Е. Прокушкина (11 класс)
Эссе на тему «Тип моей речевой культуры»
специалистам-филологам для уточнения значений слов, привычка спрашивать других о том, «как правильно сказать» и многое другое - у меня отсутствуют. Значит, протестировав себя, как носителя литературного типа, я могу сказать, что и сюда не отнесу себя.
Рассмотрев все тесты, могу сказать, что, скорее всего, мне подходит средне-литературный тип. Здесь я набираю больше высоких баллов. Но это не значит, что меня удовлетворяет этот тип речевого общения. Прочитав работы О. Б. Сиротининой « Основные критерии хорошей речи» и И.А. Стернина «Типы речевых культур», я для себя решила, что нужно стремиться к элитарному типу речевой культуры.
Речь - это отражение мыслей человека, его мировоззрения, показатель его отношения к другим. Умение человека использовать богатства языка для того, чтобы выразить свои мысли, характеризует его как образованного, развитого, духовно богатого. Кто-то скажет, что для него это не имеет значения - как говорить, потому что в жизни есть проблемы гораздо более существенные. Но общение - это одна из основных потребностей человека, а сделать его приятным, хотя бы с помощью культурной речи - это доступно каждому. И я считаю, что для этого не обязательно иметь высшее образование. Мы, русские люди, должны стремиться к образцовой речи.
Сочинение-рассуждение (задание 15.1) на лингвистическую тему по высказыванию Л.С.Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»
Высказывание знаменитого писателя Л.С. Сухорукова действительно отражает любопытную закономерность, о которой некоторые люди, к сожалению, забывают: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Я согласен с автором: одним словом мы можем испортить себе репутацию, отпугнув друзей, близких и коллег, ведь все они понимают, что речь отражает наши личностные качества. Если мы позволяем себе употреблять, например, жаргонные слова, это значит, что нам не хватает воспитанности, эрудиции или такта. А кто из приличных людей захочет общаться с человеком грубым и умственно неполноценным?
В данном тексте в предложении 17 рассказчик выражается сленгом («физиономия» и «смазал»), в 26 предложении он и вовсе употребляет в речи ругательство «кретин». Очевидно, что хвалят его действительно зря: он демонстрирует несдержанный и грубый характер в своей манере выражаться.
В отличие от рассказчика, его отец умеет держать себя в руках и вести себя в обществе. Он пытается воспитать сына не кулаками и криком, а своим хорошим примером и корректными, тактичными замечаниями (предложения 10 и 11). Отчитывая отпрыска за драку в предложениях 18-21, (поступок, прямо скажем, не красящий главного героя), он выражается мягко и взвешено. Взрослый человек делает это для того, чтобы заставить сына самому осознать, что он неправильно поступает. Как мы видим, такой метод эффективен, ведь герой пришел к выводу: хвалить его не за что. В финале (в 36 и 37 предложениях) мать героя подтверждает эту мысль: «Значит, любовь, и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады». Родители специально нахваливали сына, чтобы в нем пробудилась совесть. В отличие от отца, мать героя – не любительница поговорить. Она еще более сдержана и лаконична, высказываясь лишь по сути.
Таким образом, мы смогли охарактеризовать всю семью по репликам героев. Это лишнее подтверждение тому, что Л.С. Сухоруков был прав: речь может сказать о человеке даже больше, чем слова, им сказанные. В словах можно налгать, а вот манера выражаться никогда не обманет.
Как написать сочинение-рассуждение (задание 15.1)?
План сочинения 15.1
- вступление, в котором нужно сформулировать тезис;
- основная мысль текста, которую нужно раскрыть;
- описание с примерами из текста, которое должно обосновать первую часть высказывания;
- описание, объясняющее вторую часть цитаты с примерами из текста;
- вывод.
Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л. Сухорукова: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Вариант 1
Речь человека характеризует его лучше всяких отзывов о нем.
