпретации текста ФГОС дошкольного образования управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду : запретить нельзя проводить!»

Однако если посмотрим на слайд, то четко видим, что ФГОС дошкольного образования : с одной стороны нам говорит о возможности проведения мониторинга .

Для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4) ;

Что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

4 сл А с другой стороны мы так же видим формулировки, которые ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ .

«Целевые ориентиры не подлежат педагогической диагностики (мониторинга ,

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга

Таким образом, текст стандарта вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду : часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга , часть – как разрешение. Кто же прав?

5 сл А для понимания давайте обратимся к ФГОС дошкольного образования и Закону об образование.

ФГОС дошкольного образования : говорит о том, что необходим учет индивидуального уровня развития на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка»,

«… с учётом образовательных потребностей и способностей детей» ,

«…возрастных возможностей и индивидуальных различий

«построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей»…

Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг ) реализовать ФГОС дошкольного образования станет просто невозможно!

6 сл. Так же о мониторинге говорит и Закон «Об образовании в РФ»

В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно

В тексте Закона дается определение понятия : «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, .

Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга ; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения .

Из текста Закона следует, что мониторинг могут осуществлять и непосредственно образовательные организации, .

Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ!

7 сл На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод :

МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ , ПРОВОДИТЬ!

8 сл Теперь давайте сравним два понятия. Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия?

Педагогическая диагностика - Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении

9 сл Педагогический мониторинг

Направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы,

На оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы,

На оценку образовательных условий соответствии с ФГОС ДО ) .

Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада,

предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей.

Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.

10 сл Один из этапов мониторинга – это педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика

Цель педагогической диагностики – оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие

Педагогический мониторинг включает в себя

оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре,

оценка индивидуального развития детей (проводят педагоги)

состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/,

развития общих способностей : познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

11 сл Мониторинг осуществляется

в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними, на протяжении всего учебного года.

Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом.

Подводить некие «реперные точки» предлагается в середине (января) и конце учебного года (май) .

12сл Организация проведения оценки индивидуального развития Предлагаемый диагностический материал разработан в соответствии с концепцией примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» .

В основу разработки диагностического материала были положены теоретические идеи Александра Владимировича Запорожца, Ольги Михайловны Дьяченко, Николая Евгеньевича Вераксы, Даниила Борисовича Эльконина;

13 сл Структура педагогической диагностики соответствует структуре примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» . Диагностические методики распределены по пяти направлениям «Физическое развитие» , «Социально-личностное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» , определенным Программой, и обеспечиваются процедурами как педагогической, так и психологической диагностики. Показатели развития по этим образовательным областям определяются по результатам наблюдения педагогом за ребнком в течение всего учебного года. Прошу обратить внимание на раздаточный материал (приложение 1, 2) В диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении.

При оценивании устойчивости проявления показателя предполагается :

Красный показатель «сформирован» означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.

Зеленый показатель «находится в стадии формирования» означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.

Синий показатель «не сформирован» означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер

1. 14 сл Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств в течение всего времени пребывания в ДОУ воспитателями и специалистами. 2-3 раза в год на основание положения о внутреннем мониторинге .

2. 15 сл Давайте сейчас обратимся вновь к раздаточному материалу, таблица 3 Результаты оценки индивидуального развития ребенка коллегиально под руководством методиста вносятся в единую форму которая сейчас перед вами, где показателями являются целевые ориентиры ребенка трех лет. В середине учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на учебный год.

Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка

Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПК ДОУ и фиксируются коллегиально.

16 сл. По результатам педагогической, психологической, диагностики, а так же наблюдения родителей составляются «графики индивидуального профиля эффективности педагогического воздействия». Данный график у вас представлен приложением 4. В последствии на данном графики в ежедневном режиме отмечаются текущие изменения педагогами и специалистами ДОУ

17 сл Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательно-образовательного процесса, условий реализации образовательной программы.

18 сл Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются : администрация ДОУ, для последующих управленческих решений

Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются :

педагоги (непосредственно работающие с ребенком) .

Родители (законные представители) воспитанников,

19 сл Отметим, что закон об образовании говорит нам, что родители могут участвовать в проведение мониторинга . Свою оценку развития детей они фиксируют в графике (приложение 4)

20 сл. Хочется так же поделится положительным опытом итогового мониторинга , который проходит в по методу проектной деятельности.

21 сл Психолого-педагогический проект «Разноцветная неделька» – это некая интерактивная форма взаимодействия, позволяющая : вовлечь в педагогический мониторинг и объединить всех участников образовательного процесса, в. ч и родителей.

Отличительная особенность данной формы работы – ее целостность, тематическая направленность. Проведение данного проекта требует тщательной подготовки, планирования мероприятий, но при этом позволяет получить большой отклик со стороны всех участников воспитательно-образовательного процесса, массы положительных эмоций и качественный, всесторонний результат мониторинга .

22 сл Основные принципы организации проекта «Разноцветная неделька»

Неделя должна быть целостной и законченной, подчиняться единой идее.

Каждый последующий день должен быть связан с предыдущим.

Мероприятия каждого дня должны делать этот день неповторимым и запоминающимся.

Использование всех видов деятельнсти : диагностики, просвещения, коррекционно-развивающей и профилактической работы.

Проект проводится со всеми участниками образовательного процесса группы одновременно (участвуют все дети, воспитатели, специалисты и родители)

Мероприятия недели должны стать частью воспитательно-образовательного процесса.

23 сл Тема дней недели может быть абсолютно любой, но единой цветовой гаммы. Главное, чтобы она была интересная и доступна детям, чтобы ее можно было рассмотреть с различных сторон и включить в деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса. Неделя проекта – это реальная возможность дать качественную оценку развития детей со стороны родителей, педагогов и специалистов всего учреждения в целом.

24 сл. Как проходит данный проект в нашем ДОУ я предлагаю вам посмотреть в небольшом сюжете.

25 сл. Спасибо за внимание

Готова ответить на ваши вопросы.


© 2024
deti-autism.ru - Здоровье в ваших руках