В произведении Б. Екимова рассказчик согрел свою душу и сердце, услышав рассказ одной из пассажирок о новогодних подарках, которые она приготовила родным. О том, с какой нежностью девушка их готовила, свидетельствуют пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 35: «...пришлось облагородить [тапочки]: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек». Уменьшительно-ласкательные суффиксы («мамОЧКа», «бабУШКа», «дедУШКа», «папОЧКа») передают любовное отношение девушки к родным. Она очень чуткая и внимательная: «у мамочки ноги болят от резины» (предл. 33), «бабушка болеет, а ей... хочется вкусненького» (предл, 46), дед «любит читать детективы, и я ему купила» (предл. 41). Речь характеризует ее как человека большой души и сердца.
Прав был лингвист Л. Сухорукое, говоря, что «наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и личности, души, ума».
Вариант 2
По мнению филолога Л. Сухорукова, «наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».
В самом деле, одной из главнейших характеристик человека является его речь. Она отражает его внутренний облик, нравственные устои, интеллект.
В рассказе Б. Екимова речь девушки - яркое тому подтверждение. Восклицательные предложения передают ее счастье от того, что она подарит радость близким: «Ой, как мама обрадуется!»; «Он будет такой довольный!» - говорит о дедушке, которому куплен желанный подарок; «Она так будет рада!» - счастливо смеется девушка, проявляя заботу о бабушке. «У нас такой папа хороший, работящий», - радостно сообщает она подруге. И эти восклицательные предложения и определения, как лакмусовая бумага, высветили ее богатый внутренний мир, одухотворенный добротой, заботой, любовью.
Именно речь сделала образ героини запоминающимся, выделила его на фоне других персонажей рассказа.
Вариант 3
В повседневной жизни, слыша речь окружающих нас людей, мы невольно даем им характеристику. И это не случайно: ведь по тому, как человек говорит, можно судить и о его характере, и об интеллекте, и о душевном состоянии.
Давайте проверим это утверждение, проанализировав речь героини рассказа Б. Екимова. Девушка эта - заботливая, любящая дочь: об этом свидетельствует уменьшительно- ласкательный суффикс («мамОЧКа», «папОЧКа»).
Она прекрасная внучка, внимательная и чуткая. Ее отношение к дедушке передано в сложном предложении 41 с сочинительной связью: союз и соединяет его части и выражает значение последовательности событий («Он любит читать детективы, и я ему купила целых два тома»). Все душевные качества и чувства девушки - это ее повседневное состояние, неотъемлемая ее часть.
Даже совершенно незнакомая женщина, став невольным слушателем монолога героини, благодарит ее за подаренные радость и тепло.
В самом деле, прав был лингвист Л. Сухоруков, утверждавший, что «наша речь - это важная часть нашего поведения, личности, души и ума».
Текст для работы
(1)Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, легкий мороз. (2)В середине ноября, когда уезжал я из Волгограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся - за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, людские селенья - все в снегу. (З)Живи и радуйся.
(4)А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. (5)Рано утром впотьмах поднимался я и брел к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (б)Потом - слякотный перрон, под ногами - жижа. (7)Городские зимние угрюмые сумерки. (8)Молчаливый людской поток несет тебя ко входу в метро. (9)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах...
(Ю)Потом - больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания... (11)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредешь.
(12)Снова - метро, его подземелья. (13)Выберешься оттуда, вздохнешь и спешишь к электричке, в ее вечернюю толкотню.
(14)Так и текла моя московская жизнь: за днем - день, за неделей - другая. (15)Затемно встанешь, затемно к дому прибьешься. (Іб)Ничему не рад, даже зиме и снегу.
(17)Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. (18)Уселся, газету развернул для порядка. (19)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили...
(20)Вечерний поезд, усталые люди. (21)3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается.
(22)Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. (23)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачеты - словом, учеба. (24)Потом Новый год вспомнили.
(25)- Подарки пора покупать... - сказала одна из них. (26)- А чего дарить? (27)И все дорого.
(28)- Ты еще подарки не приготовила?! - ужаснулась другая девчушка. (29)- Когда же ты успеешь?!
(30) - А ты?..
(31) - Ой, у меня почти все готово... - восхищенно застрекотала девчушка. (32)- Маме я еще осенью купила домашние тапочки на войлоке. (33)У мамочки ноги болят от резины... (34)А там - войлок. (35)Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек. (Зб)Получилось - картинка. (37)Ой, как мама обрадуется! - голос ее прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.
(38)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (39)Лицо живое, милое.
(40)- А дедушке я прямо в этой электричке подарок купила, - продолжался рассказ. (41)- Он любит читать детективы, и я ему купила целых два тома. (42)Он будет такой довольный! - прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. (43)- А бабушке... (44)Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. (45)Я уже все разглядела. (46)Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. (47)Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. (48)Она так будет рада!
(49)И снова - счастливый смех. (50)Лицо девушки светилось радостью, глаза сияли.
(51)- А папочке... (52)У нас такой папа хороший, работящий. (53)И я ему подарю...
(54)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. (55)Опустились на колени раскрытые книги, развернутые листы газет. (56)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок...
(57)А тем временем электричка уже спешила к моей станции. (58)3десь выходит много народу. (59)Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угадывая, какая из них? (60)А молодая женщина, что сидела напротив, на прощанье сказала:
(61) - Спасибо тебе, милая.
(62) Девушка не поняла, о чем речь, улыбнулась недоуменно: за что, мол...
;(63)И в самом деле - за что?
(64)Я вышел из вагона. (65)Дорога славная: березы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. (бб)Спасибо той девочке, которая подарила надежду и заставила задуматься о добром.
(По Б. Екимову)
При помощи речи человек может высказывать свои мысли, доносить до собеседника то, что он чувствует в данный момент, то, чем заняты его мысли, в чем состоят его переживания. Манера речи человека может показать, каков он на самом деле, чем занят его разум, чем он живет, что влияет на его жизнь, каков круг его интересов и каков уровень образования. Высказывания человека достаточно просто можно проанализировать, отвечая на вопрос, кто же человек на самом деле, чего он хочет и чем живет.
Не зря язык каждого нового поколения меняется. Если сравнить речь представителя 19 века с человеком из века 20, можно увидеть существенную разницу не только в суждениях, но и в словах, выражениях, составе предложений. То, что ранее было важно для людей, постепенно уходило из их жизней и, соответственно, речи. Такие слова, как «сударь», «возничий», «ямщик», так часто встречавшиеся в речи представителей 19 столетия, вышли из употребления. На смену им пришли новые слова, потому что возникли новые предметы и явления, которые они обозначали. Слова «товарищ» «водитель», «таксист» были заимствованы из других языков или преобразованы из более старых слов в новые формы. А в 21 веке им на смену снова пришли новые выражения, наполняя привычный смысл новыми словоформами. Таким образом, речь человека постоянно изменяется, наполняется новыми словами и избавляется от уже устаревших.
Большое значение для изменения речи имеют исторические, политические события, происходящие в стране. На речь отдельно взятого человека влияют уже не только глобальные процессы, но и его уровень образования и любознательности. Речь ребенка и взрослого разительно отличается между собой. Детский лексикон пополняется из окружения ребенка - родителей, воспитателей или учителей, друзей. Речь взрослого основывается уже не только на его окружении, но и на образовании и огромном опыте общения. Взрослый человек может варьировать языковые формы, изменять их в зависимости от ситуации. Так, он ласков и нежен в семейной обстановке и серьезен в деловой сфере. Поэтому его речь меняется вместе с его настроением и обстоятельствами, является выражением его истинного «я», его позиции по отношению к окружающим людям.
Человек может не выражать всех своих мыслей словами, но ведь речь - это не только набор слов и выражений. Речь - это еще и интонация, обозначающая не только то, что сказал человек, но и то, как он это сказал. И это тоже является отражением отношения человека к другим людям, предметам или событиям. Поэтому в каждый момент речевого высказывания человек показывает себя, рассказывает о себе и своем отношении к происходящему, ведь речь - это и есть он сам.